Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:41, курсовая работа
При написании данной работы, изучив различную литературу по приведенной теме мной сделан вывод, что трудовые пенсии являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых граждан.
С 01.01.2002 года в РФ стартовала пенсионная реформа, которая установила совершенно новый порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий, нежели действовавший до указанного времени.
1.1. История создания Пенсионного фонда Российской Федерации
Когда Ю.Цезарь ввел систему военных
пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе
отчет в том, что создает прецедент, который
серьезно усугубит финансовые трудности
Римской империи несколько столетий спустя.
История современной пенсионной системы
— пожалуй, самый масштабный по влиянию
на государственные финансы и общественное
развитие пример подобного решения1.
Система пенсионного обеспечения
в СССР начала активно формироваться
в 30-60-е годы. Основу ее составил принятый
14 июля 1956 года Верховным Советом
закон «О государственных пенсиях».
Этот документ до сих пор определяет
возраст выхода на пенсию для мужчин
— 60 лет, для женщин — 55 лет. Минимальный
трудовой стаж, необходимый для назначения
пенсии по возрасту, соответственно составлял
25 и 20 лет. Закон 1956 года значительно
повысил уровень пенсионного
обеспечения и расширил круг лиц,
имеющих право на пенсию: рабочие,
служащие, граждане, на которых распространяется
государственное социальное страхование;
военнослужащие рядового, сержантского
и старшинского состава срочной
службы; граждане, ставшие инвалидами
в связи с выполнением
Пенсии для военных ввел Петр I своим указом «О пенсионе бывшим военным». Здесь отметим, что «пенсион» распространялся на офицеров и генералов, нижние чины оставались по прежнему в системе призрения.
Хотя в 1711 г. Петр I своим указом повелел: «Престарелых и раненых и увечных офицеров и урядников и солдат пересмотреть… и годных разослать по губерниям, а негодных к посылке отослать в Московские богадельни", а указом от 3 мая 1720 года он повелел «всех офицеров и нижних чинов, которые окажутся неспособными к службе за ранами, увечьями или старостью, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненно содержание по гарнизонным окладам».
Хотя в данном случае не совсем корректно говорить именно про пенсию, но пример очень наглядный: солдат, негодный службе, получал содержание от государства, в установленном размере. В обычной практике того времени солдата, отслужившего службу (а служили тогда по 25 лет), отправляли в родную деревню, и помещик, исходя из неписанных правил того времени, должен был уже о солдате позаботиться. Иных социальных гарантий не было.
Однако вернемся к офицерскому сословию. Александр I в 1803 году повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшим инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги. Еще один шаг к формализации системы!
Окончательно систему
Принцип системы был прост: классные чины, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада и за 35 лет беспорочной службы получали пенсию, равную окладу.
В дальнейшем пенсионная система
Российской империи включала в себя
все новые категории: служащих, не
имевших классных чинов, преподавателей,
медицинский персонал государственных
лечебных учреждений, инженеров... В
1913 года в систему оказались включены
рабочие государственных
В целом, пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения пенсионного возраста). При этом реальную возможность жить на пенсию имели лишь бывшие государственные служащие.
Старое и новое Кому и как платили пенсии в Российской империи
Поделиться…
Пенсии до 17-го года
К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», т. е.:
— чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;
— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;
— учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;
— ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;
— врачи и фельдшеры (в т. ч. ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;
— рабочие казенных заводов (с 1913 года) и казенных железных дорог.
У обычных граждан империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу», либо пенсия по болезни (инвалидности); в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья. Причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.
Второе слагаемое: эмеритура , т. е. сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и т. д.) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно, при условии, что данный человек в свое время отчислял в эту кассу взносы на протяжении 10 лет. Причем размер таких выплат, порой, не уступал размеру государственной пенсии!
И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был весьма велик и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. Единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты, что называлось — «получить полный оклад», следовало проработать 35 лет. Речь, разумеется, об общем стаже: советское изобретение «непрерывный стаж» пришло позже. Причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35 летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года. Пенсионные льготы предоставлялись, прежде всего, тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы. Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье», «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции: от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила.
Что касается уволенного «по статье» (через суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал лично император.
Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал: суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.
Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов, погибших на дуэлях) и дети (сыновья — до 17 лет, дочери — до замужества, либо до достижения 21 года).
Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново: как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.
В 1903 г. появляется закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти — в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. К 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих, пострадавших от несчастных случаев, медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных пособий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15% предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47% предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37%). Право на получение пособий зависело от срока службы. Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5 до 3 недель (36%), до выздоровления (27%), а так же до 1 месяца.
Все крупные и большинство средних заводов страховали всех своих рабочих. И если кто-то получал увечье, то за счет страховых сумм рабочий мог рассчитывать на вполне приличную компенсацию, а если увечье не позволяло ему работать, то на пожизненную пенсию. Если же человек в результате травмы погибал, то эти деньги выплачивались его вдове и детям.
…И ПОСЛЕ 17-го ГОДА
С 1917 до 1928 года пенсии по старости вообще не выплачивались, они были молча отменены. В 1928 году начали выплачивать пенсии отдельным категориям рабочим (горнозаводской и текстильной промышленности). Служащим пенсии начали выплачиваться только в 1937 году. То есть, после 1917 года ушедшие с работы по возрасту служащие в течение более 20 лет пенсии вообще не получали. Размеры пенсий были очень маленькими вплоть до 1956 года.
В 1937 году Правительство решило:
1. Установить с 1 января 1937 г.
следующие размеры пенсий в
порядке социального
а) для лиц, получивших инвалидность в связи с участием в гражданской войне или прохождением военной службы в РККА;
б) для инвалидов из числа бывших красногвардейцев и красных партизан — независимо от времени и причин наступления инвалидности;
в) для нетрудоспособных членов семей указанных в п. п. «а» и «б» инвалидов в случае смерти последних, а также нетрудоспособных членов семей лиц, умерших в связи с участием в гражданской войне или прохождении службы в РККА:
Инвалиды первой группы — 65 руб.* (для не имеющих сельского хозяйства) / 40 руб. (для имеющих сельское хозяйство).
Инвалиды второй группы — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с тремя и более нетрудоспособными членами — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с двумя нетрудоспособными членами — 35 руб. / 20 руб.
Семьи умерших с одним нетрудоспособным членом — 25 руб. / 15 руб.
2. Установить для инвалидов-