Легализация доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Коротко о истории термина.Существует легенда, согласно которой термин «отмывание денег» появился в США во времена сухого закона, когда чикагская мафия получала большие доходы от нелегальной торговли спиртным и из других источников. Якобы в то время была разработана схема, по которой эти доходы официально оформлялись как выручка сети автоматических прачечных. Услуги прачечных оплачивались наличными, поэтому отследить, сколько человек реально ими пользовалось, было невозможно, что позволяло гангстерам «подмешивать» криминальные деньги в легальную выручку прачечных

Прикрепленные файлы: 1 файл

Существует множество схем легализации преступных доходов.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Решение об установлении корреспондентских отношений с банком-нерезидентом принимается при наличии согласия руководителя кредитной организации или уполномоченного им сотрудника кредитной организации. Банки представляют в Банк России информацию об открытых корреспондентских счетах ностро в банках-нерезидентах и счетах лоро, открытых банкам-нерезидентам.

В целях предупреждения легализации преступных доходов кредитным организациям

запрещается:

- открывать счета (вклады) на анонимных  владельцев, т.е. без предоставления  открывающим счет (вклад) физическим  или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

- открывать счета (вклады) физическим  лицам без личного присутствия  лица, открывающего счет (вклад), либо  его представителя;

- устанавливать и поддерживать  отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

В настоящее время активно используются технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), которые создают для уполномоченного лица клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства. Банк России рекомендует включать в договоры, предусматривающие использование таких технологий, право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. В этом случае кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе7.

К числу факторов, затрудняющих идентификацию клиентов, можно отнести недостаточный уровень прозрачности собственности кредитных организаций и юридических лиц, имеющих счета в банках, возможность беспрепятственно создавать фирмы и открывать любое количество счетов в банках, значительный объем расчетов наличными деньгами, отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям, неконтролируемое использование средств на благотворительность8.

Идентификация клиента - достаточно затратная по прилагаемым усилиям и времени процедура. Повышению эффективности идентификации может способствовать совмещение обязательного идентификационного интервью при приеме на обслуживание отдельных групп клиентов с опциональными маркетинговыми процедурами, изучением потребности клиента в банковских услугах9.

В целях противодействия легализации преступных доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначают специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ.

Правила внутреннего контроля включают порядок документального фиксирования информации, обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации. Следует отметить, что содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку таких правил*(82), ограничивается рекомендациями. В определенной мере такой подход связан с разнообразием экономической деятельности, в которой участвуют субъекты внутреннего контроля, а также с тем, что организации должны сами осознавать необходимость противодействия легализации преступных доходов и сотрудничать в этом с государственными органами.

Для банков организация внутреннего контроля наиболее актуальна, что связано со спецификой их деятельности. В кредитной организации формируется или определяется структурное подразделение по противодействию легализации преступных доходов под руководством назначенного ответственного сотрудника. Банки, исходя из своих возможностей и особенностей (размер банка, направления деятельности, величина клиентской базы, количество операций), создают собственные системы внутреннего контроля, с помощью которых реализуются требования законодательства и надзорных органов о противодействии легализации преступных доходов.

В некоторых случаях внутренний контроль осуществляется самостоятельной структурной единицей, деятельность которой курируется непосредственно высшим руководством. Данная модель типична для системы корпоративного управления западных банков и российских банков западной ориентации. Представляется, что данная модель наиболее соответствует требованиям законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

В других случаях внутренний контроль организуется и осуществляется в одном из действующих подразделений и курируется руководителем этого подразделения, который может быть одновременно10

ответственным сотрудником по противодействию легализации преступных доходов.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате их применения и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер  сделки, не имеющей очевидного  экономического смысла или очевидной  законной цели;

- несоответствие сделки целям  деятельности организации, установленным  учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения  операций или сделок, характер  которых дает основание полагать, что целью их осуществления  является уклонение от процедур  обязательного контроля.

Признаками легализации преступных доходов в деятельности юридического лица может служить значительное превышение показателей остатков в кассе над остатками средств на расчетных и текущих счетах, большой удельный вес наличных расчетов при отсутствии ежедневной инкассации, небрежное ведение документации, ненадлежащее состояние баланса.

Операции, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации, имеют свои характерные особенности:

- переводы денежных средств  ускорены;

- резкий рост суммарных оборотов  по балансу и особенно внутренних оборотов с таким же снижением в дальнейшем;

- использование суррогатных финансовых  инструментов (сомнительных векселей, некотирующихся ценных бумаг);

- операции, связанные с оборотом  преступных доходов для кредитной  организации, имеют низкую или нулевую доходность либо сверхдоходность11

Источниками информации для выявления признаков легализации преступных доходов в процессе осуществления мер внутреннего контроля служат:

- документы, относящиеся к сделке (договоры, счета, чеки, поручения и  т.д.);

- документы, характеризующие правоспособность, дееспособность, финансово-хозяйственную  деятельность и деловую репутацию  клиента (учредительный договор, сообщение  о государственной регистрации, паспорт хозяйствующего субъекта, баланс, банковские выписки, справки налоговых органов, заключения аудиторов и т.д.);

- документы, относящиеся к личности  клиента (паспорт, доверенность, приказы, справки).

Другими источниками информации о признаках возможного отмывания преступных доходов могут служить пояснения клиента работнику банка о тех или иных обстоятельствах определенной сделки и ее участниках; сообщения других банков и межбанковских организаций, в которых обслуживается клиент, о наличии в его действиях признаков "отмывания"; непосредственная проверка работником банка фактических обстоятельств производственной и финансовой деятельности клиента.

Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что сделки, операции осуществляются в целях легализации преступных доходов, то сведения о них направляются в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в Росфинмониторинг, не вправе сообщать об этом клиентам.

Важно отметить, что представление сведений и документов в отношении подозрительных операций не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Выявление подозрительных сделок требует от работников финансовой организации специальных навыков для поиска, собирания и оценки необходимых сведений. Поэтому к специальным должностным лицам предъявляются такие квалификационные требования, как наличие высшего юридического или экономического образования или как минимум 2-летний опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации преступных доходов, а также

обязательное прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Документы, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению в течение не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

Реализация процедур обязательного и внутреннего контроля может ошибочно рассматриваться как возложение на организацию или бухгалтера, адвоката функций субъекта правоохранительной деятельности: выявление, хранение и передача информации в целях борьбы с легализацией преступных доходов. Сообщение в Росфинмониторинг о финансовой операции не является заявлением о преступлении или доносом на клиента. Не только организация или профессиональный бухгалтер, юрист, но и Федеральная служба по финансовому мониторингу не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям клиента. Служба может сделать вывод об имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых подтверждается или опровергается правоохранительными органами. Таким образом, Росфинмониторинг на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы, за которыми остается решение о возбуждении уголовного дела12.

Представители ООН также отмечают, что "банкиры и специалисты (бухгалтеры и адвокаты) являются дееспособными блюстителями закона или могут стать таковыми, если заставить их принять на себя различного рода определенные обязательства, касающиеся как функционирования общих систем, например, ввести законодательные требования о создании соответствующих механизмов, препятствующих отмыванию денег, так и личной ответственности, например путем введения строгих уголовных наказаний для лиц, содействующих использованию доходов от преступной деятельности".

Кредитные и иные организации должны не только получать прибыль от использования денежных средств, но и содействовать укреплению законности в финансовой сфере, иначе их деятельность будет направлена во вред обществу и государству. Необходимо, "чтобы вы считали не гражданами, а врагами и лазутчиками тех, кто не хочет быть подчиненным гражданским властям и хочет быть свободным от всяких общественных обязанностей, но, тем не менее, хочет оставаться в государстве и требует, чтобы оно защищало его от нападения и обид".

К тому же любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, выгодно иметь хорошую репутацию, связанную с успешной работой на рынке и выполнением требований закона, иначе люди просто не доверят ей свои деньги.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования необходимой для внутреннего контроля информации.

Кроме того, организация, осуществляющая безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, обязана отказать в их совершении в случае отсутствия информации о плательщике и номере его счета (при его наличии) в расчетном документе или других источниках.

Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях:

- отсутствия по своему местонахождению  юридического лица, его постоянно  действующего органа управления, иного органа или лица, которые  имеют право действовать от  имени юридического лица без доверенности;

- непредставления физическим или  юридическим лицом документов, подтверждающих  указанные ею сведения, либо представления  недостоверных документов.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Требования идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, помимо организаций, распространяются и на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или

Информация о работе Легализация доходов, полученных преступным путем