Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:13, контрольная работа
Злоупотребление доверием как признак преступления против собственности известен достаточно давно отечественному уголовному праву. В первом источнике российского уголовного права «Русской правде» уже есть упоминание о совершении определенных деяний с использованием злоупотребления доверием.
Сфера действий большинства современных мошенников - это сфера рыночных отношений, субъектами которой, в конечном счете, являются руководящие кадры производственно-хозяйственных, торговых, финансовых предприятий и учреждений, наделенные правами по управлению и распоряжению материальными и финансовыми ресурсами. Эта категория лиц становится основным объектом психологического воздействия со стороны основных фигур мошеннического предприятия. Достоверная имитация соответствующего стиля поведения, общепринятых в данной среде социальных установок и жизненных стандартов основывается на убедительной игре роли равноправного партнера, обладающего такими же профессиональными знаниями, правомочиями, интеллектуальным уровнем развития, деловыми связями и личными доходами. При этом преступники, зачастую, действительно располагают необходимыми наличными денежными средствами, распоряжаются имуществом, обладают юридически значимыми правомочиями, решают текущие хозяйственные и финансовые вопросы, т.е. не только играют в роль таких же руководителей, но и частично ими являются.
Хищение путем мошенничества в сфере экономики нередко тесно переплетается со взяточничеством. В основном мошенники пользуются нечистоплотностью некоторой части чиновников и хозяйственников, вслед-ствие чего “обманутые” служащие довольно редко изобличают мошенников.
Для преступной деятельности в форме мошенничества вообще не характерны следы, оставленные на месте происшествия. Нередко и места происшествия как такового не существует.
Следы преступной деятельности в данном случае сохраняются в документах, оттисках печатей, на бланках, используемых для обмана государственных служащих, в оставленных на этих предметах следах рук, запаховых следах, а также в мысленных образах, сформировавшихся у тех или иных участников этой деятельности и очевидцев.
При раскрытии механизма мошенничества нередко приходится изучать шрифты печатающих устройств, с помощью которых исполнены документы, подписи соответствующих лиц, особенности штампов, печатей, других предметов, вовлеченных в сферу раскрываемого преступления.
В отличие от краж, где преступник желает и часто остается невидимым, мошеннику в любом случае приходится входить в контакт с группой лиц, имеющих отношение к отпуску материальных ценностей или денег, а значит, у очевидцев, свидетелей практически всегда в памяти сохраняется зрительный образ мошенника. Это обстоятельство учитывается при планировании неотложных оперативных действий по раскрытию преступления.
Несовершенство законодательства как фактор, способствующий совершению мошенничества
Объектом мошенничества по поводу недвижимого имущества является совокупность общественных отношений, складывающихся при переходе права собственности (права владения, распоряжения, пользования) и иных вещных прав на недвижимость, приобретений и утрат ограниченных вещных прав на нее. Непосредственным объектом мошенничества является конкретная форма собственности, определяющая принадлежность недвижимого имущества гражданину, организации, государству.
2. Существование в диспозиции статьи 159 УК РФ "Мошенничество" альтернативного действия "приобретение права на чужое имущество" путем обмана или злоупотребления доверием предполагает возможность существования хищения без предмета, ибо мошенничество есть форма хищения, а право на имущество предметом хищения быть не может. Для движимых вещей приобретение права на чужое имущество необходимо рассматривать как приготовление к хищению, моментом окончания которого является возможность для виновного изъятия и обращения вещи.
3. Нормативное определение хищения, изложенное в Примечании 1 к ст. 158 УК РФ, необходимо скорректировать, убрав разделительный союз "или". Существование союза "или" заставляет рассматривать деяние, сущность которого состоит в "изъятии" чужого имущества без его "обращения", что не дает основания говорить о наличии хищения, ибо у виновного нет факта обладания предметом хищения. Определение хищения необходимо изложить в следующем виде: "Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездные изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества".
Предметом мошенничества, как сказано выше, не может являться право на любое, в т.ч. недвижимое имущество. В результате добровольного вступления, под влиянием обмана, в гражданско-правовые отношения по поводу перехода права собственности и иных вещных прав на недвижимость собственник или иной законный владелец утрачивает не имущество как объект материального мира, относящийся к кругу строго определенных гражданским законодательством вещей, а комплекс вещных прав, предоставляющих возможность обращения имущества в пользу виновного или иных лиц без его изъятия: право собственности, право на наследуемое имущество, иное вещное право, максимально приближенное к праву собственности по объему правомочий. Непосредственным предметом такого преступления являются документы, на основании обладания которыми мошенник приобретает вещное право на чужое недвижимое имущество. Обман как способ совершения преступления является одним из основных криминалообразующих обстоятельств, используемых при конструировании ряда составов Уголовного кодекса РФ, в том числе и о преступлениях, не посягающих на отношения собственности. В то же время понятие "обмана" не имеет нормативного закрепления. Однозначное определение обмана как способа совершения преступления должно быть закреплено в виде Примечания 1 к ст. 159 УК РФ "Мошенничество" в следующем виде: "Под обманом в тексте настоящего Кодекса понимаются действия, направленные на искажение истины или умолчание о ней, побуждающее гражданина к совершению юридически значимых действий".
Злоупотребление доверием не должно рассматриваться как самостоятельный способ совершения мошенничества, является разновидностью, вариацией обмана. Основное различие обмана и злоупотребления доверием состоит в том, что при совершении обмана виновный осуществляет деяние для получения потерпевшим ложной информации, ограничения доступа к информации истинной, либо не предпринимает должных действий для получения потерпевшим истинной информации (искажение истины или умолчание о ней), а при злоупотреблении доверием виновным используется уже имеющаяся ложная информация, сложившаяся у потерпевшего по поводу намерений виновного. Однако использование виновным данного обстоятельства является не чем иным, как "умолчанием об истине", т.е. пассивной формой обмана.
Специалисты в области обращения недвижимости утверждают, что 80 % преступлений, зарегистрированных на рынке жилья, происходят из-за несовершенства налогового законодательства. Они считают, что граждане будут и впредь совершать теневые сделки с недвижимым имуществом, пока налоговые ставки не станут меньше и дифференцированнее.
Приведем лишь один пример мошенничества в сфере обращения недвижимого имущества, связанного с использованием статуса соинвестора строительства.
При строительстве большого элитного дома преступники по поддельным или утраченным паспортам зарегистрировали фирму, которая заключила с генеральным застройщиком договор об участии в инвестировании, который был оформлен в установленном законом порядке в Комитете муниципального жилья. Некоторое время спустя мошенническая фирма попросила у застройщика всю документацию на строительство, мотивируя свою просьбу тем, что документация необходима для оформления кредита в банке.
Затем мошенническая фирма направила застройщику письмо о том, что в кредите ей было отказано и она вынуждена прекратить сотрудничество и отказывается от претензий на квартиры в строящемся доме. На конечном этапе строительства дома фирма сняла офис и дала объявление в СМИ о продаже квартир в элитном доме по демпинговым ценам. В фирму обратились несколько десятков покупателей. Сделки по покупке квартир были зарегистрированы согласно имевшемуся в распоряжении мошеннической фирмы документу.
К моменту заселения оказалось, что у застройщика имелось официальное письмо фирмы с отказом от претензий на квартиры в данном доме. Саму фирму к этому моменту найти уже было невозможно.
Профилактика мошенничества в сфере оборота недвижимого имущества
Профилактика мошенничества в сфере оборота недвижимого иму-
7 Например, Б.В. Волженкин упоминает не менее 20 составов преступлений, предусмотренных действующим уголовным законодательством России, в которых обман выступает в качестве признака объективной стороны. См.: Волженкин Б.В. Мошенничество: Серия "Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе". СПб., 1998. С. 19-20.
13
щества, получившего в последние годы достаточно широкое распространение и отличающегося разнообразием способов совершения должна строиться в двух основных направлениях:
1) совершенствование механизма действующей системы обязательной государственной регистрации сделок с недвижимостью, максимально затрудняющей риск совершения мошеннических операций;
» 2) модернизация норм уголовного законодательства, один из вариантов
которой предложен в настоящем исследовании.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в уточнении сущности мошеннического посягательства на такой объект, как вещные права на недвижимое имущество. Уголовное право, в отличие от права гражданского, в содержание понятия "имущество" не вкладывает имущественные права, что, по мнению автора, не способствует организации эффективной охраны рынка, на котором продвигаются не только вещи, но и права на них, от мошеннических посягательств. В диссертации, на основе авторской аргументации, обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ в части введения ответственности за незаконное приобретение права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество способом обмана. Материалы данного исследования не только несут в себе существенное приращение научного знания по данной проблеме теории уголовного права, но могут стать отправной точкой для целого ряда исследований, как по теории уголовного права, так и по иным на-учным дисциплинам криминального цикла - криминологии, криминалистике, уголовному процессу, теории оперативно-разыскной деятельности.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что в нем содержатся рекомендации по квалификации неправомерного приобретения вещных прав на чужое недвижимое имущество. Автором сформулированы обоснования конструирования новой нормы, свободной от родовых ограничений хищения и способной защитить собственников и иных доб-*
14
росовестных владельцев недвижимого имущества от посягательств на принадлежащие им имущественные права, совершаемых способом обмана.
Мошенники могут дать рекламу в печати о намерении совершить разовую сделку, причем выставляемые условия более выгодны для контрагента, чем обычно при заключении такого рода сделок. Зная этот признак мошенничества, а также обычные условия заключения подобных сделок, оперативный работник может выявить мошенническую рекламу и выйти на мошенническую группу.
[1] Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М.: НОРМА, 1997. С. 252-253.
[2] ст. 159 УК РФ
[3] ст. 327 и 159 УК РФ
[4] Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. - 1996. - № 3(88).
Информация о работе Расследование машенничества в сфере оборота жилья