Регламентация понятия соучастия в преступлении по УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, научная литература и публикации по теме исследования.
Целью работы является всестороннее изучение института соучастия по уголовному законодательству России и стран дальнего зарубежья. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
раскрытие истории развития института соучастия в уголовном законодательстве;
анализ понятия и признаков соучастия, видов соучастников по УК РФ;
анализ понятия и признаков соучастия по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья;
рассмотрение форм соучастия, оснований и пределов уголовной ответственности соучастников по УК РФ;
рассмотрение форм соучастия, оснований и пределов уголовной ответственности соучастников по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая № 2..docx

— 75.40 Кб (Скачать документ)

Любое деяние нескольких лиц слагается, как известно, из ряда операций, и все они суть элементы, направленные на успешное завершение преступного акта. Действия каждого соучастника есть элементы этого единого деяния. Будучи направленными к единой цели, они, следовательно, находятся в причинной связи с наступившим последствием.

Субъективные признаки соучастия в преступлении характеризуются умышленной виной. Статья 32 УК определяет соучастие как умышленное участие в совершении умышленного преступления. Употребление термина «умышленное» дважды в тексте закона не является случайным. Ранее действовавший закон (ст. 17 УК РСФСР) определял соучастие как умышленное участие двух и более лиц в совершении преступления, что послужило основанием для высказывания различных точек зрения о субъективных признаках соучастия. Из содержания статьи 32 УК вытекает, что соучастие в преступлениях, совершенных по неосторожности, невозможно.9

Субъективный признак соучастия образуют два элемента. Умышленность соучастия означает, что все лица, совершающие преступления совместно, действуют либо с прямым, либо с косвенным умыслом. Согласно ст.25 УК РФ умысел предполагает прежде всего сознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия). В свою очередь осознание как термин психологический означает достаточно четкое представление обо всех особенностях преступного деяния. совершая преступление в соучастии, человек сознает не только общественно опасный характер своего поведения, не только противоправность совершаемого им деяния, но и тот факт, что он действует не один. В этом смысле интеллектуальный элемент умысла соучастника шире, чем умысла индивидуально действующего лица. В.С. Резинкин указывал: «Необходимо то единение воли, которое предполагает знание каждого об умысле других и внешним образом выражается в соглашении».10

Другой элемент субъективного признака - участие в совершении только умышленного преступления. Формулировка закона таким образом прекратила полемику о возможности неосторожного соучастия и соучастия в неосторожных преступлениях.11

Согласно смыслу ст.32 УК РФ соучастие возможно лишь в таких преступлениях, субъективная сторона которых предполагает наличие прямого или косвенного умысла. Согласно ст.25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Если в диспозиции нормы Особенной части указано, что деяние может быть совершено по неосторожности, то соучастие исключается. Однако в ряде норм Особенной части деяние, неосторожность которого очевидна, не содержит необходимых диспозитивных указаний. Так, ч.1 ст.215 УК РФ (Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды) говорит о преступлении, субъективная сторона которого возможна лишь в виде неосторожности. Если такое деяние совершается умышленно, то в зависимости от цели его следует квалифицировать либо как преступление против жизни или здоровья, либо как государственное преступление. В случаях, подобных описанному, соучастие возможно только при доказанности умысла.

Возможность соучастия лишь в умышленном преступлении предполагает сознание лицом всех признаков, образующих состав деяния, в совершении которого он участвует. Так, если субъективная сторона деяния содержит указание на мотив или цель, то они должны осознаваться всеми соучастниками. В противном случае исключается совместность деятельности как важнейший признак соучастия, которая направлена на достижение единой для соучастников цели. Если, например, подстрекатель склонил другое лицо совершить убийство общественного деятеля с целью прекращения его политической активности, а исполнитель, будучи введен в заблуждение, считает, что убийство преследовало иную цель (предположим месть за измену жены), то эти субъекты будут отвечать по разным статьям УК: подстрекатель - по ст.33 и 277 УК РФ; исполнитель по соответствующей части ст.105 УК РФ. Соучастниками должны осознаваться также и другие признаки преступления, которые законодатель включил в диспозицию нормы в качестве обязательных. Так, факт незаконного проникновения в жилище должен быть известен всем лицам, участвующим в совершении кражи, обязательно входить в их умысел. Только в этом случае может быть констатировано соучастие в краже, предусмотренной ч.2 ст.158 УК РФ.

 

3. Регламентация понятия и признаков соучастия в преступлении по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья.

