Общественно-опасное поведение и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в теоретико-правовом анализе комплекса вопросов, касающихся характеристики сущности, понятия и признаков преступного деяния; рассмотрения действия и бездействия как основных форм выражения преступного деяния.
В соответствии с указанной целью я определила для себя следующие задачи:
- анализ преступного деяния как основного признака объективной стороны преступления;
- характеристика действия и бездействия как самостоятельных форм общественно опасного поведения (преступного деяния);
- раскрытие сущности противоправного бездействия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и сущность общественно – опасного поведения…………..5
1.1. Общественно – опасное и правомерное поведение, как две противоположности……………………………………………………………….5
1.2. Понятие деяния, как собирательный термин, обозначающий
внешний акт общественно – опасного поведения человека…………………...9
Глава II. Действие и бездействие как формы общественно
опасного поведения………………………………………………………..........16
2.1. Преступное действие как форма общественно опасного поведения……16
2.2. Преступное бездействие как форма общественно
опасного поведения……………………………………………………………..23
Глава III. Причинная связь между действием (бездействием)
и общественно опасными последствиями………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы………………………….39

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик бондаренко.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Общественная  опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. В отличие от ст. 7 УК РСФСР ст. 14 УК не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Приоритеты защиты четко названы в ст. 2 УК: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. На первое место среди охраняемых уголовным законом общественных отношений поставлена личность человека.

 Названные  в ст. 2 УК объекты правовой  зашиты в соответствии с Конституцией  РФ являются объектами правовой  защиты вообще. Однако, когда им  грозит серьезная опасность, государство  применяет меры уголовно-правовой  защиты.

 Общественная опасность является объективной категорией, а законодатель, выявляя общественно опасные деяния, как писал К. Маркс, «не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует».

 Общественная  опасность характеризуется объективными  и субъективными признаками.

 К первым  следует отнести: важность, значимость  объекта преступления; характер  и степень вреда, причиненного  или угрожающего объекту; способ  совершения преступления (обман,  насилие); условия места и времени  его совершения (военное время  или боевая обстановка и др.). Ко вторым — форму вины; наличие антиобщественных мотивов и целей (корысть, религиозная, расовая, идеологическая ненависть); индивидуальные особенности лица, совершившего преступление (рецидив, совершение преступления впервые и т. п.).

 Общественная опасность деяния объективна. Это не противоречит тому, что от законодателя зависит отнесение конкретных деяний к категории преступных. Деяние опасно не потому, что его так оценил кто-то, а потому, что оно по своей внутренней сути резко противоречит интересам личности, общества и государства.

Противоправность (противозаконность) означает запрещенность  деяния уголовным законом. В российском уголовном праве сформулирован  принцип nullum crimen sine lege (нет преступления, если об этом не указано в законе). Противоправность выражается в том, что деяние содержит признаки конкретного состава преступления, описанные в норме Особенной части УК, где названы все деяния, признаваемые в настоящее время преступлениями.

 Такой подход  имел место не всегда. Например, ст. 7 УК РСФСР 1926 г. предусматривала возможность применения мер социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера не только в отношении лиц, совершивших запрещенное законом конкретное деяние, но и в отношении тех, кто был опасен из-за своих связей с преступной средой или вследствие своей прошлой деятельности.

 Значение  признака противоправности состоит  в том, что от его соблюдения  зависит реализация провозглашенного  в УК принципа законности (ст. 3). После того как Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. закрепили требование противоправности деяния, было прекращено применение уголовного закона по аналогии, т. е. применение статей УК в отношении тех деяний, которые не предусмотрены законом. В действующем УК положение о запрете аналогии названо в числе принципов уголовного закона (ч. 2 ст. 3).

 Противоправность  связана с общественной опасностью  как форма с содержанием и  является юридическим, законодательным  выражением общественной опасности — материальной характеристики всякого преступления. «Взаимообусловленность общественной опасности и противоправности — определяющий фактор в понимании того, что считает законодатель преступным».

 В связи  с таким пониманием соотношения  общественной опасности и противоправности как признаков преступления (сторонниками которого были А. А. Пионтковский, Н. Д. Дурманов) полагаем неплодотворными (неперспективными) дискуссии о приоритете каждого из этих признаков преступления.

 В зависимости  от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В материальном определении преступления обязательно названа общественная опасность деяния и отсутствует указание на противоправность. В формальном определении преступления говорится о деянии, запрещенном уголовным законом, а общественная опасность как признак преступления не обозначена. В ст. 14 УК дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба рассмотренных признака. Такое определение, указывая на закон как на источник признания деяний преступлением, объясняет основания отнесения их к уголовно противоправным деяниям — общественной опасностью для личности, общества, государства. Кроме того, оно имеет большое практическое значение: действие или бездействие, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного УК преступления, таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК).

 Часть 2 ст. 14 УК имеет большое значение  для характеристики материального  признака (общественная опасность). В соответствии с ней деяние, которое не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, или не угрожало причинением вреда, в силу малозначительности не обладает достаточной для преступления степенью общественной опасности и поэтому не рассматривается в качестве преступления. Вместе с тем такое деяние должно формально подпадать под признаки названного в УК преступления. Вопрос о малозначительности деяния решается с учетом фактических обстоятельств и относится к компетенции следствия и суда. По этому признаку Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в порядке надзора прекратила дело в отношении Е., осужденного по ч. 1 ст. 222 УК. Действия Е. в силу малозначительности не представляли общественной опасности, поскольку он не имел цели приобретения ружья и патронов для себя, а пытался предотвратить самоубийство В., который получил тяжелую травму позвоночника и высказывал мысли о самоубийстве, в связи с чем жена В. попросила Е. временно хранить ружье у него.

