Понятие бандитизма в российском уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время на территории Российской Федерации значительно возросло число преступлений, совершаемых устойчивыми вооруженными группами (бандами). Наибольшее количество таких преступлений в настоящее время зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Ростовской и Кемеровской областях. В указанных пяти регионах выявлена почти треть всех фактов совершения бандитизма в нашей стране.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие бандитизма в российском уголовном праве 5
1.1. Понятие бандитизма 5
1.2. Объективные признаки бандитизма 8
1.3. Субъективные признаки бандитизма 14
Глава 2. Формы совершения бандитизма 17
2.1. Создание банды и руководство ею 17
2.2. Участие в банде или в совершаемых ею нападениях 22
2.3 Создание вооруженной банды, руководство бандой, участие в
вооруженной банде или в совершаемых ею нападениях с
использованием своего служебного положения 25
Глава 3. Отграничение бандитизма от смежных составов 27
Заключение 33
Библиография 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая УП бандитизм.docx

— 90.42 Кб (Скачать документ)

Нападение при совершении бандитизма – это не только акт применения насилия, но и определенный процесс, имеющий временные границы, в течение которого сохраняется реальная опасность применения насилия к определенному кругу лиц. Главной составной частью нападения считается применение или возможность применения насилия. В уголовно-правовом смысле нападение это – «агрессивное противоправное действие, совершенное с какой-либо преступной целью и создающее реальную и непосредственную опасность немедленного применения насилия, как средства достижения этой цели». Формы совершения нападения различаются по форме воздействия на потерпевшего, то есть либо применение насилия (физического или психического) либо создание реальной угрозы его немедленного применения. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ – «нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось».

В составе бандитизма выделяют следующие формы совершения бандитизма: создание банды; руководство бандой; участие в ней и в нападениях, совершаемых бандой; создание банды, руководство бандой, участие в ней и в совершаемых ею нападениях с использованием своего служебного положения. Для состава бандитизма достаточно совершение хотя бы одного из этих деяний. Состав этого преступления является усеченным, поскольку считается оконченным с момента создания банды.

Рассмотрим пример бандитизма из практики Верховного суда РФ:

По приговору суда признаны виновными:  Колегов  -  в  создании банды  и  руководстве  ею,  в  организации  убийств  и покушения на убийство,  а также организации похищения человека и совершении ряда других   преступлений;   Нестеров,   Шугуров,   Перепелкин,  Таран, Малашевский - в  участии  в  банде  и  совершенных  ею  нападениях, умышленном убийстве ряда лиц,  в похищении человека, совершенном из корыстных побуждений, организованной группой, а также в ряде других преступлений.

Преступления совершены в г.  Москве  и  Московской  области  в

период с 1994 по 1997 год.

Выводы суда  о  виновности  Колегова, Нестерова, Шугурова, Перепелкина, Малашевского, Тарана и других в бандитизме, совершении убийств, покушений на  убийство,  а  также  в  похищении  человека соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, действия виновных судом квалифицированы правильно.

Как следует из приговора, в котором оценке  подвергнуты все признанные достоверными доказательства, Колегов  совместно с Нелюбиным не позднее января 1994 г.  создал банду и  руководил ею. Цель создания банды - нападения на  коммерсантов, граждан, организации, препятствовавших   незаконному   и   систематическому получению  от  них денег и иного ценного имущества,  контролю за их деятельностью, расширению сфер влияния на них и на  их  бизнес,  а также на членов и лидеров преступных группировок и устранение своих членов  банды, потерявших доверие.

Являясь организатором и руководителем банды,  Колегов обсуждали вопросы   вовлечения   в  банду  новых  членов,  давал  указания  о совершении конкретных преступлений,  находясь на территории  России либо  за  границей,  куда часто выезжал,  распределял обязанности и роли между членами банды при совершении  преступлений,  поручал  им сбор информации о будущих жертвах,  о лидерах враждебных преступных группировок,  доверял  сбор  денежных   средств   с   коммерсантов, анализировал    действия    участников   банды  после   совершения преступлений,  выплачивал им  постоянное  денежное  вознаграждение, организовывал    их    физическую   подготовку,   обучал   владению огнестрельным оружием,  проводя  стрельбы  в  различных  населенных пунктах   Московской   области,  выделял  деньги  для  приобретения транспортных средств,  решал  вопросы  о  средствах  на  погребение погибших  и  на  лечение пострадавших в преступлениях членов банды, денежных выплатах их родственникам,  давал указания  об  устранении неблагонадежных участников банды.

Об устойчивости  и организованности банды,  в которую в разное время   вступили   Нестеров,   Шугуров,   Перепелкин,    Роменский, Малашевский,  Кобезкой, Таран, Ермолаев и Дегтярев, свидетельствуют ее сплоченность,  стабильность состава, тесная взаимосвязь между ее членами:  Перепелкин,  Кобезкой,  Роменский, Нестеров, Малашевский, Ермолаев,  Дегтярев, Шугуров, Таран и другие подчинялись "старшим", перед  ними  отчитывались  за  свои  действия,  некоторые выполняли постоянные функции - водителей и  охранников  одновременно,  другие занимались   приобретением   и   хранением  огнестрельного  оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ, третьи - участвовали в нападениях на  простых граждан и на коммерсантов,  иные регистрировали на свое имя сотовые телефоны и пейджеры,  собирали  необходимую  информацию или выполняли другие указания организаторов и руководителей.  Члены банды  вместе  отмечали  дни  рождения,   посещали   увеселительные учреждения и рестораны, регулярно устраивали между собой футбольные игры, знали друг друга по фамилиям, именам, прозвищам.

Устойчивость банды   также   характеризуют   длительность   ее существования  с  1994  по  1997  год,  постоянство  форм и методов преступной   деятельности,   которые   заключались   в   том,   что организаторы  и  члены  банды  не  имели,  как  правило,  в  Москве постоянного места жительства, в целях конспирации снимали квартиры, иногда несколько,  проживали в них непродолжительное время в разных составах,  оформляли договоры аренды по поддельным документам и  на подставных  лиц,  представлялись хозяевам под вымышленными именами, хранили на указанных квартирах  большое  количество  огнестрельного оружия, для  своих  преступных  целей  приобретали  автомобили  с затемненными  стеклами,  не   оформляя   их   надлежащим   образом, предусмотренным законом.  Автомобили,  на которых ездили "старшие", были бронированными.  В своих  жертв  преступники  стреляли  сквозь стекло и бросали транспортные средства,  а иногда и оружие недалеко от места преступления.

О вооруженности  банды  свидетельствует  наличие  у  ее членов огнестрельного  оружия,  боеприпасов,   с   чем   многие   из   них задерживались  неоднократно  и  были  осуждены  к  различным срокам лишения свободы.  Часть оружия и боеприпасов, принадлежавшая банде, обнаружена   и  изъята  на  месте  совершения  ими  преступлений  в отношении конкретных лиц,  часть - в используемых ими  транспортных средствах, в других случаях оружие и боеприпасы обнаружены и изъяты на квартирах,  снимаемых членами  банды.  Все  были  осведомлены  о наличии  оружия  у  каждого  члена банды,  видели его друг у друга, постоянно  незаконно  приобретали  новое  вместо   использованного, стреляли  из  него на стрельбах,  перевозили,  хранили на снимаемых квартирах.

Всесторонне, полно  и  объективно  исследовав   обстоятельства дела,  дав  имеющимся  доказательствам в их совокупности надлежащую оценку,  проверив все версии в защиту осужденных  и  отвергнув  их, выяснив причины имеющихся противоречий,  суд пришел к обоснованному выводу о виновности Колегова,  Нестерова,  Шугурова,  Перепелкина и других в инкриминируемых им преступлениях8.

 

1.3. Субъективные признаки бандитизма

 

Субъектом бандитизма является физическое вменяемое лицо, которому до совершения преступления исполнилось 16 лет (ст. 19, 20 УК РФ). Вменяемость – это психическое состояние определенного лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-психологического развития и социализации, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения данного преступления (бандитизма) и нести в связи с этим уголовную ответственность.

Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения бандитизма находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий), руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия, иного болезненного состояния.

С субъективной стороны состав бандитизма предполагает вину в форме прямого умысла, а также наличие специальной цели.

Возникновение и формирование прямого умысла в данном преступлении – это сложный психологический процесс, включающий в себя такие этапы как, во-первых, возникновение у группы людей определенной потребности в совершении бандитизма, во-вторых, осознание ими этой потребности, возникновение в их сознании определенных мотивов и соответствующего желания (хотения) в виде постановки определенной цели, в-третьих, борьба этих мотивов, в-четвертых, принятие окончательного решения, и в пятых, реализация этого решения в совершении бандитизма (с. 246)9.

В данном случае мотив совершения бандитизма предшествует возникновению умысла, то есть решения совершить преступление для достижения специальной цели. Мотив, далее приводит к постановке цели действия и выбору средств и способов ее достижения. Чрезвычайно велика роль мотива преступления не только в формулировании умысла, но и постановке цели: каждому мотиву соответствует определенная цель. Без мотива не может быть совершено ни одно умышленное преступление, ибо именно мотив формирует умысел, и цель преступного деяния, будучи той основой, на которой держится преступная цель. Если мотив дает возможность ответить на вопрос, почему этот человек поступил определенным образом, то установление цели позволяет выяснить, зачем он совершил данное преступление и, достижение какого результата преследовало его совершение.

В данном случае в содержание прямого умысла при организации вооруженной банды входит осознание лица, что оно организует вооруженную банду для совершения нападений на государственные, общественные или частные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц - граждан, и желание организовать такую банду. Прямой умысел при участии в вооруженной банде предполагает осознание лицом факта своей принадлежности к данной вооруженной банде и желание состоять ее членом. Содержанием прямого умысла при участии в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, состоит в осознании факта своего участия в нападениях, совершаемых вооруженной бандой, и желание участвовать в них. Но в том случае, если виновный, участвуя в нападении, организованном бандой, не сознавал, что нападение осуществляется вооруженной бандой, то ответственность должна наступать только за то преступление, которое фактически было совершено им (например за разбой, убийство из корысти и др.) (с. 146)10.

Что касается специальной цели, то в ст. 209 Уголовного кодекса РФ при описании состава бандитизма нет указания на конкретную цель нападений. Так, нападения вооруженной банды обычно совершаются с целью преступного завладения имуществом, но также возможны случаи совершения бандитизма с целью изнасилования, освобождения конвоируемых арестованных из-под стражи, из хулиганских побуждений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ФОРМЫ СОВЕРШЕНИЯ БАНДИТИЗМА

2.1. Создание банды и руководство ею

 

Согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации выделяются следующие формы совершения бандитизма:

  • создание вооруженной банды и/ или руководство этой бандой;
  • участие в банде и/ или участие в нападениях, совершаемых бандой;
  • создание банды, руководство бандой, участие в банде и в совершаемых ею нападениях с использованием своего служебного положения.

Как следует из положений ст. 209 Уголовного кодекса РФ, один факт создания вооруженной банды с целью нападения на государственные и общественные учреждения, предприятия или на отдельных лиц – граждан уже образует оконченный состав бандитизма, даже в том случае, когда эта банда даже и не совершила ни одного нападения. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ под организацией вооруженной банды "следует понимать любые действия, результатом которых стало создание устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо предприятия, учреждения, организации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании соучастников, приобретении оружия, разработке планов и распределении ролей между членами банды и т.п.".(с. 169)11.

Организация (создание) вооруженной банды может выражаться в подыскании людей, которые вошли бы в банду, в склонении их ко вступлению в вооруженную банду, приобретении оружия для банды, в разработке планов преступных действий банды, в распределении ролей между вступившими в банду лицами и во всякого рода иных действиях, направленных на создание устойчивой вооруженной группы людей для последующих нападений. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывалось: “Если осужденные совершили убийство работника милиции с целью завладения оружием для последующего совершения вооруженных нападений, то эти действия содержат признаки ст. 209 Уголовного кодекса РФ, поскольку эта статья предусматривает ответственность не только за участие в банде, но и за сам процесс организации вооруженных банд” (3.1)12.

Создание банды, как форма проявления бандитизма в судебной практике встречается довольно редко, поскольку упомянутая деятельность отражается в приготовительных к нападению действиях, внешний контроль за которыми весьма затруднителен. Поэтому к моменту разоблачения банда успевает совершить не одно нападение. Итак, под созданием банды понимаются любые действия, результатом которых становится образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Действия, направленные на создание банды, носят многообразный характер, однако в каждом случае суды обязаны в приговоре указать, в чем конкретно выразились данные действия. Причем, констатация создания вооруженной банды с указанием конкретных доказательств всегда должна предшествовать доказательствам по обоснованию вменения членам и руководителям банды конкретных нападений [2.9, с. 301].

Создание вооруженной банды является в соответствии с ч. 1 ст. 209 Уголовного кодекса РФ оконченным составом преступления, так как именно с этого момента у банды имеется готовность применить насилие для достижения поставленных целей. Готовность использования насилия наряду с фактом вооруженности преступной группы и обусловила отнесение бандитизма к числу преступлений с усеченным составом.

Информация о работе Понятие бандитизма в российском уголовном праве