Общественные отношения как объект преступного посягательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Рассмотреть понятие общественных отношений, как объекта преступного посягательства, его отличие от сходных правовых институтов уголовного права.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение объект преступления и его видов;
- определение общего, родового, видового и непосредственного объекта преступления;
- анализ общественных отношений, как объекта преступления и уголовно-правовой охраны;
- анализ структуры общественных отношений как объекта преступного посягательства и системы особенной части РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие объекта преступления……………………………………..5


Объект преступления и его виды…………………………………………….5

Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления...13

Глава 2. Определение общественных отношений как объекта преступного посягательства…………………………………………………..19

2.1 Общественные отношения ‒ объект преступления и уголовно-правовой охраны…………………………………………………………………………….19

2.2 Структура общественных отношений как объект преступного посягательства и система особенной части РФ………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………...33

Список источников и литературы…………………………………………...35

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ общественные отношения как объект преступного посягательства.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Следовательно, объект входит в основание уголовной  ответственности. Это значит, что  для привлечения лица к ответственности  по конкретной статье УК необходимо установить, на какой объект было направлено преступление, какому объекту желало причинить вред своими действиями конкретное лицо и, в частности, какому именно объекту этот вред был причинен, либо создавалась угроза причинения такого вреда. Правильное определение объекта посягательства предоставляет возможность определить юридическую природу конкретного преступления. Если виновный, нападая на человека, желает лишить его жизни, ‒ это преступление против личности. А если нападение преследует цель завладеть имуществом потерпевшего, то в таком случае по всей юридической природе совершаемого преступление относится к посягательствам на собственность. В этом ‒ второе значение объекта преступления. Далее, правильное определение объекта посягательства имеет значение в определенных случаях для отграничения сходных между собой преступлений и их правильной квалификации, например, преступник жестоко избивает свою жертву. Через несколько дней потерпевший скончался. Для того чтобы правильно квалифицировать содеянное, необходимо установить, на какой объект был направлен умысел виновного ‒ жизнь или здоровье. В зависимости от решения этого вопроса преступление будет квалифицировано как убийство либо причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. И наконец, значение объекта в том, что он является одним из критериев отграничения преступлений от иных правонарушений. Для этого необходимо установить, охраняется ли конкретное общественное отношение уголовно-правовой нормы или нет. И если мы не найдем в Уголовном кодексе конкретную норму, охраняющую отношение, на которую направлено посягательство, то нельзя признать это посягательство преступлением. В таких случаях можно ставить вопрос о других видах юридической ответственности: гражданско-правовой, административной или дисциплинарной. Таким образом, объект преступления ‒ это общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на который направлено конкретное посягательство и которым преступлением причиняется вред, либо создается реальная угроза причинения вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления

 

Известно, что в любом  обществе социальная жизнь людей  складывается из определенных и необходимых  отношений, возникающих в процессе их профессиональной, общественной и бытовой деятельности. Сущность любого общественного отношения, если рассматривать его с позиции устойчивости относительно других систем общественной жизни, состоит в том, что два и более участников социальной жизни, движимых своими личными потребностями и интересами, вступают друг с другом во взаимоотношения по поводу определенного объективно существующего либо предполагаемого материального, либо нематериального блага (явления, процесса), способного удовлетворить их действительные или искаженно представляемые потребности и интересы. Указанная связь находит свое выражение во взаимодействии иных участников, которое решающим образом предопределяет возможность поведения каждого из них или, говоря иначе, предопределяет их реальные социальные возможности. Каждое общественное отношение оказывается тесно связанным с другими и в реальной действительности выступает как сложный комплекс взаимообусловленных социальных интересов многих людей. Совокупность социальных интересов многих (если не всех) людей и является содержательным ядром всей общественной жизни человека, людей, государства. Именно поэтому всякое общественно опасное деяние, признаваемое уголовным законом преступлением, разрушая или повреждая конкретное общественное отношение (социальное бытие человека), подрывает в конечном счете всю совокупность общественных отношений (социальное бытие группы, народа, нации). Приведенный тезис позволяет заключить следующее8.

Общим объектом преступления является совокупность общественных отношений, уголовная ответственность за посягательства на которые предусмотрена действующим законодательством. В этой связи общий объект преступления позволяет отделить преступное от непреступного. Однако представление об общественных отношениях как о некой неразрывной системе не исключает, а, наоборот, предопределяет их видовое разнообразие. Прежде всего, общественные отношения подразделяются по признаку охраны их уголовным законом или отсутствия таковой. Правда, следует иметь в виду, что грань между общественными отношениями, охраняемыми и не охраняемыми уголовным законом, весьма условна, относительна, что находит свое подтверждение в постоянном процессе криминализации и декриминализации деяний. Кроме того, уголовно-правовая охрана тех или иных общественных отношений не исключает того, что они могут охраняться и другими отраслями права9.

При этом важно заметить, что объектом преступления по отечественному уголовному законодательству выступают  не только общественные отношения, существующие в рамках государственных границ Российской Федерации, но и наиболее важные общественные отношения других государств. Одним словом, многообразие охраняемых уголовным законом общественных отношений необходимо ставит проблему выделения иных, кроме общего, объектов преступления. В силу того что общественные отношения являются объектом в принципе любого преступления, без более конкретной видовой детализации (классификации) объектов преступления невозможно уточнить вопрос о том, против каких именно общественных отношений прежде всего направлено то или иное преступление или группа однородных преступлений. Таким образом, объект преступления подразделяется на: общий, родовой, видовой и непосредственный. Общий объект ‒ это совокупность всех общественных отношений, интересов и благ, охраняемых уголовным законом. Именно об общем объекте преступления говорится в ст. 2 УК РФ. Таким образом, общим объектом уголовного права являются: личность, права и свободы человека гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества10.

Родовой объект преступления является определяющим в оценке роли соответствующей группы однородных отношений в жизни людей и  соответственно в установлении характера  общественной опасности преступного деяния, а, следовательно, позволяет уяснить значимость уголовно-правовой охраны той или иной группы отношений. Кроме того, родовой объект выступает своеобразным критерием, позволяющим провести научную и законодательную классификацию преступлений и норм уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за их совершение. Именно с учетом родовых объектов преступления построена, в частности, система Особенной части ныне действующего Уголовного кодекса Российской Федерации11. При этом нормы, устанавливающие ответственность за посягательство на один и тот же родовой объект, объединены по общему правилу в одну главу Особенной части. Характер общественной опасности преступлений, направленных на один и тот же родовой объект, предопределяет, кроме указанного, очередность (последовательность) расположения соответствующих глав в Особенной части УК в зависимости от сравнительной важности для человека, людей, общества тех или иных общественных отношений. Кроме того, родовой объект позволяет правильно определить в системе уже действующего законодательства место вновь принимаемых уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за те или иные преступные посягательства12.

Видовой (групповой) объект преступления ‒ группа сходных по объективным признакам общественных отношений, которые в силу этого охраняются одним комплексом уголовно-правовых норм. Например, видовым объектом преступления против человека является жизнь потерпевшего. Видовой объект преступления является составной частью родового объекта, и потому он должен лежать в плоскости родового объекта и находиться в пределах его объема содержания13.

Значение видового объекта преступления состоит в  следующем: а) он конкретизирует содержание и функции родового объекта преступления; б) на его основе зачастую проводится выделение групп преступлений в пределах глав Особенной части Уголовного кодекса; в) он позволяет отграничивать сходные по объективным и субъективным признакам (по объекту и субъекту) преступления; г) с его помощью определяется место вновь созданных уголовно-правовых норм в соответствующих главах действующего Уголовного кодекса; д) нередко он учитывается при квалификации преступлений, так как в зависимости от значимости общественных отношений, на которые произошло преступное посягательство, и характера общественной опасности преступления разграничиваются внешне сходные преступления. Непосредственный объект ‒ это конкретное общественное отношение, тот или иной интерес или благо, охраняемое уголовным законом, на которое непосредственно совершается преступное посягательство, в результате чего ему причиняется вред либо создаётся возможность причинения такого вреда. По непосредственному объекту Особенная часть делится на статьи. Как составная часть родового объекта непосредственный объект связывает преступление определенного вида с соответствующей группой преступлений, объединенных признаками родового объекта. Например, если при убийстве родовым объектом будет личность потерпевшего, то непосредственным объектом является жизнь конкретного человека14.

При совершении некоторых преступлений родовой  и непосредственный объекты совпадают. Так, при краже чужого имущества  как непосредственным, так и родовым  объектом является чужая собственность. В реальной жизни нередко преступления могут посягать одновременно на несколько объектов. В таком случае законодатель один из объектов выводит на первое место, делая его основным непосредственным объектом. Остальные объекты будут выступать в качестве дополнительных. Выбор основного объекта обусловлен направленностью преступного деяния. Например, при разбое (ст. 162 УК РФ) виновный, совершает посягательство на чужое имущество, при этом одновременно создается угроза жизни и здоровью личности. Но так как основной умысел направлен на чужую собственность, а жизнь и здоровье остаются на втором плане, законодатель включает это преступление в главу 21 УК РФ «Преступления против собственности». При разбое собственность выступает в качестве основного непосредственного объекта, а жизнь и здоровье личности -дополнительного. Следует иметь в виду, что значение дополнительного объекта при совершении преступления неодинаково. В одних случаях наличие дополнительного объекта является обязательным признаком, а в других - дополнительный объект носит вспомогательный характер. Например, при разбое наличие дополнительного объекта в виде жизни и здоровья является обязательным признаком состава преступления, а при изнасиловании жизнь и здоровье выступает в качестве дополнительного объекта, носящего вспомогательный характер и выступающего только как факультативный признак, дополнительно квалифицирующий данное преступление, но не влияющий на общую квалификацию15.

Такая классификация, однако, не всеми авторами признается в качестве бесспорной. Так, Б.С. Никифоров  утверждал, что деление объектов преступления применимо не ко всем, даже к немногим преступлениям, например к преступлениям против личности. Применительно же к другим составам преступления, по его мнению, приемлемо выделение лишь двух объектов ‒ общего, который всегда предполагается, и другого ‒ «специального» или «непосредственного» либо «специального» и «непосредственного» одновременно. Г.П. Новоселов вообще считает, что деление объектов преступления на общий, родовой и непосредственный не имеет под собой философского обоснования, ибо «общее и особенное существуют как составная часть, сторона, признак отдельного», а не наоборот. В этой связи он предлагает выделять общее, видовое и индивидуальное понятия объекта преступления16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Определение общественных отношений  как объекта преступного посягательства

 

2.1 Общественные отношения ‒ объект преступления и уголовно-правовой охраны

 

Рассуждая о  данной проблеме, напрашивается вывод, что общественные отношения, выступающие объектом уголовно-правовой охраны17, прежде всего, взаимосвязаны с правомерным (законопослушным) поведением людей и каждого человека в отдельности. А последнее означает, что объект уголовно-правовой охраны (защиты) возникает с момента вступления уголовного закона в силу. А что же с объектом посягательства? Ответим вслед за Г.П. Новоселовым: пока нет преступного посягательства, «объекта преступления не существует». Неразрывная взаимосвязь объекта преступления и преступления приводит к мысли о том, что объект преступления возникает каждый раз, как только совершается преступление. В той же мере, в какой объект преступления не может существовать без преступления, преступление немыслимо без объекта преступления18.

Слово «объект» изначально определяет зависимый характер того, что оно в себе заключает, от внешнего по отношению к нему, воздействующего на него. Совершая преступление, преступник автоматически изменяет уголовно-правовой статус того общественного отношения, на которое он посягает, ‒ сохраняя свойства объекта уголовно-правовой охраны, оно приобретает в такой ситуации функции объекта преступления. Изменение статуса общественного отношения происходит, однако, не само по себе, а в связи с тем, что, совершая преступление, виновный привносит в это отношение деструктивный элемент: деформируя (видоизменяя) последнее или разрушая его полностью, он тем самым либо причиняет вред этому отношению, либо ставит под угрозу реального причинения вреда. Механизм преступного воздействия на объект посягательства, обладая определенными универсальными свойствами (чертами), присущими всем без исключения преступным посягательствам, имеет свою неповторимую индивидуальность (специфику), которая зависит от характера, вида и содержания общественного отношения, выступающего объектом преступления. Последнее находит воплощение в законодательной обрисовке объективной стороны преступления. Общественные отношения включают в свою структуру следующие элементы: а) участников общественных отношений; 
б) те предметы (блага), по поводу которых возникли и существуют общественные отношения; в) взаимосвязь между участниками (субъектами) и предметами (объектами) общественных отношений19.

При совершении преступления виновный может в качестве точки  приложения своих преступных деяний избрать то, по поводу чего возникли общественные отношения между людьми, т.е. предмет (объект) общественного отношения. Так, похищая чужое имущество, преступник как бы вырывает (изымает) из общественного отношения тот элемент, без которого это отношение существовать не может. Именно поэтому при совершении посягательств имущественного характера справедливо применять к виновному прежде всего санкции материально-восстановительного характера. Если виновный свое преступное деяние направляет на взаимосвязь между участниками общественного отношения, например при клевете, оскорблении и других подобных преступлениях, то он тем самым видоизменяет содержание указанной взаимосвязи (например, при клевете вызывает отрицательное отношение окружающих к оклеветанному), наполняя ее негативным смыслом. К лицам, совершающим преступления указанного вида, целесообразнее применять санкции морально-восстановительного характера. Нередко, совершая преступление, виновный воздействует на участника (участников) общественных отношений (например, при убийстве потерпевшего или при причинении вреда его здоровью). В подобных случаях взаимосвязь между субъектами либо вообще прекращает свое существование, либо ее существование сопряжено с сильными нравственными и физическими страданиями участников общественного отношения. В силу того что участники общественного отношения являются наиболее уязвимым элементом такого отношения, а нередко и невосполнимым его звеном, преступления, направленные на причинение вреда участникам (субъектам) общественных отношений, должны признаваться наиболее опасными из всей совокупности совершаемых преступлений, за исключением разве что преступлений, направленных против мира и безопасности человечества. 
Думается, что забота об охране каждого отдельного человека должна служить для отечественного законодателя точкой отсчета в установлении иерархии социальных ценностей, которые призван охранять (защищать) уголовный закон. Вот почему при совершении данной категории преступлений оправданно применение в первую очередь таких видов наказаний, которые были бы для преступника физической преградой при попытке повторить свое злодеяние20.

Изложенное позволяет  дать следующее определение. 
Объект преступления ‒ это охраняемые уголовным законом общественные отношения между людьми, подвергшиеся преступному посягательству, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

 

 

 

2.2 Структура  общественных отношений как объект  преступного посягательства и  система особенной части РФ

Информация о работе Общественные отношения как объект преступного посягательства