 Поиски критериев  признания деяния малозначительным  весьма значимы для эффективного применения уголовного закона. Следует согласиться с Н. Ф. Кузнецовой в том, что в основе признания деяния малозначительным должны быть и объективные, и субъективные факторы, т. е. «когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по не зависящим от него обстоятельствам так в конкретном случае произошло».

 Уголовное  дело о малозначительном деянии  не может быть возбуждено, а  возбужденное дело подлежит прекращению  за отсутствием состава преступления  на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Виновность  как признак преступления не упоминалась  в ст. 7 УК РСФСР. Указание на нее в  ст. 14 УК подчеркивает, что российский законодатель стоит на позиции субъективного, а не объективного вменения. Это  означает, что общественно опасное  деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

 Подтверждением  признания приоритета субъективного  вменения в противовес объективному  вменению является введение в УК неизвестной ранее нормы о невиновном причинении вреда. Деяние признается невиновным, а следовательно, непреступным, если доказаны названные в ст. 28 УК условия (определенное субъективное отношение к деянию, наличие экстремальных условий или нервно-психических перегрузок).

 Признание  виновности самостоятельным признаком  преступления, несмотря на прямое  указание на это в законе, отрицается  некоторыми учеными, которые считают  его производным от признака  противоправности.

Наказуемость, как и противоправность, названа в ст. 14 УК впервые. Только запрещенное уголовным законом «под угрозой наказания» деяние признается преступлением. Это означает, что в одних случаях наказание назначается реально в соответствии с санкцией конкретной нормы Особенной части УК, а в других случаях лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или уголовного наказания (ст. 75-85 УК).

 Следует  заметить, что ряд ученых выступают  против признания за наказуемостью  качества самостоятельного признака  преступления (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов, Н. Ф. Кузнецова).

 Понятие  «преступление» следует разграничивать  с понятием «преступность». Их  соотношение не означает соотношения  единичного и целого, т. е. преступность  не является только совокупностью  преступлений. Понятие преступления, определяемого в качестве общественно опасного деяния, безусловно, лежит в фундаменте определения преступности и является законодательным ориентиром изучения и противодействия преступности. Преступность в отличие от преступления представляет собой социальное явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершенных за определенный период, на определенной территории и характеризующееся качественными (структура, характер) и количественными (состояние, динамика) показателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Действие и бездействие как формы общественно опасного поведения

2.1.  Преступное действие как форма общественно опасного поведения.

 

Как правомерное, так и противоправное поведение  человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (размышления, умозаключения) не может быть преступной, если не сопровождается деятельностью, выражающейся вовне, поступками человека.

Особенность права  состоит в том, что оно нейтрально к внутреннему миру человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относится к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения общественно вредных последствий. Так, угроза убийством наказывается по ст.119 УК РФ тогда, когда она выражена в таких словах или действиях, которые заставляют потерпевшего опасаться за свою жизнь, ограничивают свободу выбора возможного поведения. Вместе с тем одно лишь высказывание намерения совершить убийство не создает состояния опасности и поэтому преступлением не может быть3.

Действие, то есть активное поведение человека, является наиболее распространенным видом общественно  опасного деяния. Свыше 2/3 всех преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, могут быть совершены путем действия.

Под действием в обычном бытовом смысле понимают телодвижение или поступок человека. В уголовно-правовом смысле понятие «действие» включает в себя не только отдельные телодвижения, но и совокупность телодвижений и поступков или деятельность в зависимости от описания объективной стороны в уголовном законе. Так, удар ногой в живот беременной женщины является телодвижением, образующим уголовно наказуемое действие. При незаконном перемещении через границу товаров в крупном размере, совершенном с обманным использованием документов (контрабанда), действие состоит из ряда поступков субъекта. Статья 171 УК РФ предусматривает осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) (ст. 209 УК) представляет собой деятельность более или менее длительную, что также является действием в уголовно-правовом смысле. В этих случаях действие носит сложный характер4.

В уголовно-правовом смысле действие обладает также социальными и правовыми признаками, а именно:

    • общественной опасностью;
    • противоправностью.

Поэтому не является действием в уголовно-правовом смысле совершение запрещенного уголовным  законом поступка, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, например тайное хищение карандаша  или нескольких листков бумаги (кража) одним студентом у другого.

Также не признается уголовно наказуемым действие, признаваемое общественно опасным с точки  зрения социальной оценки, но не предусмотренное  уголовным законом и потому не обладающее признаком уголовной противоправности.

Действие в  уголовно-правовом отношении предполагает осознанное поведение человека, являющееся проявлением его воли.

Так, профессор Б.С. Волков пишет: «Действовать — значит не просто вносить изменения в существующий (объективный) ход событий, но вносить эти изменения целенаправленно, преднамеренно»5. Эту же мысль подчеркивает Г.В. Тимейко: «Наука уголовного права исходит из понятия преступного действия как волевого поступка. Это означает, что преступным и уголовно наказуемым может быть признано лишь такое деяние, которое имеет волевой характер»6. Поэтому душевнобольной, не отдающий отчета в своих действиях, в уголовно-правовом смысле не действует, что бы он ни совершил и какой бы вред ни причинил.

Информация о работе Общественно-опасное поведение и его виды