Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является особо актуальной в современных условиях, когда преступники используют передовые методы и технические средства совершения преступлений, а кроме того различные новейшие технологии противодействия правоохранительным органам обнаружении и раскрытии совершенных преступлений. Большое значение должно предаваться раскрытию новых видов преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, еще не имеют достаточного опыта.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 43.93 Кб (Скачать документ)

Введение

Данная тема является особо актуальной в современных условиях, когда преступники используют передовые методы и технические средства совершения преступлений, а кроме того различные новейшие технологии противодействия правоохранительным органам обнаружении и раскрытии совершенных преступлений. Большое значение должно предаваться раскрытию новых видов преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, еще не имеют достаточного опыта.

Изменение политического устройства государства, смещение приоритетов в соотношении интересов государства и личности в пользу личности требует от прокуроров осуществления надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в соответствии с новыми потребностями общества, действительного обеспечения прав и свобод личности. Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществлении, привлечении к подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств, все это требует и соответствующего уровня надзора.

В своей работе я постараюсь раскрыть сущность, содержание и основные цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, а также особенности полномочий и организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

ОРД представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.

Необходимо отметить, что деятельность органов, осуществляющих ОРД, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Например, проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»), затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной жизни; а обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности (ст. 6 ФЗ «Об ОРД») ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища. А как известно, ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, закрепленным в законе.

На основании изложенного можно сформулировать сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которая состоит из двух аспектов: во-первых, это надзор за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а во-вторых – охрана конституционных прав и свобод личности, оказавшейся в области этой борьбы.

Таким образом можно сказать, что целями прокурорского надзора являются:

  • предупреждение и пресечение возможных нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • устранение причин и условий, способствующих данным нарушениям;
  • своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав и интересов, возмещение причиненного вреда, привлечению виновных должностных лиц и сотрудников органов, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности.

В статье 29 ФЗ «О прокуратуре» закреплен предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, который включает в себя:

1. Обеспечение законных гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, определены общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договорами. В Конституции РФ также учтены положения о правах и свободах человека и гражданина, предусмотренные во Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г., в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и других актах. Такие из них, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и тайну корреспонденции (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ гарантирует право на тайну переписки), нашли отражение в ч. 1 ст. 5 Закона «Об ОРД». Данная норма предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина. Это положение без существенных изменений перенесено Приказ Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», где записано, что «предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. В ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено разглашать без согласия граждан, сведения, которые затрагивают не только неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, что в полном объеме соответствует ст. 23 Конституции РФ.

В статье 30 Конституции РФ закреплено право на объединение и гарантирована свобода деятельности общественных объединений. Применительно к оперативно-розыскной деятельности это выражено в ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД, где закрепляется, что органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности2.  
В определенной степени к сфере оперативно-розыскной деятельности имеет з отношение гарантированное в статье 20 Конституции РФ право на жизнь. Это нашло отражение в ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД, которая предписывает использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. 
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну состоит в запрете сбора, хранения, использования и распространения информации, касающейся частной жизни лица и членов его семьи, его близких родственников. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. (ст. 4), предусматривает, что сведения конфиденциального характера, полученные должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного. В юридических материалах поддерживается точка зрения о том, что включает в себя понятие неприкосновенности личной жизни: это вся сфера семейной жизни, родственных и дружеских связей, домашнего уклада, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий, образ жизни, увлечения, творчество, сведения биографического характера, о состоянии здоровья, роде деятельности. Считается, что не могут составлять тайну частной жизни общеизвестные или приравненные к ним сведения. Не будет, согласно позиции отдельных органов Совета Европы, вторжения в частную жизнь в случаях, когда лицо своими действиями способствует открытости информации. В то же время согласно определению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1988 г. № 86-O являются вторжением в частную жизнь случаи наблюдения за происходящим в жилище гражданина с использованием таких технических средств, которые позволяют наблюдать за происходящим без физического проникновения в помещение.  
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности в РФ имеет свою специфику, связанную со специальной защитой отдельных лиц. Так, в отношении некоторых категорий должностных лиц установлены дополнительные ограничения по проведению оперативно-розыскных мероприятий. Согласно Конституции РФ неприкосновенностью обладают Президент РФ (ст. 91); члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ (ст. 98); судьи (ст. 122). Специальные законы в отношении названных категорий лиц детализируют положения Конституции РФ. Согласно ст. 16 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а также досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Из этого следует, что при проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи необходимо наличие возбужденного в отношении него уголовного дела.

Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В Приказе Генерального прокурора РФ закреплено, что уполномоченные прокуроры должны обращать внимание на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Прокуроры обязаны принимать во внимание не только совершеннолетие и дееспособность гражданина, но и другие условия, такие как: запрет контрактных отношений с депутатами, судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений; сохранение конфиденциальности лиц, привлеченных к сотрудничеству; обеспечение безопасности сотрудничающих лиц и членов их семей; освобождение от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий3.

2. Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Относительно данного элемента можно привести мнение Ю.Е. Винокурова. Он придерживается следующей позиции. Порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях регламентируется в уголовно-процессуальном законодательстве (гл. 19 УПК РФ). Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не относятся к органам, которые разрешают эти заявления. В ст. 37 УПК РФ говорится о проверке прокурором исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в ходе досудебного производства.4 Закон об ОРД не предусматривает разрешение заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, это не является задачей оперативно-розыскной деятельности и не вменяется в обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, оснований, достаточных для включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях - не имеется. Однако Генеральная прокуратура РФ в Приказе Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 закрепила положение о том, что в предмет прокурорского надзора входит установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

3. Соблюдение установленных законом запретов при осуществлении ОРД. Так, органам, осуществляющим ОРД запрещается:

  • проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
  • принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
  • разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
  • фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.5

4. Законность при проведении ОРМ, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, при принятии должностными лицами решений, соблюдение порядка выполнения ОРМ, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов. К порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского надзора, относятся:  
• исполнение законодательства о субъектах осуществления оперативно-розыскной деятельности;

• исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных мероприятий;

• исполнение законодательства об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

• исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий;

 • исполнение законодательства о порядке документирования оперативно-розыскных мероприятий.  
 
Для того, чтобы оценить, соответствует ли требованиям закона то или иное оперативно-розыскное мероприятие, прежде всего необходимо, безусловно, определить, входит ли оно в исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, определенный законом (ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД). Отсутствие в законе формулировок, определяющих содержание оперативно-розыскных мероприятий, влечет невозможность отнесения проведенного мероприятия к тем, которые перечислены в законе.

Оперативно-розыскное мероприятие может соответствовать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установленном законом порядке (ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий также должны быть соблюдены основания их проведения и условия проведения, перечисленные в соответственно в статьях 7 и 8 ФЗ «Об ОРД».

 В процессе оперативно-розыскных мероприятий осуществляется документирование, которое предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД. Эта норма закона регламентирует лишь общий порядок документирования. Более детальный порядок документирования определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Документирование оперативно-розыскной деятельности имеет некоторое сходство с уголовно-процессуальным доказыванием. Однако в отличие от процессуального доказывания документирование в сфере оперативно-розыскной деятельности осуществляется специальными субъектами. Кроме того, специфичны и условия, в которых оно протекает, и используемые при этом средства и методы. С позиции прокурорского надзора представляет интерес объем данных, который должен быть выявлен и зафиксирован. В связи с этим существует проблема определения пределов документирования. Ю.Е. Винокуров считает, что при определении степени достаточности документирования следует исходить из того, выполнены ли в процессе оперативно-розыскной деятельности стоящие перед ней задачи. Поэтому объем и характер документирования будет зависеть от того, какая конкретно задача выполняется.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность