Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:09, курсовая работа
Коротко о истории термина.Существует легенда, согласно которой термин «отмывание денег» появился в США во времена сухого закона, когда чикагская мафия получала большие доходы от нелегальной торговли спиртным и из других источников. Якобы в то время была разработана схема, по которой эти доходы официально оформлялись как выручка сети автоматических прачечных. Услуги прачечных оплачивались наличными, поэтому отследить, сколько человек реально ими пользовалось, было невозможно, что позволяло гангстерам «подмешивать» криминальные деньги в легальную выручку прачечных
Курьеры ездят в банк, отвозят и привозят документы, выписки, платежные поручения.
От физических лиц такая организация принимает наличные денежные средства, от юридических лиц деньги поступают на банковские счета контролируемых подставных организаций. По заявкам клиентов подпольный банк обменивает рубли на иностранную валюту, меняет безналичные денежные средства на наличные, перечисляет платежными поручениями деньги на счета российских и зарубежных фирм, физических лиц, осуществляет перемещение наличной валюты через российскую границу. Для придания правомерности подобной деятельности составляются фиктивные договоры, для чего используются печати и факсимильные клише подставных фирм. За совершение указанных операций взимается плата в процентах от суммы операции.
Например, в ходе обысков, проведенных сотрудниками МВД России, в помещениях, расположенных в г. Москве по адресу Холодильный переулок, 3, обнаружены и изъяты крупные суммы неучтенной наличности, более 50 комплектов документов фиктивных западных компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, более 100 комплектов регистрационных уставных и учредительных документов подставных российских фирм с печатями, а также финансовые документы организаций, через которые осуществлялся вывод денежных средств за рубеж.
Наряду с этим сотрудники МВД России обнаружили документы на тех лиц, которые ведут клиентские потоки фирм, чьи денежные средства были "отмыты" с использованием противоправных схем. В помещениях, где проводился обыск, находилось большое количество корешков от кассовых ордеров как физических, так и юридических лиц с указанием сумм, которые поступали на счета, а также чековые книжки, образцы банковских карточек, печати как российских, так и зарубежных кредитных организаций, поддельные печати "службы технического надзора ГИБДД РФ" и частных нотариусов.
Рентабельность такого рода операций превышает доходы от таких преступлений, как реализация наркотиков и торговля оружием; прибыль от незаконных банковских операций может достигать 900%.
Выявленные незаконные банковские операции были связаны с предоставлением услуг по обналичиванию, "отмыванию" и выводу валютных средств за рубеж путем использования реквизитов нерезидентов, подконтрольных кредитных организаций, фондов и реквизитов различных юридических лиц-резидентов. Активно осваивают легализаторы и систему небанковских финансовых учреждений: валютные, фондовые, товарно-сырьевые биржи, страховые организации, пенсионные и инвестиционные фонды, организации, осуществляющие денежные переводы. "Черные" брокеры оказывают легализаторам услуги по получению наличных денег посредством вексельных схем за определенную плату. Незаконный предприниматель составляет фиктивный договор купли-продажи, комиссии с целью объяснения поступления векселя, после чего предъявляет его для погашения векселедателю. Для получения наличных денег привлекаются лица, не осведомленные о преступном характере деятельности, которые также представляют вексель к оплате, и на их счет перечисляются денежные средства за погашенный вексель. В процессе легализации преступных доходов могут быть задействованы специалисты: нотариусы, адвокаты, бухгалтеры и т.п. Нотариусы, например, за определенную плату удостоверяют фиктивные сделки: заведомо ложные завещания, купли-продажи, дарения недвижимости и т.п. У 79 нотариусов заверяются также фальсифицированные доверенности, подписи подставных лиц. Удостоверение таких документов не фиксируется в нотариальном реестре.
Сотрудники юридических организаций оформляют учредительные документы вновь создаваемых организаций по поддельным или утерянным паспортам, сами выступают учредителями или номинальными директорами регистрируемых фирм, или подыскивают на эту роль подставных лиц, используют данные ранее зарегистрированных фирм. Подставные фирмы обслуживаются аудиторскими организациями, которые ведут их документацию, составляют с использованием компьютера или на готовых бланках фиктивные документы: договоры, сметы, акты приемки, которые подписываются подложными исполнителями, а не руководством компании. Эти документы в незаполненном виде передаются в фиктивные организации как доказательство расчетов с целью сокрытия истинного происхождения денежных средств. Платежные документы передаются номинальным директорам, которые их подписывают, не вникая в деятельность организации. На документах проставляется печать подставной фирмы, которая также хранится у аудитора, который осуществляет и доставку документации в банк».1
Правовые и организационные основы деятельности организаций и специалистов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере противодействия легализации преступных доходов
Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги. На данных лиц Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля. Подобные меры способствуют ограничению доступа криминальных капиталов на рынок финансовых услуг, получению информации об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных в результате совершения преступления. Неисполнение закона может привести к вовлечению в сомнительные операции, что связано с рисками не только финансовых, но и репутационных потерь, применения юридических санкций.
Следует отметить, что первоначально финансовые организации без восторга встретили введение в российскую практику международных стандартов противодействия легализации преступных доходов, воспринимая это как излишнюю нагрузку и препятствие для работы с клиентами.
В настоящее время меры противодействия легализации преступных доходов встречают все большее понимание со стороны банков и иных финансовых организаций, что связано с развитием законной предпринимательской сферы, привлечением иностранных инвестиций.2
В качестве положительного примера можно привести инициативу Ассоциации российских банков по созданию комитета по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Понятие внутреннего контроля раскрывается в ст. 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;
2) предпринимать меры по
3) систематически обновлять
4) документально фиксировать и
представлять в Росфинмониторин
Обязательная идентификации клиента, предусмотренная п. 1 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" включает в себя установление сведений о физическом и юридическом лице, что особенно важно при установлении отношений с новым клиентом. В качестве такового рассматривается юридическое или физическое лицо, участвующее в правоотношениях с субъектом внутреннего контроля в рамках сделки, профессионального посредника, и любое лицо, связанное с операцией. В целях идентификации организация собирает сведения о клиенте, документы, являющиеся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иную необходимую информацию.
Действенная идентификация должна включать в себя не только сбор и фиксирование предоставляемой клиентами информации, но и ее анализ, проверку и хранение. В целях обеспечения полноты проводимой проверки организации вправе получить у органов исполнительной власти сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, данные об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших лиц. В случае необходимости организации могут использовать иные дополнительные источники информации, доступные на законных основаниях.
Отметим, что на практике такие возможности не всегда реализуются из-за высокой стоимости услуги или закрытости баз данных, что требует создания механизма информационного обмена между государственными органами и организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в электронном виде, желательно на безвозмездной основе.
Установление платы за использование организациями государственных информационных ресурсов, как показывает практика, повлечет в дальнейшем ее повышение, что будет способствовать недостаткам исполнения закона в части выявления операций, связанных с легализацией преступных доходов.
Все документы представляются клиентами в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента, выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления копий документов организация вправе потребовать от клиента представления подлинников документов для ознакомления.
Для идентификации юридических лиц необходим больший объем документов, характеризующих организацию и ее деятельность: учредительные документы, финансовая отчетность, реестры бухгалтерского и финансового учетов. Недобросовестная компания может представить ложные сведения о создании юридического лица, учредителях, органах управления, руководстве фирмы, величине зарегистрированного и фактически оплаченного уставного капитала. Финансовый служащий, оформляющий сделку с инвестиционным фондом, в ходе процедуры идентификации должен удостовериться в том, что данная организация проводит аналогичные процедуры для своих клиентов и
может дать законность происхождения средств.3 О причастности лица к "отмыванию" может свидетельствовать сообщение им ложных сведений. Идентификация физического лица зачастую вызывает затруднения в части проверки миграционной карты, что финансовыми учреждениями может неверно расценивается как выполнение функций миграционных служб.
Как показывает практика, режимы идентификации клиентов, например, банками, могут быть различными: стандартными, специальными (предусматривающими исключения и послабления) и углубленными (с тщательной проверкой клиента)4. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов.
Необходимо обращать внимание на характер совершаемой сделки, отношение лица к процедуре проверки его данных, местонахождение юридического лица, происхождение физического лица, наличие посредника.
При идентификации выгодоприобретателя необходимо учитывать, что в качестве такового рассматривается лицо, к выгоде которого действует клиент: на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок5.
Зачастую в расчетных документах, представленных клиентом, указания на выгодоприобретателя нет, так как отсутствуют нормативные требования для внесения в расчетный документ подобных данных. Наличие выгодоприобретателя может быть выявлено в других документах, которые клиенты представляют в финансовые организации. Это касается внешнеторговых контрактов, в которых получателем товаров, работ и услуг является сторона, не участвующая в переводе денежных средств через кредитную организацию, при использовании аккредитивной формы расчетов, при операциях с векселями.
Сведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента. Интенсивность бизнеса требует постоянно обновлять информацию о клиентах, фиксировать изменения в учредительных документах, составе и структуре органов управления, финансово-хозяйственной деятельности. Финансовой организации необходимо проводить повторную идентификацию клиента, выгодоприобретателя при наличии сомнений в достоверности сведений, полученных ранее.
Оптимизировать оценку риска осуществления клиентом операций, связанных с отмыванием преступных доходов, в кредитной организации возможно посредством проверки руководителем подразделения, принимающего или осуществляющего обслуживание соответствующего клиента, выводов исполнителей в целях устранения возможных ошибок, а также путем внесения сведений об обновлении оценки риска в анкету клиента без удаления ранее внесенных данных6.
В организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, должна быть разработана и утверждена руководителем программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Подобная программа должна предусматривать порядок идентификации, в том числе оценку уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов и основания оценки такого риска. Программа идентификации также может содержать иные положения, включаемые по усмотрению организации.
При идентификации коммерческих банков следует учитывать, что любой банк работает с уже обезличенными средствами, и проверить их законность другому кредитному учреждению невозможно. Кредитные организации обязаны принимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация о том, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. В этих целях при установлении корреспондентских отношений с банком-нерезидентом кредитная организация обязана потребовать предоставления сведений для идентификации контрагента и информации о принимаемых банком-нерезидентом мерах по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Информация о работе Легализация доходов, полученных преступным путем