Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:09, курсовая работа
В последнее время на территории Российской Федерации значительно возросло число преступлений, совершаемых устойчивыми вооруженными группами (бандами). Наибольшее количество таких преступлений в настоящее время зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Ростовской и Кемеровской областях. В указанных пяти регионах выявлена почти треть всех фактов совершения бандитизма в нашей стране.
Введение 3
Глава 1. Понятие бандитизма в российском уголовном праве 5
1.1. Понятие бандитизма 5
1.2. Объективные признаки бандитизма 8
1.3. Субъективные признаки бандитизма 14
Глава 2. Формы совершения бандитизма 17
2.1. Создание банды и руководство ею 17
2.2. Участие в банде или в совершаемых ею нападениях 22
2.3 Создание вооруженной банды, руководство бандой, участие в
вооруженной банде или в совершаемых ею нападениях с
использованием своего служебного положения 25
Глава 3. Отграничение бандитизма от смежных составов 27
Заключение 33
Библиография 34
Создание банды - это первоначальная стадия формирования вооруженной банды, после чего можно сказать, что устойчивая вооруженная группа (банда) создана. В дальнейшем действия организатора могут быть различными, что будет влиять на квалификацию совершенных им деяний. Так, после создания банды организатор может стать либо ее руководителем, либо раствориться среди остальных участников банды, выполняя порученные ему задания уже новым руководителем. В первом случае он становится организатором-руководителем, во втором - организатором-участником. В силу ч. 5 ст. 35 Уголовного кодекса РФ организатор банды несет ответственность не только за организацию банды (создание, руководство), но и за все совершаемые бандой преступления (как ее участник), если они охватывались его умыслом, потому как в ч. 1 и ч. 2 ст. 209 УК РФ речь идет о самостоятельных, не совпадающих по содержанию формах бандитизма, в силу чего они не могут быть взаимопоглощаемы (584)13.
В реальной жизни может сложиться и такая ситуация, когда лицо, создавшее вооруженную банду, сразу же выйдет из нее. В этом случае оно все равно будет нести ответственность по ч. 1 ст. 209 Уголовного кодекса РФ, так как создание банды считается оконченным преступлением с момента ее формирования. Но если банда еще не была создана, и не были подобраны все члены банды, она еще не была вооружена, можно поставить вопрос о добровольном отказе организатора от продолжения действий по созданию банды. Однако в данном случае организатор должен принять все меры к тому, чтобы создание банды не было завершено иными лицами, которых он уже успел склонить к участию в банде. Это строгое требование закона, изложенное в ч. 4 ст. 31 Уголовного кодекса РФ, полностью распространяется и на подобные случаи. Если же организатор банды начал действия по ее созданию, но не закончил в силу их пресечения правоприменительными органами либо другими, не зависящими от этого лица обстоятельствами, он должен нести ответственность за покушение на создание вооруженной банды. Отказ от продолжения действий по созданию банды должен рассматриваться, как смягчающее вину обстоятельство.
После стадии создания организованной вооруженной группы все основные функции по управлению сосредоточиваются в руках руководителя. Но им, как отмечалось ранее, может стать не только организатор, но и любой член банды, который сосредоточит в своих руках эти функции.
Понятие руководства бандой дается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому оно означает принятие решений, связанных как с планированием и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений. Руководство созданной бандой может заключаться в определении ее преступной деятельности, выборе конкретных объектов и способов, совершаемых бандой нападений, "воспитательной" работе с личным составом, наказании провинившихся членов банды, принятии решений о физической ликвидации потерпевших и свидетелей, укрывательстве и сбыте похищенного имущества. Содержание и функции руководителя банды не всегда легко распознать и отличить их от деятельности других участников банды, потому как принимать участие в планировании преступлений, в их организации, в обеспечении функционирования банды могут все участники банды. Руководителя же отличает то, что именно он определяет, в конечном счете, что, как и когда будет делать банда, то есть он принимает решения, определяющие всю деятельность вооруженной банды на далекую или близкую перспективу (с. 152)14.
Руководство предполагает, что: а) лицо, создавшее банду, является ее главарем или одним из лидеров (в этом случае оно несет ответственность одновременно за создание и последующее руководство бандой); б) лицо было выдвинуто руководителем или одним из главарей (хотя и не принимало участия в организации банды). Для него преступление будет оконченным с момента дачи им согласия на выполнение функций руководителя или главаря банды, подтвержденное любыми практическими действиями. Сюда же следует отнести выполнение руководящих функций в составе банды, т.е. руководство отдельными операциями, участие в планировании преступного акта, руководство отдельными подразделениями и т.п.
