Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:13, курсовая работа
Данная работа посвящена одному из важных и спорных вопросов уголовного права – проблеме вменяемости и невменяемости лиц, совершивших преступление. Актуальность работы заключается в следующем: в современных условиях на пути построения в РБ правового государства возрастает интерес к проблеме изучения личности лица, совершившего преступление, в том числе, лица, имеющего отклонения в психике. Суть данной работы в том, что она состоит в комплексном характере исследования проблем невменяемости и её отграничения от вменяемости в уголовном праве. Проблема невменяемости не может быть решена сама по себе, без одновременного анализа и решения проблем вменяемости.
Введение 3
Глава 1. Принцип субъективного вменения и вменяемость как его предпосылка
1.1. Принцип субъективного вменения, его содержание 5
1.2. Вменяемость как предпосылка принципа субъективного вменения 9
Глава 2. Понятие и критерии невменяемости
2.1. Понятие невменяемости в отечественном уголовном праве 12
2.2. Медицинский (биологический) критерий невменяемости 18
2.3. Юридический (психологический) критерий невменяемости 23
Заключение 27
Список использованных источников 30
Как признак субъекта уголовной
ответственности вменяемость
В уголовном праве современных государств вопрос о вменяемости решается по-разному. Так, например, во французском уголовном кодексе (статья 64) оговорено, что не считается преступлением действие, совершенное в состоянии безумия. В США и Великобритании действует принцип презумпции вменяемости, т. е. заявить и доказать о невменяемости подсудимого должна защита, а суд выносит решение «виновен, но безумен» (это означает, что состояние невменяемости не исключает виновности).
Вменяемого человека от невменяемого отличает способность понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков, а также способность сознательно руководить своими действиями.
Вменяемость (от слова «вменять», в смысле «вменять в вину») - в широком, общеупотребительном значении этого слова означает способность нести ответственность перед законом за свои действия.
Б. Спасенников считает, что включение в уголовный закон определения вменяемости, её признаков и критериев, «выступило бы гарантом законности при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, логически и юридически завершило бы законодательную формулировку важнейшего принципа уголовного права — принципа вины», и определяет вменяемость как «способность лица к осознанному волевому поведению».9
В российской доктрине уголовного права существует своё определение вменяемости. Вменяемость - это способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное. То есть вменяемость является юридической предпосылкой вины и уголовной ответственности.10
В этом определении правильно отмечено психическое состояние лица во время совершения общественно опасного деяния, которое позволяет ему избрать линию своего поведения. Лицо может или сообразовывать свои действия (бездействия) с нормами права и правилами общественного поведения, или действовать вопреки им, причиняя вред охраняемым законом интересам. Во втором случае возникает основание уголовной ответственности.
В отечественном уголовном праве понятие «вменяемость» употребляется в более узком смысле, как противоположность понятию «невменяемость». Именно это понятие и закреплено в уголовном законе. Проанализировав положение части 1 статьи 28 УК Республики Беларусь, можно заключить, что вменяемость - это такое состояние психики, при котором человек в момент совершения общественно опасного деяния может осознавать значение своих действий и руководить ими и потому способен быть ответственным за свои действия.
Таким образом, нужно отметить, что вменяемость характеризуется двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим). Юридический критерий включает в себя: способность отдавать себе отчёт в своих действиях, т.е. способность ориентироваться в фактической стороне окружающей обстановки и собственных действий, а также правильно оценивать общественную опасность своего поведения; способность руководить своими действиями, т.е. способность действовать по своей воле, в соответствии со своими представлениями и желаниями. Медицинский критерий вменяемости определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления: отсутствие определенных психических заболеваний, определенный уровень социализации личности (образование, жизненный или профессиональный опыт и т. п.). Лишь наличие этих двух критериев позволяет констатировать вменяемость субъекта.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что вменяемость как правовая категория характеризуется такими основополагающими понятиями, как «сознание» и «воля». Сознание и воля - это элементы психической деятельности человека. Уголовно-правовая наука исходит из того, что человек несет полную ответственность за свои поступки только при условии, что он совершил их, обладая полной свободой воли, понимаемой как способность принимать решения со знанием дела. Эта способность воплощена в уголовно-правовой категории вменяемости, являющейся предпосылкой вины, ибо виновным может признаваться только вменяемое лицо, т.е. способное отдавать отчет своим действиям и руководить ими.11
Глава 2. Понятие и критерии невменяемости
2.1. Понятие невменяемости в отечественном уголовном праве: его эволюция, сравнение с понятием невменяемости в зарубежных странах
Проблема невменяемости является одной из наиболее сложных в науке уголовного права, которой посвящено значительное количество трудов. Это объясняется ее тесной связью с институтами уголовной ответственности, вины, наказания, необходимостью защиты прав и интересов психически больных лиц.
