Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 13:35, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение роли личных прав и свобод человека и гражданина в современном мире. В соответствии с заданной целью, мной определены следующие задачи: во-первых, познакомится с личными правами человека и гражданина РФ, во-вторых, рассмотреть Конституцию, как регулятор личных прав и свобод, в-третьих, выявить конституционные основания для ограничения прав и свобод, как в условиях мирного времени, так и в условиях особых государственно-правовых режимов, в-четвертых, изучить политику двойных стандартов и ее влияние на нарушение прав и свобод человека в современном мире.
Введение………………………………………………………………..……………стр
Глава 1 Личные права и свободы гражданина РФ………………………...……..стр
Характеристика основных личных прав и свобод гражданина РФ..стр
Глава 2 Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации………………….……………..стр
2.1. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации……………………………………………………стр
2.2. Ограничение личных прав и свобод и других основных прав и свобод гражданина в условиях особых государственно-правовых режимов…………………стр
Глава 3 Международно-правовые стандарты личных прав и свобод ……….….стр
3.1. Политика двойных стандартов в международных отношениях…….стр
3.2. Политика двойных стандартов в отношении Украины привела к нарушениям прав и свобод человека……………………………………………………………….стр
Заключение…………………………………
Что следует понимать под Основными правами индивида?
Среди теоретических проблем, стоящих перед российской наукой конституционного права, пишет Шилова А.А.[36] особо следует выделить проблему несовершенства, а точнее, неразвитости правового категориального аппарата. Как показала практика, в наборе дефиниций конституционного права отсутствуют отдельные понятия, позволяющие точно передавать заложенный законодателем смысл учредительных норм, отдельных категорий и институтов. Сказанное в полной мере относится и к провозглашенным в Конституции РФ личным правам и свободам. В юридической литературе отсутствует единство мнений относительно содержания фундаментальной категории конституционного права - «основные (конституционные) личные права и свободы человека».
В этой связи возникает вопрос: что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами и свободами человека и гражданина? Отсутствие строгости формулировок в конституциях несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Заметим, что в международно-правовых документах по правам человека нет ясности в том, какие из указанных в них прав считать основными.
Некоторые ученые рассматривают конституционные права как разновидность основных прав человека. Так, Е.А. Лукашева пишет: «Под основными правами человека, на наш взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах. Основные фундаментальные права человека являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав»[30].
Ф.М. Рудинский, напротив, считает, что трудно согласиться с таким «отождествлением прав человека и прав гражданина»[32]. В обоснование своей позиции он выдвигает следующие доводы: «во-первых, термин «основные права человека» содержится в преамбуле Всеобщей декларации прав человека, где речь идет именно о них, а не о конституционных правах гражданина. Во-вторых, Конституция Российской Федерации различает права человека и гражданина. То же самое можно сказать о конституциях других государств».
Трактовка конституционных прав в качестве основных вытекает из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.
Понимание под конституционными правами основных прав человека получило достаточно широкое распространение с XIX века. «Какое бы обозначение ни выбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства»[32]. В советской Конституции и конституциях других социалистических государств права и обязанности закреплялись в специальной главе, именуемой «Основные права и обязанности граждан».
Как справедливо отмечал Л.Д. Воеводин, конституционные права являются основными по двум причинам: «во-первых, они выражают наиболее существенные, коренные связи между советским обществом и личностью... Во-вторых, они записаны не в обычном законе, а в Конституции - Основном законе Советского государства»[29] . Конституция РФ 1993 года также содержит отдельную главу, посвященную правам и свободам человека и гражданина (глава 2), с той лишь разницей, что в ее названии не употребляется слово «основные» права и свободы. Однако этот факт не принижает достоинства прав, записанных в этой главе, и, прежде всего, личных. Однако при этом следует подчеркнуть, что конституционные нормы не определяют точного перечня основных личных прав и свобод.
На наш взгляд, под основными личными правами и свободами индивида необходимо понимать не только права, закрепленные в конституции государства и международных актах, но и иные личные права и свободы, которые являются фундаментальными для обеспечения целостности биосоциальной сущности человека.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет прямое действие. В ней заложены начала общего конституционного регулирования (положения Конституции являются базовыми категориями для общества, государства, статуса личности) и особенного (в этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит, что Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование. Положения Конституции никем не оспариваются и применяются на практике).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[27] от 31 октября 1995 г. № 8 говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию Российской Федерации, в частности тогда, когда закрепленные Конституцией положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и их защиту[27].
