Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:49, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке комплекса мер противодействия фактам незаконного оборота драгоценных металлов и камней, которые позволят обеспечить нормальное функционирование соответствующей сферы экономических отношений.
Для достижения указанных целей ставятся следующие исследовательские задачи:
- определить объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
- раскрыть признаки объективной стороны незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуг;
- исследовать субъективные признаки незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуг;
- раскрыть проблемы квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуг;
- сформулировать выводы.
Таким образом, диспозицией ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие альтернативный действия, в своей совокупности или по отдельности составляющие незаконный оборот драгоценных металлов и камней:
Сложность анализируемого состава преступления заключается еще и в том, что диспозиция нормы, закрепленной в ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, является бланкетной и отсылает к нормам цивилистического законодательства, которое, к сожалению, несовершенно и содержит в себе многочисленные коллизии и пробелы. Наибольшую сложность при квалификации исследуемого преступления составляет то, что правовые акты, регулирующие оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, в настоящее время крайне несовершенны.
Следует отметить, что одной из проблем является название ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащей в себе слово «оборот». Диспозиция ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации не имеет конкретных указаний на содержание понятий «оборот», «совершение сделок», «незаконная перевозка», «незаконная пересылка», «незаконное хранение» драгоценных металлов и драгоценных камней. В связи с этим представляется целесообразным раскрыть указанные понятия.
В Уголовном кодексе Российской Федерации законодатель использует термины «оборот» и «обращение» в качестве синонимов. Так, в ст. 220 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится о незаконном обращении с радиоактивными материалами (приобретение, хранение, использование, передача или разрушение), а в ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации – о незаконном обороте сильнодействующих веществ (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка, а равно незаконный сбыт).
В преамбуле Федерального закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» говорится, что данный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота). В законе также дается определение: «правила обращения (оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней — это установленная специальными нормативными актами совокупность приемов, методов и последовательность действий, выражающихся в переходе права собственности и иных имущественных прав». Следовательно, законодатель считает термины «гражданский оборот» и «обращение» тождественными.
Уголовную ответственность влекут нарушения правил совершения двух операций из вышеперечисленных действий. За рамками состава преступления остались нарушения правил совершения таких операций с драгоценными металлами и камнями, как изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, использовании, переработке и обработке, а также ввоз и вывоз с территории России драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них. Поскольку рынок драгоценных металлов и драгоценных камней расширяется и возможно разрешение и других операций, то диспозицию исследуемой нормы следует сформулировать в следующей редакции: «нарушения правил операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями». В такой редакции уголовный закон будет более гибко реагировать на изменение специальных правил.
Незаконность таких сделок может быть обусловлена неправомерностью их добычи и производства, при отсутствии лицензии на совершение таких действий. Незаконными признаются сделки по поводу предмета преступления, заключенные между физическими лицами. Скупочным организациям и индивидуальным предприятиям запрещено скупать алмазное сырье, необработанные природные жемчуг и драгоценные камни и т.д. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа также определяется Правительством РФ14.
Незаконное хранение, перевозка, пересылка будут иметь место в случае, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.
Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней с последующим заключением с ними незаконных сделок требует квалификации по совокупности преступлений – ст. 158-162 Уголовного кодекса Российской Федерации (в зависимости от формы хищения) и ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не может рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Такие действия, при наличии соответствующих признаков, должны квалифицироваться по ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям изучаемой уголовно-правовой нормы признак «в крупном размере» относится и к совершению сделки с драгоценными металлами и камнями в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, и к незаконному их хранению, перевозке и пересылке. Он определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Согласно примечанию к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла15. Виновный осознает общественно опасный характер совершаемого им незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (интеллектуальный момент) и желает совершить его (волевой момент). Например, «версия защиты об отсутствии у Поповой умысла на продажу слитков серебра и о намерении узнать только их стоимость, опровергается показаниями свидетеля А. о том, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» по выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом драгоценных металлов, к нему обратилась Попова и предложила приобрести у нее техническое серебро, при этом показала его, назвала вес и цену. Он ответил отказом, после чего Попова была задержана»16.
Иные признаки субъективной стороны – мотив и цель – являются факультативными и не влияют на квалификацию преступления, но могут быть учтены при назначении наказания.