На самом раннем этапе развития правового сознания в соответствии с религиозными взглядами общества опасные действия психически больных людей воспринималось как бесоодержимость. Такое отношение к патологическому поведению нашло соответствующее закрепление в нормативно-правовых актах Киевской Руси. Указ князя Владимира о церковных судах предусматривал, что чародеи, колдуны и другие лица, нуждающиеся в изгнании бесов, подлежат епископальному и церковному суду.12
Впоследствии возникли идеи
неответственности
Воинский артикул 1716 г. предусматривал что «наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели кто…в лишении ума воровство учинит».13
В русском законодательстве уже в 1845 г. в Уложении о наказаниях было закреплено понятие невменяемости. Только здесь ближе к современным понятиям формулируется невменение в вину «преступления, совершенного безумным от рождения или сумасшедшим», когда это лицо по своему состоянию в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве деяния (часть 3 статьи 98, статья 101). Это выгодно отличало наше законодательство от зарубежного. Кодекс Наполеона (1810г.), действовавший в то время, связывал невменяемость только с одним признаком - «безумием». Уголовное уложение 1903 г. содержало почти современную норму: «Не вменяется в вину преступное деяние, учиненное лицом, которое, во время его учинения, не могло понимать свойства и значение совершенного или руководить своими поступками вследствие болезненного расстройства душевной деятельности, или бессознательного состояния, или же умственного неразвития, происшедшего от телесного недостатка или болезни» (статья 39).
Более развернутая формула невменяемости была приведена в статье 7 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. В ней говорилось о том, что меры медицинского характера подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступления в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности или в таком болезненном состоянии, когда они не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
В принятом в 1928 г. УК БССР также была закреплена норма о невменяемости (статья 13): меры социальной защиты судебно-исправительного характера не применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии хронической психической болезни или временного расстройства психической деятельности либо в таком болезненном состоянии, когда они не могли понимать своих действий или руководить ими».
Принятые в 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дали более полную характеристику понятия невменяемости. В статье 11 Основ указывается, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния».
Аналогичная норма содержалась и в части 1 статьи 11 УК БССР 1961 г.
В УК Республики Беларусь 1999 г. формула невменяемости получила дальнейшее развитие. В части 1 статьи 28 говорится, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического расстройства (заболевания), временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики». В части 2 этой статьи указывается, что «к лицу, признанному невменяемым, судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения».
При сравнении приведенных формул невменяемости наиболее совершенной представляется формула УК Республики Беларусь 1999 г. Это относится, прежде всего, к критериям невменяемости, которые определяют ее сущность. Мы видим более точную и понятную формулировку: «фактический характер и общественная опасность своего действия (бездействия)». Уточнена и медицинская терминология: устаревшее понятие «душевная болезнь» заменено более современным и принятым международным стандартом понятием «психическое расстройство».
В науке уголовного права обоснованно считается, что невменяемость относится к числу до конца не изученных и во многом дискуссионных проблем.14
Согласно Р.И. Михееву, невменяемость - это такое состояние, которое исключает вину и уголовную ответственность, а не способность лица осознавать во время совершения преступления характер и общественную опасность совершаемых действий (бездействия) или руководить ими.15
Основываясь на понятии, предложенном Р.И. Михеевым, В.Г. Павлов полагает, что «невменяемость представляет собой различные виды болезненных психических расстройств лица, которое во время совершения общественно опасного деяния причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, что исключает виновность данного лица и признание его субъектом преступления, а также привлечение к уголовной ответственности и назначение ему наказания».16
Однако данные определения вызвали споры у исследователей. Во-первых, невменяемость не сводится к простому перечню болезненных состояний психики. Невменяемость является юридической категорией, имеющей своей сутью непривлечение лица, совершившего общественно опасное деяние, к уголовной ответственности в строго определенных случаях. Во-вторых, невменяемость исключает поставление содеянного в вину, то есть вменение. Таким образом невменяемость является основанием для непривлечения лица к уголовной ответственности. В-третьих, в приведённых определениях не отмечена прямая связь между невозможностью сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, с одной стороны, и психическим расстройством, с другой стороны.
Более состоятельным представляется следующее определение невменяемости: «...невменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в неспособности отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактический характер и общественную опасность деяния) либо руководить ими в момент их совершения вследствие болезненного состояния психики или слабоумия, результатом которой является освобождение от уголовной ответственности и наказания с возможностью применения по решению суда принудительных мер медицинского характера».17
Следует отметить, что теория
уголовного права и практика традиционно
считают, что невменяемость именно
исключает уголовную
Имеется представление о том, что «уголовно-правовая невменяемость... - это предусмотренное уголовным законом обстоятельство, исключающее субъекта преступления и имеющее своим содержанием факт совершения объективно-противоправного общественно опасного деяния лицом, которое во время его совершения не могло сознавать общественной опасности своего деяния или руководить им вследствие психической болезни либо иного болезненного состояния».19
В приведённом определении автор допустил сокращение интеллектуального момента юридического (психологического) критерия невменяемости, состоящего в том, что «опущена» его часть, заключающаяся в осознании лицом фактического характера наряду с общественной опасностью своего действия (бездействия).
В дискуссии о том, каким
понятием является невменяемость, достаточно
указать на следующие признаки, подтверждающие
правовую природу этой категории: невменяемость,
согласно уголовному закону, влечет за
собой определенные правовые последствия
- исключает уголовную