Существует проблема соотношения общего и особенного конституционного регулирования. Иногда говорят, что Конституция не должна опускаться до регулирования конкретных отношений. Очевидно, что вопрос надо ставить иначе: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции? Ценность конституционного регулирования в том, что оно в концентрированном виде может создать базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. 16 раз указывается на гарантированность прав и свобод личности. Во второй главе прямо декларируются гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, в других — опосредованно: гарантии условий их реализации, например гарантии единства экономического пространства, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции), прав малочисленных коренных народов (ст. 69 Конституции). Кроме того, даются гарантии защиты уже гарантированных прямо или опосредованно прав и свобод человека и гражданина и помощи в ней (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ст. 133 Конституции).
Согласно Конституции Российской Федерации защите подлежат не просто права и свободы человека и гражданина, а весь процесс их признания, соблюдения и обеспечения.
Под конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина можно понимать процесс реализации конституционных гарантий их признания, соблюдения и обеспечения. Это стадии конституционной защиты прав человека и гражданина (признания, соблюдения, обеспечения).
Лукашева пишет, что признание прав и свобод человека и гражданина — первая стадия их конституционной защиты. На этой стадии осуществляется нормотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а именно: принятие нормативных правовых актов, в которых закрепляются права и свободы человека и гражданина; имплементация норм международного права; ратификация международных договоров; признание решений Европейского Суда по правам человека.
Вторая стадия процесса защиты — соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Достигается это в результате деятельности всех субъектов власти, а также физических и юридических лиц в соответствии с принципами невмешательства, лояльности (толерантности), согласия и уважения.
Невмешательство — пассивное обеспечение права быть оставленным в покое от наделенных властью субъектов права. Конституция призвана обеспечить невмешательство в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению.
Конституционный принцип социального государства означает устранение неоправданных социальных различий. С учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой контроль экономическую систему. Государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении.
Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).
Уважение прав человека и недопустимость их нарушения закреплены в законодательном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) как фундаментальный принцип международного права[30]. «Уважение» в русском языке означает почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
Статья 21 Конституции Российской Федерации указывает на обязанность каждого уважать права и свободы человека. «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…»[1]. Термин «уважение» использовался в конституционном законодательстве советского периода. Так, в ст. 67 Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Каждый должен соблюдать Конституцию, уважать права и свободы других лиц…»[2].
Формулировка Конституции Российской Федерации 1993 г. об уважении прав и свобод личности вполне приемлема. Каждый, кто желает, чтобы его права и свободы уважали, в конечном счете вынужден уважать права других. В этом кроется публичный интерес, который подлежит конституционному регулированию.
Третья стадия процесса конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина — их обеспечение. Обеспечить права и свободы человека означает установить целесообразное и справедливое соотношение материальных и духовно-нравственных потребностей граждан и реальных возможностей их удовлетворения. (Социальные меры должны быть доступны каждому, должны быть равными стартовые возможности граждан.)
Здесь необходимо организационное, юридическое и материальное обеспечение прав и свобод граждан, образующее систему государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ее элементами являются обязанность государства осуществлять активные действия, в том числе и принудительные, в отношении физических и юридических лиц по соблюдению ими прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции), обязанность наполнить материальным содержанием социально-экономические права своих граждан (ст. 7 Конституции) и др.
К субъектам защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации относит: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 62), адвокатов (ч. 2 ст. 48), Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103), общественные объединения (ч. 1 ст. 30), коллективы (ст.ст. 31, 33, 37), органы местного самоуправления (ст.ст. 18, 132), государство (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ст. 53), Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82, ст. 89), органы законодательной власти (ст. 18), органы исполнительной власти (ст. 18, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п. «д» ч. 1 ст. 103, п. «е» ч. 1 ст. 114), Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 4 ст. 125), прокуратуру Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 114).
Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие — это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре и другим органам государственной власти Российской Федерации. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.
Информация о работе Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина