Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
Целью является комплексное исследование особенностей оказания платных услуг осужденным.
Задачами данной работы являются:
выделить общие положения о понятии и юридической природы платных услуг;
определить содержание платных услуг;
выявить особенности оказания осужденным образовательных услуг;
определить порядок оказания осужденным медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
Применение к преступнику
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости установления что является услугой и какие услуги могут быть предоставлены осужденному, изучения проблем оказания платных услуг осужденным к лишению свободы, в контексте определения степени эффективности действия регулирующего законодательства, рассмотрения средств защиты прав, свобод и экономических интересов данной категории граждан, а также деятельности исправительных учреждений, организаций и других лиц, взаимодействующих с осужденными в сфере предоставления последним по их желанию платных услуг. В связи с этим данная тема имеет важное научное и практическое значение.
Объектом данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения возникающие в сфере оказания осужденным платных услуг, предоставляемых различными организациями
Предмет исследования — нормы, регламентирующие порядок заключения договора по оказанию возмездных услуг, определяющие порядок оказания платных услуг осужденным закрепленные в отечественном законодательстве, а также теоретические работы, в которых рассматриваются проблемы гражданско-правового статуса лиц осужденных к лишению свободы.
Целью является комплексное исследование особенностей оказания платных услуг осужденным.
Задачами данной работы являются:
Нормативную основу исследования составили: современное законодательство Российской Федерации, выраженное в форме федеральных законов и подзаконных актов, содержащих нормы по регулированию порядка оказания платных услуг осужденным.
Теоретическую основу исследования составили работы таких российских ученых как Жижина М. В., Пугинский Б.И. и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также такие частно правовые методы, как формально-логический, сравнительно-правовой, юридический, метод толкования закона.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
В целях рассмотрения особенностей
оказания платных услуг в первую
очередь необходимо рассмотреть
общие положения об услугах, закрепленные
настоящим законодательством и
изученные доктриной
Статья 128 ГК РФ1 закрепляет оказание услуг в качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что результаты работ и оказание услуг составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и другими группами объектов. Таким образом, понятие «имущество» не охватывает собой результаты работ и оказание услуг, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
В большинстве статей ГК услуга фигурирует в качестве объекта правоотношений, а точнее – как объект обязательства.
Согласно классическому определению обязательство есть правовая связь (правоотношение), в силу которой одно лицо (кредитор) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано совершить определенное действие или воздержаться от определенного поведения. Таким образом, обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти права и обязанности (объект).
Как видно из определения, объект обязательства может выступать в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга - это действие, значит сказать очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого вида.
Рассмотрим точки зрения по определению понятия услуг как объекта гражданских прав. Наиболее широко определял услугу Ю. Х. Калмыков: «деятельность, направленная на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению2». Соответственно, к обязательствам по оказанию услуг он относил любые по своей правовой природе договоры, которые совершаются на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица: договоры бытового подряда и проката, розничной купли-продажи в кредит и т. д. Очевидно, что при подобном подходе понятием «обязательства по оказанию услуг» охватывается слишком широкий круг обязательств, что размывает само это понятие.
В целом разделяя данную позицию, Е. Н. Романова разграничивала обязательства по результатам деятельности, относя к обязательствам по оказанию услуг только те, которым присущи следующие признаки: «а) предмет договора составляют полезный эффект в виде удобств для контрагентов (экономия времени, средств, дополнительные гарантии и т. д.; б) услуга как деятельность потребляется в процессе ее предоставления3». Один из основных недостатков такого подхода видится в использовании для характеристики полезного эффекта категорий, не имеющих четких формальных признаков: экономия времени, средств и т. д.