Таким образом, организация банды и руководство ею являются самыми опасными формами бандитизма, но на практике основной формой все же выступает - участие в банде и в нападениях совершаемых ею.
Приведём пример из практики Верховного суда РФ:
Установлено, что после того как члены организованной преступной группы Нефедов и Забродин были задержаны работниками милиции, Малюченко, Панин, Антонов и Голендеев решили организовать устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан. Глазецкий также был привлечен к участию в банде для совершения планируемых разбойных нападений на граждан и хранил у себя дома одноствольное охотничье ружье, из которого изготовил обрез.
По приговору суда Глазецкий осужден по ч.3 ст.146 УК РСФСР ч.ч. 1 и 2 ст.209 и ч.2 ст.167 УК РФ.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации изменила приговор, исключила осуждение его по ч.2 ст.209 УК РФ.
В надзорной жалобе осужденный Глазецкий поставил вопрос о переквалификации его действий с ч.1 ст.209 УК РФ на ч.2 ст.209 УК РФ, поскольку он не являлся ни организатором, ни руководителем банды, а был лишь вовлечен в банду и являлся ее участником.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации удовлетворил надзорную жалобу по следующим основаниям.
Суд при квалификации действий Глазецкого по ч.1 ст.209 УК РФ сослался на то, что он состоял в устойчивой вооруженной группе (банде) совместно с другими осужденными по данному делу, принял активное участие в организации вооруженной банды, изготовив обрез из гладкоствольного охотничьего ружья.
По смыслу уголовного закона под организацией банды понимаются любые действия, результатом которых стало создание устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо предприятия, учреждения, организации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании соучастников, приобретении оружия, разработке планов и распределении ролей между членами банды.
Ни одно из указанных действий в вину Глазецкому не вменялось.
Кроме того, суд в приговоре признал, что Малюченко, Панин, Антонов и Голендеев не прекратили свою преступную деятельность и после того, как работниками милиции были задержаны Нефедов и Забродин. Они решили организовать банду в целях нападения на граждан, и для участия в банде и в совершении планируемых разбойных нападений был вовлечен Глазецкий, который из хранившегося у него дома охотничьего ружья изготовил обрез.
Следовательно, никаких действий, результатом которых стало создание банды, Глазецкий не совершал, а был привлечен иными лицами к участию в банде и совершаемых ею нападениях. Эти действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст.209 УК РФ.
При таких обстоятельствах действия Глазецкого переквалифицированы с ч.1 ст.209 УК РФ на ч.2 ст.209 УК РФ15.
2.2. Участие в банде или в совершаемых ею нападениях
Для состава бандитизма достаточно также и одного факта участия в вооруженной банде, то есть факта вступления в вооруженную банду и выполнения в интересах этой банды тех или иных преступных действий, хотя бы вступивший в банду и не принимал непосредственного участия в совершаемых бандой нападениях. Участие в вооруженной банде может выражаться в снабжении банды оружием, подыскании подходящих для нападения объектов, в сокрытии членов банды и оружия, в хранении и сбыте приобретенного бандой преступным путем имущества, предоставлении помещения для встреч членов банды, привлечения новых членов в нее.
Состав бандитизма будет и в том случае, когда лицо, не являющееся членом банды, принимало участие в нападении, совершенном вооруженной бандой, если, конечно, данное лицо сознавало, что принимает участие в нападении, совершаемом вооруженной бандой. Объектом совершаемых вооруженной бандой нападений могут быть государственные учреждения (например, банки, сберегательные кассы, почтово-телеграфные отделения, магазины, склады, рестораны, столовые, палатки), общественные учреждения и организации (например, кооперативные магазины), либо отдельные лица - граждане. Нападения при бандитизме могут быть совершены также и на представителей власти, и на народных дружинников, пытающихся воспрепятствовать преступной деятельности бандитов и задержать их (с. 203])16.
Обычно совершаемые бандой нападения бывают связаны с применением насилия в отношении работников организаций или частных лиц и представителей власти. При этом применяемое бандитами насилие может быть как физическим (например, причинение смерти, нанесение телесных повреждений, удары и побои, лишение и ограничение свободы), так и психическим (например, угроза причинением смерти, нанесением телесных повреждений и совершением иных насильственных действий).
Нападения вооруженной банды на государственные, общественные учреждения и предприятия и на отдельных граждан обычно сопряжены с хищением государственного и общественного имущества или похищением личного имущества граждан. Такие нападения могут сопровождаться и уничтожением и повреждением государственного, общественного или личного имущества граждан. При нападениях банды нередки случаи и оказания вооруженного сопротивления представителям власти, а также насильственного освобождения арестованных из-под стражи. Иногда, бандитские нападения могут сопровождаться и групповым изнасилованием.
Деятельность рядовых членов банды квалифицируется по ч. 2 ст. 209 Уголовного кодекса РФ как участие в банде или в совершаемых ею нападениях. Участие в банде заключается не только в непосредственном участии в совершаемых бандой нападениях, но и в выполнении иных действий в интересах банды: финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов для нападения, обеспечение транспортом, установление контактов с коррумпированными работниками правоохранительных органов. Участие же в совершаемых бандой нападениях заключается в непосредственном участии хотя бы в одном нападении банды лица, которое, не являясь членом банды, сознавало, что принимает участие в преступлении, совершаемом бандой. Участник банды согласует свое поведение и функции с другими участниками, а те согласуют свое поведение с ним. Имеет место взаимное согласование действий виновных в ходе совместного приготовления к преступлению, каждый из участников обязуется выполнять согласованную часть единого преступного посягательства и сознает, что эта деятельность осуществляется в связи с принадлежностью его к банде.
Участие в банде признается оконченным с того момента, когда лицо узнавшее о преступных намерениях банды, дало согласие на вступление в нее и выполнение отдельных поручений, подкрепив это конкретной практической деятельностью, а не только выразив словесное заявление. Совершенно не обязательно, чтобы это лицо знало всех или нескольких членов банды. Для признания лица участником банды при наличии определенных субъективных моментов достаточно его взаимодействия xoтя бы с одним членом банды или ее руководителем. Нападением следует считать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение вооруженной банды следует считать состоявшимся даже в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось, а цель преступления была достигнута за счет высказанной или очевидной для потерпевшего угрозы его применения (с. 226)17.
Действия лиц, не входивших в состав вооруженной банды и не участвовавших в совершенных бандой нападениях, но оказавших банде или отдельным ее членам содействие в преступной деятельности, должны рассматриваться и квалифицироваться, как соучастие в указанном преступлении. Эти действия должны носить разовый характер, так как при систематическом их совершении лицо автоматически становится членом банды.
Как уже было выше сказано, субъектом бандитизма может быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, входящие в состав банды или участвовавшие в нападениях, совершенных вооруженной бандой, могут нести уголовную ответственность за конкретно совершенные ими преступления, указанные в ст. 20 Уголовного кодекса РФ (например, за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой и другие действия, но не за бандитизм). Таким образом, лицо, давшее согласие на участие в преступлении вооруженной банды при условии, что оно осознает, что имеет дело с этой бандой и если он знаком хотя бы с одним членом вооруженной банды или ее руководителем, автоматически становится полноправным членом банды и отвечает за ее действия, как полноправный член банды [2.11, с. 250].
ГЛАВА 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ БАНДИТИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Часто в практической деятельности возникают случаи, когда совершение иных преступлений имеет некоторое сходство с бандитизмом. Поэтому возникает необходимость проведения разграничения между составом бандитизма и составами других преступлений. Так, в силу некоторой внешней схожести действий, составляющих объективную сторону бандитизма, сопряженного с вооруженным нападением и применением насилия или угрозой его применения, возникает необходимость отграничить бандитизм от некоторых смежных составов, которые также посягают на неприкосновенность личности, её жизнь, здоровье и имущественные права. И, прежде всего, бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Таблица 1
Отграничение преступного
Преступное сообщество |
Банда | |
Объективная сторона |
1. Сплоченная организованная |
1. Организованная группа |
2. Может не иметь оружия |
2. Всегда вооруженная группа | |
3. Объединение нескольких |
3. Объединение группы лиц | |
4. Круг общественно опасных |
4. Круг общественно опасных | |
Субъективная сторона |
1. Цель — совершение убийств, разбоев,
тяжких и особо тяжких |
1. Цель — нападение, может быть и не сопряжено с убийством |
2. Умысел — прямой, заранее обдуманный и определенный |
2. Умысел — прямой, но может быть внезапно возникший и не конкретизированный | |
3. Объединяет в себе |
3. Состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов). |
Итак, преступное сообщество характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда. Преступное сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю данного сообщества в целом. Поскольку преступное сообщество предполагает объединение нескольких организованных преступных групп, то естественно, общее количество его участников намного превосходит тот количественный показатель в два или три человека, который необходим для признания наличия организованной группы - банды. В отличие от преступного сообщества, банда — это всегда вооруженная устойчивая группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их совершения непосредственного применения оружия, например, при совершении экономических преступлений (с. 351)19.
Информация о работе Понятие бандитизма в российском уголовном праве