Работодатель как субьект трудогого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Значимость трудового законодательства в обществе неоспорима и обусловлена прежде всего его социальной ролью: с одной стороны, это - правовая защита и трудовые гарантии гражданам, с другой - соблюдение интересов работодателя для обеспечения эффективного производства. При очевидной противоположности интересов сторон трудовых отношений, абсолютно понятна необходимость поиска компромисса путем переговоров. Однако, совершенно очевидно и то, что такие права и гарантии, как здоровые и безопасные условия труда, нормирование и оплата труда, режим труда и отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск, социальное страхование и т.п. должны быть обеспечены хотя бы на минимальном уровне абсолютно всем работникам.

Содержание

Введение стр. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ. стр. 7
1.1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ СО ВРЕМЕН «РУССКОЙ ПРАВДЫ» ДО ВРЕМЕН СУДЕБНЫХ РЕФОРМ 1860 Г. стр. 7
1.2. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ С 1864 Г. ДО 1917 Г. стр. 8
1.3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ С 1917Г. ПО 1991 Г. стр. 11
1.4. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ С 1991 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. стр. 19
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ. стр. 24
2.1. ПРАВОВОЙ СТАТУС РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА. стр. 24
2.2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВ В СТАТУСЕ РАБОТНИКА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТОДАТЕЛЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. стр. 30
2.2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАННОСТИ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ) СТАТУСА РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ. стр. 54
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТАТУСА РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ. стр. 73
3.1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ. стр. 73
3.2. СРАВНИТЕЛЬНО ЮРИДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. стр. 74
Вывод стр. 85
Библиография стр. 87

Прикрепленные файлы: 1 файл

большой.docx

— 240.03 Кб (Скачать документ)

По субботам и накануне праздничных дней рабочий день сокращался до 10 часов. В канун праздника Рождества Христова работа должна была прекращаться не позднее полудня.

Ежегодные отпуска работникам не предоставлялись.

Согласно ст.98 УПТ в расчетной книжке работника должен быть указан размер заработной платы, основания ее исчисления и сроки платежей.

Статья 54 УПТ требовала уплаты заработной платы не реже одного раза в месяц, если трудовой договор заключен на срок более одного месяца, и не реже двух раз в месяц, если трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Работник, не получивший в срок заработной платы, имел право требовать в месячный срок по суду расторжения трудового договора, взыскания невыплаченной заработной платы, а также особого вознаграждения (законной неустойки) в размере не более двухмесячного заработка при срочном трудовом договоре, а при договоре на неопределенный срок – двухнедельного заработка.

При этом к требованиям о выплате заработной платы в Российской империи применялся на общегражданский десятилетний срок исковой давности, а месячный срок исковой давности.[10]

Из заработной платы работника разрешалось удержать не более 1/3 причитающихся к выплате денежных сумм, если он был холост и не более ¼, если он имеет детей.

Правила внутреннего распорядка разрабатывались фабрикантами и утверждались фабричной инспекцией, на которую возлагалась обязанность проверять правила внутреннего трудового распорядка с точки зрения согласованности их с законом.

Трудовая дисциплина на промышленных предприятиях Российской империи поддерживалась в основном при помощи денежных взысканий (дисциплинарных штрафов).

Дисциплинарные штрафы применялись заведующим предприятием и обжалованию не подлежали.

УПТ предусматривал 3 основания, дающие право на взыскание дисциплинарных штрафов: 1) неисправная работа; 2) прогул; 3) нарушение порядка.

Прогулом считалось отсутствие на работе в течение не менее половины рабочего дня.

Размер штрафов определялся усмотрением администрации, но в пределах установленного законом максимума. Так, за прогул можно было удержать не более суммы шестидневного заработка, не считая вычетов за время отсутствия на работе. При этом общий размер дисциплинарных штрафов не должен был превышать 1/3 заработка.

Взысканные с работников штрафы могли расходоваться только на нужды самих рабочих с разрешения фабричной инспекции.

 

1.3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ С 1917 Г. ПО 1991 Г.

 

Победа Февральской революции привела к активизации деятельности по реформированию трудового законодательства.

Так, в марте 1917 года было заключено соглашение Петроградским советом рабочих депутатов, обществом фабрикантов и заводчиков. Это соглашение установило восьмичасовой рабочий день и семичасовой рабочий день в субботние дни без уменьшения заработной платы.