Исследование мотива и цели незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней позволяет определить направление профилактической деятельности в борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается признавать – физическое лицо (граждане России, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства), достигшее 16 лет, вменяемое, совершившее незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней.
В то же время исследование преступной деятельности в рассматриваемой сфере позволило установить, что незаконные сделки с данными ценностями могут осуществляться как общим субъектом преступления, так и специальным субъектом – должностным лицом, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Совершение рассматриваемого преступления этой категорией лиц признано более общественно опасным, нежели совершение его иными лицами. Как представляется, целесообразным учесть исторические традиции правового регулирования квалифицирующих признаков незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и вернуться к прежней практике дифференциации ответственности за данное преступление с учетом должностного положения лица. Ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации следует дополнить этим квалифицирующим признаком.
Субъектом может быть физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет и выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, как гражданин РФ, так и лицо без гражданства либо иностранец.
Например, «М., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, будучи поставлен на специальный учет в Центральной государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты 22.07.2009 года, и обладая опытом работы, достоверно знал о порядке оборота природных драгоценных камней и был осведомлен об ответственности, предусмотренной за нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.
27.05.2010 года М., находясь в ювелирной мастерской по адресу: Калужская область Бабынинский район п. Воротынск ул. 50 лет Победы д. 16, имея при себе природный драгоценный камень - ограненный природный алмаз (бриллиант) массой 0,03 карат, не являющийся ювелирным и бытовым изделием и ломом таких изделий, действуя с целью наживы из корыстных мотивов, имея умысел на незаконный оборот природного драгоценного камня, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, договорился с выступающим в роли покупателя в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» Г. о совершении сделки по купле-продаже природного драгоценного камня – ограненного природного алмаза (бриллианта) массой 0,03 карат за 1600 рублей.
После чего, реализуя свой преступный умысел 21.06.2010 года около 11.00 часов М., находясь в помещении ювелирной мастерской по адресу: Калужская область, Бабынинский район, пос. Воротынск, ул. 50 Лет Победы, д. 16, в нарушение правил, установленных вышеуказанными нормами Федерального закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Постановления Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 372 года, Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731, незаконно, без наличия сертификата на камень, без индивидуальной упаковки, без передачи покупателю товарного чека, продал Г. за 1 600 рублей данный природный драгоценный камень, который согласно заключению эксперта № 1229 является ограненным природным алмазом (бриллиантом) массой 0,03 карат, то есть умышленно совершил сделку, связанную с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд признал М. виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации» 17.
Вместе с тем, в правовой литературе отмечается, что законодателю следует повысить возраст уголовной ответственности по данному преступлению и определить его с 18 лет, т.е. с момента совершеннолетия18.
В частности, субъектом преступления может быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также физические лица – члены артелей старателей, добывающие полезные ископаемые на основании лицензии, а также лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней.
Квалифицированные виды незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, как и любого другого преступления, определяются квалифицирующими признаками. Часть 2 ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации имеет два квалифицирующих признака.
В целом это комплексная преступная деятельность, осуществляемая как отдельными субъектами, так и организованными преступными группами19. Поэтому, квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации является совершение незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.
В ч. 2 ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за совершение преступления организованной группой. Для определения данного признака необходимо обратиться к ч. 3 ст. 35 УК РФ, в которой указываются признаки организованной группы. Согласно этой норме «преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».
Совершение преступления группой лиц, или соисполнительство, - это такая форма соучастия, при которой каждый из соучастников полностью или частично выполняет объективную сторону конкретного состава преступления, т.е. действия каждого из соучастников вписываются в юридические границы состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ. Выполнение объективной стороны состава определенного преступления заключается прежде всего в исполнении ее деяния.
Судебная практика допускает расширительное толкование соисполнительства, включая в него действия присутствовавших на месте и во время совершения исполнителем преступления лиц, которые выполняли часть объективной стороны состава преступления. Однако эти действия являлись не частью основного признака последней - деяния, а частью ее других признаков (времени, обстановки и т.д.). Например, действия лица, подстраховывавшего других соучастников хищения от возможного обнаружения совершаемого преступления, являются соисполнительством (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»20).