Довольно широко распространено мнение об услугах как результате деятельности. Так, С. С. Алексеев отмечал, что услуги – это «не сама по себе деятельность, а определенный результат4». Н. П. Индюков также утверждал, что «благом может быть только результат труда (деятельности)5». Но при этом специфику результата он видит в том, что этот результат существует в форме положительного эффекта, практически неотделимого от деятельности. По мнению М. В. Кротова, услуга может быть объектом как гражданского, так и трудового правоотношения. Объектом трудового правоотношения является услуга как процесс обслуживания, а гражданского – услуга как продукт труда. Тем не менее услугу он определял как «деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет овеществленного выражения6». Из приведенных определений видно, что рассмотрение услуг как результата деятельности в отрыве от самой деятельности непродуктивно, так как в конечном итоге все эти авторы определяли услуги через деятельность.
Наибольшую поддержку в литературе получило определение услуги как деятельности, не имеющей овеществленного результата. О. С. Иоффе указывал на то, что в договоре услуг идет речь «о деятельности таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате7». Е. Д. Шешенин выделял следующие признаки услуги: «а) это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу; б) оказание услуги не оставляет вещественного результата; в) полезный эффект услуги (деятельности) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость услуги исчезает8».
Для того чтобы верно определить понятие услуги следует рассмотреть основные юридические свойства данного вида объектов гражданских прав, позволяющих отграничивать данный вид от других объектов.
Характеризовать услугу как одно активное действие считается неверным так как услуга может выражаться и в определенной совокупности различных активных действий. Поэтому более правильно рассматривать услугу как некую операцию. Операция представляет собой комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи9. Совокупность действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга, - вот поведенческая характеристика услуги.
Необходимо отметить также что если исполнитель оказывает сходные услуги систематически, то здесь из операций образовывается определенная его деятельность. Целью этой деятельности выступает систематическое получение доходов или иного личного удовлетворения. Поэтому в отдельных случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают в имущественном обороте в качестве обособленных во временном отношении операций. Также услуга будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости.
Любая услуга оказывается человеком. Раз услуга всегда выступает в «привязке» к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости порождает специфическую черту услуг - их эксклюзивность. Услуга, оказываемая конкретным человеком или сообществом, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности.
Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.
Все отмеченное приводит к
выявлению одного из главных свойств
услуги - неустойчивости ее качества. Качество
- это то, что нельзя исчислить. Оно
проявляется в особенностях, специфических
чертах явления, и уровень качества
есть ряд свойств, делающих явление
ценным, значимым. Следовательно, уровень
качества должен определяться набором
признаков выполняемой
Вопрос о выделении эффективной, результативной деятельности затрагивает такую проблему: как отделить результат, получаемый от услуги, от результата работы. Работы принято отделять от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК. Лицо, выполняющее работу, обязано сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат.
Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь.
Поскольку для заказчика услуги важна операция, он может вмешиваться в осуществление деятельности исполнителя, чего нет в работах. Потребителю необходим эффект от услуги. Но существует немало договоров по оказанию услуг, в которых недостижение эффекта не влияет на исполнение обязательства. Таковы комиссия, поручение, оказание юридических, образовательных, медицинских услуг. Их стороны могут только желать достижения эффекта, а будет он достигнут или нет - от их воли зачастую не зависит. Исключение составляют услуги по перевозке, исполнение которых связывается с достижением нематериализованного эффекта - перемещением из одной точки пространства в другую предметов или людей.
Но все же определяя понятие услуг через описание свойств услуг следует в первую очередь отмечать что в данных действиях субъектов гражданского прав не имеет значение овеществленный результат. Эти действия либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме. Примером услуг первого вида является деятельность развлекательного, просветительского, консультационного и тому подобного характера. Для подобного рода услуг характерно то, что с их помощью человеческие потребности удовлетворяются в процессе самой деятельности услугодателя. К услугам второго вида относятся медицинские, посреднические, аудиторские и тому подобные услуги. Эти услуги могут иметь результат (например, излечение больного, выявление ошибок в бухгалтерской отчетности), который, однако, не приобретает особой овеществленной формы. Так, деятельность поверенного, комиссионера, хранителя не имеет овеществленного результата, но представляет юридически значимый интерес для доверителя, комиссионера, поклажедателя10.