Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 01:07, курсовая работа
Уголовный кодекс 1960 г., как и 1926 г., не предусмотрев раздела о половых преступлениях, содержал составы этих преступлений в основном в гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». Часть 2 ст. 117 УК 1960 г. предусмотрела ряд новых квалифицирующих обстоятельств: изнасилование, сопряженное с угрозой убийством или причинением тяжкого телесного повреждения, либо совершенное группой лиц или лицом, ранее совершившим изнасилование.
Актуальность данной работы состоит в необходимости правильной квалификации изнасилования, совершенного группой лиц.
Цель работы - исследование и анализ уголовно-правовых проблем, относящихся к составу преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ, изучение вопросов квалификации данного состава в теории уголовного права, а также в следственной и судебной практике.
Введение. 3
1. Понятие изнасилования, совершенного групповым способом. 4
2. Квалификация группового изнасилования. 7
2.1 Объективные признаки группового изнасилования. 7
2.2 Субъективные признаки группового изнасилования. 14
2.3 Квалифицирующие признаки совершения группового изнасилования. 17
Заключение. 26
Список литературы 27
Нередко изнасилование совершается с использованием беспомощного состояния потерпевшей, которое характеризуется разными признаками. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №11 от 15 июня 2004 года «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» разъясняется, что изнасилование следует признавать совершенным с использование беспомощного состояния потерпевшей в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (малолетней или престарелый возраст, физические недостатки, слабоумие или другое психическое расстройство, иное болезненное либо бессознательное состояние и т.п.) не могла понимать характера и значение совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивление виновным, и последние, вступая в половое сношение, сознавали, что потерпевшая находится в таком состоянии.
Так Орловским районным судом Кировской области были осуждены Белявин и Вылекжанин. Каждый из них признан виновным в совершении преступления предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ. Судом установлено, что 2 января 2006 года между 21 и 23 часами в д. Колково Орловского района Белявин и Вылекжанин, находясь в состоянии алкогольного опьянения зашли в квартиру Б. Последняя накануне была избита своим сожителем, в виду чего лежала в комнате на диване и находилась в болезненном состоянии. У Б. имели место кровоподтеки на лице и теле, растяжение левого лучевого состава. Белявин решил совершить с Б. насильственный половой акт, о чем сообщил Вылекжанину. Реализуя свой умысел, Белявин закрыл сожителя Б. в другой комнате, затем подошел к Б. и высказал ей намерение совершить половой акт. Б. ответила отказом и стала просить, чтобы ее оставили в покое. Игнорируя просьбы Б., действуя против воли последней и видя, что та, находясь в болезненном состоянии, не может оказать ему активное сопротивление, воспользовавшись своим физическим превосходством, Антонов снял с потерпевшей удерживаемые ею плавки. В это время Вылекжанин высказал в отношении Б. угрозу применить насилие, после чего открутил одну ножку от стоящего около стола табурета. Затем Белявин обнажил свой половой член и лег сверху на потерпевшую, придавив ее весом своего тела. После чего с силой раздвинул ей ноги и ввел половой член во влагалище, совершив половой акт в естественной форме. После преступных действий Белявина, Вылекжанин, с целью изнасилования Б., обнажил свой половой член и лег сверху на потерпевшую, придавив ее весом своего тела. После чего с силой раздвинул ей ноги и ввел половой член во влагалище, совершив половой акт в естественной форме, действуя против воли Б. и видя, что та, находясь в болезненном состоянии, не может оказать ему активное сопротивление, воспользовавшись своим физическим превосходством. После чего Белявин и Вылекжанин покинули место происшествия.
В условиях беспомощного состояния из-за душевного расстройства, сильного опьянения, малолетства потерпевшая может не оказывать сопротивления, и внешне событие может выглядеть как добровольное половое сношение.
Почти не затрагивается в специальной юридической литературе вопрос о групповом изнасиловании с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Этот вопрос надлежит рассматривать для ситуаций, когда потерпевшая была приведена в беспомощное состояние и когда она находилась в таком состоянии помимо действий преступников. Как в случае, когда оба преступника привели ее в беспомощное состояние, так и когда лицо при отсутствии предварительного сговора с другим соучастником приводит потерпевшую в беспомощное состояние, совершает половое сношение, а затем предлагает воспользоваться ее состоянием другому лицу, что последний и делает, изнасилование должно признаваться групповым: первый, приведя в беспомощное состояние потерпевшую и предложив затем воспользоваться этим второму, исполнил часть объективной стороны этого вида изнасилования и для второго, что охватывалось умыслом обоих в момент использования вторым беспомощного состояния потерпевшей для совершения с ней полового сношения. Сложнее решение вопроса о квалификации как групповых таких изнасилований, когда преступники только использовали возникшее помимо них беспомощное состояние потерпевшей. Представляется, что о групповом изнасиловании может идти речь, только если при использовании одним беспомощного состояния потерпевшей для совершения с ней полового сношения другой активно помогал ему: изменял положение ее тела, раздевал и т. д.
Имея намерение вступить с В. в половую связь, К. напоил ее, а затем увел на улицу и, воспользовавшись сильным опьянением, изнасиловал, после чего притащил в дом и уложил на кровать. К. о совершенном им изнасиловании В. рассказал своему товарищу Х. и предложил отнести потерпевшую вместе с кроватью в сад и там изнасиловать. Кочубей согласился, и они вдвоем понесли потерпевшую. К ним присоединился встретившийся по пути О., и когда В. упала с кровати, все трое подняли ее, уложили на кровать и отнесли в сад. Здесь сначала К., затем Х поочередно изнасиловали потерпевшую. О. в это время стоял невдалеке, отгонял подростков, пытавшихся приблизиться к месту происшествия. Суд квалифицировал содеянное К., Х и О. как групповое изнасилование. Президиум Верховного суда РФ не согласился с такой квалификацией содеянного О., поскольку его действия выразились лишь в том, что он помог поднять упавшую с кровати потерпевшую, одной рукой поддерживал кровать, когда ее несли в сад, а затем отгонял от места происшествия подходивших подростков. Президиум признал, что О. явился не соисполнителем, а пособником группового изнасилования.
Если потерпевшая страдала душевным расстройством, необходимо заключение психиатрической экспертизы о характере и степени расстройства и способности женщины понимать социальное значение половых отношений. Обман (например, ложное обещание жениться или даже подача заявления о регистрации брака без намерения его заключения) не ставят женщину в беспомощное состояние и не может рассматриваться как изнасилование.
Изнасилование сформулировано как формальный состав и считается оконченным с момента начала полового сношения, независимо от характера его продолжения и последствий. Покушением на изнасилование может быть признано применение насилия, направленного непосредственно на совершение полового сношения. «Насильственные действия на более раннем этапе преступной деятельности являются приготовительными, создающими условия для совершения в последующем изнасилования». Покушением на изнасилование являются действия, непосредственно направленные на совершение насильственного полового сношения, если по не зависящим от воли виновных обстоятельствам половой акт начат не был. Если лица до того, как изнасилование признается оконченным, т.е. до начала полового сношения, сознавая возможность доведения преступления до конца, добровольно отказались от его совершения, они в соответствии со ст. 31 УК не подлежит уголовной ответственности. Вместе с тем уголовная ответственность возможна, если фактически совершенные действия содержат состав иного преступления (хулиганство, причинение вреда здоровью, оскорбление, развратные действия и прочее). В случае, когда потерпевших несколько, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что «добровольный отказ от группового изнасилования возможен только до тех пор, пока не было совершено насильственного полового акта ни с одной потерпевшей. В противном случае может иметь место только деятельное раскаяние».
2.2 Субъективные признаки изнасилования, совершенного групповым способом
Субъектом преступления предусмотренного ст. 131 УК РФ является вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Вместе с тем, как отмечает А.П. Дьяченко, для субъекта изнасилования недостаточно вменяемости и достижения определенного законом возраста. Субъектом преступления «может быть признано лицо мужского пола, имеющее пенис и обладающее либидо, потенцией, эрекцией, сексуальной ориентацией. Отсутствие у индивида этих дополнительных характеристик исключает его уголовную ответственность даже в случаях, когда им совершаются действия, представляющие объективную сторону преступления». Действия такого лица не могут образовать объективную сторону ни оконченного изнасилования, ни покушения на такое преступление. Внешне похожие на покушение на изнасилование действия такого лица не могут квалифицироваться по ч. 3 ст. 30 и ст. 131 УК, так как такие действия являются покушением на изнасилование с абсолютно негодными средствами. За подобные деяния лицо может быть привлечено к ответственности по другим статьям УК РФ в зависимости от содеянного (за хулиганство, причинение вреда здоровью, побои, насильственные действия сексуального характера и прочее.).
Вместе с тем ответственность такого лица возможна за соучастие любой формы в изнасиловании и за соисполнительство, выразившееся в применении насилия или угрозы его применения к потерпевшей или к другим лицам. За соисполнительство в указанных формах может быть привлечена к ответственности женщина и, отталкиваясь от вышеизложенного и ссылаясь на слова А.П. Дьяченко, лицо мужского пола, не имеющее пенис и не обладающее либидо, потенцией, эрекцией, сексуальной ориентацией.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2007 г. N 9-О07-61 Ф. признана виновной в совершении изнасилования в качестве соучастницы в отношении С. группой лиц, а также в совершении иных действий сексуального характера с применением насилия в отношении этой же потерпевшей; в разбойном нападении на С., совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей и умышленном причинении смерти С. группой лиц по предварительному сговору, сопряженном с разбоем.
В кассационной жалобе осужденная Ф. просила смягчить ей наказание, считая, что суд неправильно квалифицировал ее действия.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 4 сентября 2007 г. приговор оставила без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения, указав следующее.
Доводы в жалобе Ф. о том, что она необоснованно осуждена за преступления, которые совершил X., являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о том, что насильственный половой акт с потерпевшей совершил X., а Ф. активно содействовала ему путем применения к потерпевшей насилия: раздела С., затем удерживала ее, закрывая ей рот, чтобы та не могла кричать и звать на помощь. Кроме того, Ф. была инициатором данного преступления. Поэтому суд правильно квалифицировал ее действия как соучастие в групповом изнасиловании потерпевшей.
Об умысле Ф. на
совершение в отношении
Субъективная сторона изнасилования характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознавал, что совершает половое сношение против воли потерпевшей, и желает этого. Он должен сознавать, что применяет такое насилие или угрозы, которые способны сломить сопротивление женщины или заставить ее отказаться от борьбы. Он также (в конкретных случаях) должен сознавать, что женщина находится в беспомощном состоянии.
Мотивом изнасилования чаще всего выступает стремление удовлетворить половую потребность, но могут быть и мотивы мести, желание опозорить женщину, принудить ее выйти замуж, хулиганские побуждения, зависть и др. Следует отметить, что мотив может быть не только у мужчины, совершившего изнасилование, но и у женщины, так как женщина может участвовать в изнасиловании в качестве организатора, подстрекателя и пособника. Например, подговорив своих знакомых изнасиловать ту или иную женщину.
Покушением на изнасилование признается применение насилия или угроз с целью совершения полового акта против воли потерпевшей, например насильственное раздевание потерпевшей, нанесение ей ударов, избиение и т.д.
При разрешении дел о покушении на изнасилование с применением физического или психического насилия следует установить, действовал ли подсудимый с целью совершения полового акта и являлось ли примененное им насилие средством к достижению этой цели. Только при наличии этих обстоятельств действия виновного могут рассматриваться как покушение на изнасилование.
Необходимо отличать покушение на изнасилование от других преступных посягательств, затрагивающих половую свободу, честь, достоинство и неприкосновенность личности (насильственных действий сексуального характера, понуждения к действиям сексуального характера, причинения вреда здоровью, оскорбления и др.). Разграничение следует проводить как по объективной стороне - по характеру действий, не направленных на совершение полового акта, так и по субъективной стороне - по направленности умысла.
Добровольный отказ от изнасилования исключает ответственность за покушение на изнасилование. В этом случае ответственность может наступить лишь за фактически совершенные действия, содержащие состав иного преступления. Мотивы добровольного отказа для юридической оценки значения не имеют. Это может быть жалость к потерпевшей, боязнь разоблачения и ответственности, опасения заразиться венерическим заболеванием и т.д. Так, на мой взгляд, примером будет являться случай, когда двое мужчин применив насилие, пытались изнасиловать женщину. В процессе борьбы женщина сказала, что знает одного из них и сообщит об изнасиловании в милицию. После чего оба прекратили попытку сломить сопротивление женщины. В их действиях, как мне кажется, имеется добровольный отказ от изнасилования.
2.3. Квалификация изнасилования, совершенного групповым способом
Ответственность за изнасилование дифференцирована. Части 2 и 3 ст. 131 УК РФ предусматривают квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данного преступления. В частности, пункт «а» части 2 ст. 131 УК РФ предусматривает ответственность за совершение изнасилования группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Информация о работе Особенности квалификации группового изнасилования