Институт соучастия — один из самых древних институтов английского общего права. Вначале учение о соучастии разрабатывалось в Англии применительно лишь к фелонии. К другим видам преступлений нормы о соучастии не применялись. С ростом в англоамериканском праве доли статутных норм положения общего права были изменены.

В английском общем праве в течение долгого времени была принята следующая классификация соучастников: 1) исполнители и 2) пособники.

Исполнители, в свою очередь, подразделялись на 2 вида: а) исполнители первой степени (лица, которые сами совершили преступление) и б) исполнители второй степени (лица, способствовавшие преступному деянию в момент его совершения).12

Пособники в зависимости от времени совершения ими соответствующих действий, подразделяются на 2 вида: а) пособников до факта совершения преступления и б) пособников после факта совершения преступления.

Таким образом, в английском общем праве институтом соучастия охватывались как сами исполнители, так и все остальные участники преступного деяния. В настоящее время четырехзвенная классификация отменена. Участники всех преступлений являются исполнителями. Однако при назначении наказания судьи учитывают «вклад» каждого из преступников, в связи с чем проблема соучастия по-прежнему актуальна. В уголовно-правовой доктрине под соучастием понимаются действия двух или более лиц по реализации преступного замысла. Понятие «соучастника» используется по-прежнему в юридической литературе, но некоторые авторы относят к нему любых участников преступления, а другие только дополнительных (пособников и подстрекателей).

С субъективной стороны для умышленных преступлений соучастие предполагает единство намерения участников преступления ко времени совершения преступного действия.

По английскому праву соучастие возможно и в неосторожном преступлении. Важно, чтобы действия, приведшие к неосторожному причинению преступного результата, охватывались первоначальным замыслом участников, и, следовательно, результаты этих действий могли бы быть вменены им в вину. Прямой умысел не является необходимой формой связи между соучастниками — достаточно «возможного предвидения» другими участниками совершения исполнителем именно такого рода действия и не обязательна прямая установка на его выполнение.13

«Единое намерение» не всегда включает в себя противоправный элемент. Намерение может быть правомерным, а совершение в результате его осуществления неосторожного (или же со стороны исполнителя умышленного) преступления повлечет уголовную ответственность всех соучастников. Интересно в этом отношении дело Салмона. Английский суд признал виновными в неосторожном убийстве, совершенном в соучастии, группу лиц, занимавшихся стрельбой в цель и по неосторожности причинивших смерть мальчику, проходившему неподалеку от места стрельбища. Застреливший мальчика был признан исполнителем 1 степени, остальные — исполнителями 2 степени (деление на исполнителей 1 и 2 степени тогда существовало).

Исполнитель — это также лицо, совершившее преступление «посредством неодушевленной силы, либо через невиновного посредника»14, т.е. к исполнительству относится и опосредованное исполнительство (посредственное причинение вреда), поэтому присутствие на месте совершения преступления не считается обязательным условием для признания лица исполнителем.

Исполнителями также являются лица, способствовавшие преступлению в момент его совершения. Именно критерий содействия преступлению в момент его совершения, а не содержание самого содействия является существенным для признания лица исполнителем.

Пособником преступления, согласно доктрине, является тот, «кто обеспечивает или консультирует совершение преступления другим лицом, а также руководит им». Пособники преступления могут быть освобождены от уголовной ответственности, если они до момента совершения преступления сделали все от них зависящее для того, чтобы преступление было предотвращено.

Пособничество после факта совершения преступления — теперь самостоятельное преступление в английском уголовном праве.15

Из понятия соучастия по английскому праву исключаются недонесение, попустительство и укрывательство предметов, заведомо добытых преступным путем, либо служивших орудиями совершения преступления.

В ходе реформы уголовного права в США также утратило свое значение традиционное деление соучастников на «исполнителя первой степени»16 (тот, кто непосредственно осуществляет преступление), «исполнителя второй степени» (тот, кто оказывает содействие виновному на месте и во время совершения преступления), «пособника до факта совершения преступления». Законодательство, принятое в большинстве штатов, не пользуется перечисленными категориями, создававшими немалые трудности в практической деятельности судов.

Понятие соучастника во многих УК дается путем перечисления конкретных действий, составляющих соучастие. Так, по УК штата Нью-Йорк соучастник — это лицо, которое «подстрекает, приказывает, настаивает на совершении преступления или умышленно помогает» исполнителю.

