Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ уголовно-правовых аспектов данной тематики, изучение проблемных сторон понятия вменяемости и невменяемости, с последующим внесением корректировок и дополнений для урегулирования возможных правовых пробелов в этой области.
Объектом научного анализа настоящей работы является институт вменяемости и невменяемости как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Понятие невменяемости применимо только к общественно опасным деяниям, характеристика которых дается в уголовном законе. Поэтому неправомерно называть невменяемым психически больного человека, не совершившего общественно опасное деяние.
Из содержания медицинского критерия следует, что неболезненные расстройства психической деятельности не должны исключать вменяемость. Примером временного неболезненного изменения психики может служить состояние аффекта (сильного душевного волнения). Сильная, бурно развивающаяся эмоция гнева, ярости, страха может явиться внутренней побудительной силой преступления. У человека в таком состоянии сужено сознание и ограничены возможности руководить своими действиями. Однако физиологический аффект не является болезненным расстройством психики, поэтому не служит критерием невменяемости. Совершение преступления в состоянии аффекта учитывается лишь как признак привилегированных составов убийства и причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Невменяемость
устанавливается только на момент совершения
общественно-опасного деяния. Предшествующие времени совершения
преступления, а также последующие отклонения
в психическом состоянии лица для квалификации
преступления особого значения не имеют.
Последующее выздоровление лица не является
основанием привлечения его к уголовной
ответственности. Но, например, лицо, страдающее
хроническим расстройством психики, обычно
не отдающее отчета своим поступкам, в
случае совершения преступления в момент
временного просветления рассудка (т.е.
осознавая характер и общественную опасность
своих действий, и будучи способным руководить
ими) привлекается к уголовной ответственности
за умышленное преступление. При многих
психических заболеваниях у человека
сохраняется до известных пределов правильная
ориентировка в окружающем мире, он обладает
определенным запасом знаний. Для признания
лица невменяемым нужно установить его
неспособность осознавать именно те общественно
опасные деяния, которые он совершил, будучи
психически больным. При этом необходимо,
чтобы лицо осознавало не только фактическую
сторону деяния, но и его социальную значимость,
общественно опасный характер.
Вопрос о вменяемости (невменяемости)
всегда решается в отношении конкретного
деяния. Никто не может быть признан невменяемым
вообще, безотносительно к содеянному.
Само по себе наличие медицинского критерия так же не является достаточным для признания лица невменяемым. Например, не всегда та или иная степень слабоумия предполагает обязательное наличие юридического критерия. Если, допустим, слабоумие у лица выражено не столь значительно, чтобы оно не осознавало опасности своего поведения и не могло руководить своими поступками, такое слабоумное лицо может быть признано вменяемым в связи с отсутствием именно юридического критерия. Точно так же возможны и случаи, когда лицо не осознает опасности своих действий (бездействия) и не может руководить ими в следствие, например, опьянения. Такое лицо не может быть признано невменяемым и освобождено от уголовной ответственности. Только совокупность юридического и медицинского критериев дает основание для признания лица невменяемым и не подлежащим уголовной ответственности.
Как вменяемость,
так и невменяемость – юридичес
В ряде случаев
вопросы в постановлении о
назначении комплексной психолого-
Примером сказанного
может служить уголовное дело,
возбужденное в отношении С.Ю., жестоко
избившего своих
"Страдал
ли обвиняемый С.Ю. в момент
избиения детей психическим
Состояние невменяемости лица определяется только на момент совершения преступления им. Ввиду того, что это лицо не может быть признано субъектом преступления, оно не подлежит уголовной ответственности, но в соответствии с ч.2 ст.21 УК РФ ему могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, не являющиеся наказанием. Такие же меры могут быть назначены и лицу, совершившему преступление в состоянии вменяемости, но после этого заболевшим психическим расстройством, делающим невозможным исполнение в отношении него уголовного наказания.
В ст. 98 УК цели применения принудительных мер медицинского характера определены как излечение лиц, улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных УК. Наличие у лица душевного заболевания требует применения к нему мер лечения, направленных на его выздоровление и предупреждение новых общественно опасных деяний. Кроме того, душевное расстройство мощный десоциализирующий фактор, препятствующий нормальной жизни и способствующий утрате индивидом социальных связей, профессиональных навыков, ухудшению его психического и физического здоровья. Несмотря на принудительные свойства, меры медицинского характера выступают способами лечения, а не наказанием и заключаются в оказании лицу, совершившему общественно опасное деяние, врачебной помощи.
Принудительные меры медицинского характера - это меры государственного принуждения. Они могут назначаться независимо от желания больного, его родственников или попечителя; зачастую сопряжены с ограничением личной свободы больного; назначаются, изменяются и прекращаются только по постановлению суда. Вместе с тем они не выступают наказанием за содеянное, не содержат элементов кары, а применяются для восстановления нарушенного здоровья лица и предупреждения совершения им иных опасных для окружающих деяний. В отличие от наказания принудительные меры медицинского характера не выражают отрицательной оценки от имени государства лицам, страдающим психическим заболеванием, не влекут судимости и не преследуют цели исправительного воздействия. Применяя к лицам, совершившим в состоянии невменяемости запрещенные уголовным законом деяния, принудительные меры медицинского характера, суд ставит перед собой следующие цели:
а) предупреждение совершения лицами, страдающими психическим заболеванием (расстройством), других общественно опасных деяний;
б) излечение лиц, страдающих психическим заболеванием (расстройством), приспособление их к социально полезной деятельности;
в) охрана личности лиц, страдающих психическим заболеванием (расстройством).10
С учетом психического состояния лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также в силу характера и степени общественной опасности совершенного деяния суд может применить к указанным лицам принудительные меры медицинского характера:
1) принудительное
лечение в психиатрическом
2) принудительное
лечение в психиатрическом
3) принудительное
лечение в психиатрическом
4) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. 11
Пленум Верховного Суда России в своем Постановлении от 7 апреля 2011 г. указал: "В связи с вопросами, возникшими у судов при назначении, продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера, а также в целях обеспечения единообразного применения законодательства при рассмотрении дел данной категории Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратить внимание судов, что при осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского характера следует строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. При решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства о здравоохранении, в частности Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также иных нормативных правовых актов. Разъяснить, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ)".
Таким образом,
можно сделать следующие
Установление медицинского критерия невменяемости требует исследования характера заболевания, что невозможно без специальных познаний. Поэтому в качестве эксперта может выступить только врач-психиатр. Однако и для установления юридического критерия также необходима экспертиза, потому что вывод о его наличии или отсутствии в каждом случае обосновывается с помощью клинических психиатрических данных. В этом проявляется тесная связь обоих критериев невменяемости.
Впервые об «уменьшенной
вменяемости» говорится в кодексах
германских государств. В числе обусловливающих
уменьшенную вменяемость
Русскому уголовному законодательству термин уменьшенной вменяемости известен не был, но в п.4 ст. 146 Уложения о наказаниях уголовного и исправительного свода законов в числе обстоятельств “уменьшающих вину” было указано: “если преступление учинено им (виновным) по легкомыслию или же слабоумию, глупости и крайнему невежеству, которым воспользовались другие для вовлечения его в преступление”.
Еще на ранних этапах развития общей и судебной психиатрии было замечено, что нет резкой границы между душевной болезнью и полным психическим здоровьем. Для оценки промежуточных состояний в прошлом веке была предложена концепция уменьшенной вменяемости. Эта концепция не получила широкой поддержки.
В юридической науке справедливо отмечалось, что лица с неполноценной психикой не могут быть в области уголовной ответственности приравнены к психически здоровым. Тем более, что психические аномалии, не исключающие вменяемости, во многих случаях выступают в качестве условия, способствующего преступлению. Проблема актуализировалась в последнее десятилетие в связи с ростом числа психических аномалий в обществе в целом и особенно числа правонарушений, совершаемых такими лицами. До 30-40% лиц, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, страдают различными формами нервно-психической патологии. А среди лиц, совершивших преступления против личности, число страдающих психическими аномалиями достигает 65-70%
Законодатель
впервые в российском уголовном
праве сформулировал норму
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 этой же статьи, психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Медицинский критерий ограниченной вменяемости устанавливается на основе одного из следующих видов психических расстройств: а) хроническое психическое расстройство; б) временное психическое расстройство; в) слабоумие; г) иное болезненное состояние психики; д) различные психопатии (акцентуации характера, расстройство влечений и привычек и т.д.). Психические расстройства, которые не исключают вменяемости, именуются психическими аномалиями.
Так же к медицинским критериям следует относить аномалии психики, которые не являются психической болезнью и характеризуются дисбалансом сил возбуждения и торможения.
Аномалии психики характерны для различных психических конституций и представляют собой внешне большое разнообразие. Однако несмотря на многообразие психических аномалий, они могут быть подразделены на аномальные состояния и аномальные процессы.
Аномальные состояния определяются относительным постоянством психофизиологических реакций, в отличие от них процессы носят временный, непостоянный характер и зависят от определенных биологических факторов.
В силу
многообразия аномальных