В УК отдельных штатов появилось также деление соучастников на подстрекателей и пособников в силу влияния континентального права, где такое деление проводится. В других штатах фигуры пособников и подстрекателей по-прежнему не выделяются.

Однако нередко в уголовных кодексах штатов, вообще, не проводится деление соучастников на виды, а все они именуются «основными участниками».

Требования, относящиеся к поведению и умыслу соучастника, выработанные традиционной англо-американской доктриной, сохраняют силу в качестве условий уголовной ответственности соучастника за действия исполнителя. Соучастие должно выражаться в активных действиях, а не в простом присутствии на месте преступления. Такое невмешательство наказывается лишь в случае, когда у лица была юридическая обязанность предупредить совершение преступления.

Соответствующие формулировки «с намерением», «с целью» и пр. входят в определение действий соучастника практически во всех УК американских штатов.

Самостоятельное преступление составляет в УК штатов приобретение имущества, похищенного другим лицом. В этом случае требуется установление двух обстоятельств: 1) имущество было, действительно, похищено; 2) обвиняемый получил его во владение или распоряжение хотя бы на самое непродолжительное время. Для ответственности за приобретение похищенного другим имущества не требуется обнаружения виновного в хищении, поскольку действия при приобретению похищенного являются самостоятельным преступлением.17

Французское уголовное право различает понятия соучастия и соисполнительства. При этом групповой характер исполнения преступления приобретает юридическое значение лишь в том случае, когда он специально предусматривается нормой Особенной части УК в качестве признака конкретного квалифицированного преступления. Во всех остальных случаях соисполнители несут ответственность по тем же общим правилам, которые относятся к исполнителям, действующим индивидуально.

К Особенной части уголовного права Франции относятся и все вопросы, связанные с организованными формами преступной деятельности. В УК Франции существует немало норм, запрещающих заговоры, сборища, повстанческие сообщества, организации злоумышленников и т.п.

Собственно же соучастием (complicite) принято считать лишь соучастие в узком смысле слова, т.е. такую деятельность других лиц, которая провоцирует или облегчает совершение преступления исполнителем, но сама по себе никаких элементов преступного деяния не содержит. Именно в этих пределах соучастие относится к Общей части. Правда, в некоторых случаях в Особенной части предусматривается ответственность за некоторые действия соучастников в самостоятельном виде, что преследует специальные цели и является, скорее, исключением, нежели правилом. Так, в УК установлена ответственность за неудавшееся подстрекательство к совершению политических преступлений; за организаторскую деятельность и пособничество при незаконном обороте наркотиков и т.п.18

Законодательное определение соучастия во Франции отсутствует. В УК Франции называются лишь виды соучастников.

В теории соучастие, как указывалось, понимается исключительно в узком смысле этого слова. В отличие от исполнителя и соисполнителя, которые лично осуществляют материальные действия, образующие преступное деяние, соучастник — это тот, кто прямо в материальном совершении преступления не участвует, но кто опосредованно и акцессорно присоединяется к нему, провоцируя или облегчая его осуществление.

То обстоятельство, что французский законодатель в ст. 121-6 УК19 приравнял по всем юридическим последствиям соучастие к исполнительству, основано на концепции «заимствования деяния». Согласно этой концепции, соучастник, добровольно присоединяясь к преступлению, своими действиями целиком заимствует преступный характер деяния, совершенного исполнителем (или соисполнителем), и, следовательно, несет за него полную меру ответственности наряду с исполнителем. Конечно, такое заимствование может иметь место лишь при условии, что соучастник знал о намерении исполнителя и понимал, что своими действиями присоединяется к осуществлению этого намерения (психологический признак преступного деяния).

В соответствии с акцессорным пониманием природы соучастия, ответственность соучастника по французскому уголовному праву обусловлена двумя обстоятельствами: а) реальным совершением исполнителем оконченного преступления или же наказуемого покушения на него; б) совершением исполнителем преступления или проступка (не нарушения).20

В многочисленных решениях Кассационного Суда Франции непрерывно подчеркивается, что «основной факт» (т.е. исполнение основного деяния) является одним из необходимых элементов соучастия (решение Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции от 2.07.1958 г. и др.). Это положение достаточно последовательно проводится и на практике. Известны решения Кассационного Суда, по которым соучастники не наказывались, если действия исполнителя почему-либо оказывались по закону ненаказуемыми.

Информация о работе Регламентация понятия соучастия в преступлении по УК РФ