Этим же соглашением были учреждены фабрично-заводские комитеты и примирительные камеры.[11]

Временное правительство постановлением от 11 ноября 1917 года отменило дисциплинарные штрафы.

Временное правительство разработало план осуществления широких и прогрессивных реформ трудового законодательства.

Однако эти реформы не были осуществлены в связи со свержением Временного правительства.

Среди подготовленных по поручению Временного правительства законопроектов центральное место занимает проект закона о трудовом договоре.[12]

Законопроект дает четкое определение трудового договора. Он содержит гарантии стабильности положения работника, заключившего трудовой договор, а также определяет обязанности сторон трудового договора, порядок его заключения и прекращения.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года «в развитии правового регулирования труда произошел перелом, качественный скачок».

Сразу же после захвата власти большевиками Совет народных комиссаров принял Декрет от 11 ноября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне». Этот декрет регулировал рабочее время и время отдыха, а также охрану труда женщин и молодежи.

Декрет от 11 ноября 1917 года продублировал отдельные нормы дореволюционного Устава о промышленном труде и одновременно внес в прежнее законодательство существенные изменения, облегчающие положение работников.

В частности, этот Декрет:

· установил взамен 11 ½ часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю;

· включил в рабочее время не только время выполнения работы, но и подготовительно-заключительное время (чистка машин, уборка рабочего помещения);

· ограничил рабочее время лиц моложе 18 лет 6 часами в сутки;

· ограничил применение сверхурочных работ, запретив допуск к этим работам женщин и детей, не достигших 18 лет;

· обязал предоставлять работникам обеденный перерыв не позднее чем через 6 часов после начала работы;

· увеличил продолжительность минимального еженедельного непрерывного отдыха с 24 часов до 42 часов;

· установил дополнительные праздничные дни 27 февраля (день свержения самодержавия) и 1 мая;

· запретил ночной труд (от 9 часов вечера до 5 часов утра) женщин и подростков до 16 лет и прием на подземные работы женщин и молодежи до 18 лет;

· повысил минимальный возраст приема на работу с 12 до 14 лет.[13]

Совет народных комиссаров принял постановление от 23 ноября 1917 года «О размере вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников».

Это постановление реализовывало идею, впервые воплощенную в жизнь Парижской Коммуной, согласно которой заработная плата министра не должна превышать заработную плату хорошего рабочего.

Декретом от 18 мая 1918 года СНК упразднил фабричную инспекцию, которая действовала на основании дореволюционного Устава о промышленном труде, заменив ее инспекцией труда, подчинявшуюся Народному комиссариату труда и его местным органам (отделам охраны труда).

Инспекторы труда избирались советами профсоюзов и общегородскими или окружными страховыми кассами по их соглашению.

Инспекция труда должна была осуществлять контроль за проведением в жизнь нормативных актов по охране труда и принимать необходимые меры по охране жизни и здоровья работников. Инспекторы наделялись правом привлекать виновных в нарушении правил охраны труда к суду, а в ряде случаев налагать на виновных должностных лиц административные штрафы.

Совет народных комиссаров РСФСР (СНК) постановлением от 14 июня 1918 года «Об отпусках» впервые в России установил для работников, проработавших на предприятии или у частных лиц без перерыва не менее 6 месяцев, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью в 2 недели.

ВЦИК Декретом от 22 декабря 1918 года ввел оплачиваемый за счет средств социального страхования отпуск по беременности и родам продолжительностью 8 недель до родов и 8 недель после родов.

Совет народных комиссаров 2 июля 1918 года одобрил Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда.

Положение детально регламентировало содержание коллективных договоров и порядок их заключения.

В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде РСФСР – первый кодифицированный источник трудового права.

Этот КзоТ включал 9 разделов:

- о трудовой повинности;

- право на применение  труда;

- порядок предоставления  труда;

- о предварительном испытании;

- о переводе и увольнении  трудящихся;

- о вознаграждении за  труд;

- о рабочем времени;

- об обеспечении надлежащей  производительности труда;

- об охране труда.

Для КзоТ РСФСР 1918 года характерно, что он сочетал принуждение к труду в жесткой форме с довольно высоким для начала XX века уровнем защиты трудовых прав.[14]

В частности, КзоТ РСФСР предусматривал предоставление ежегодного отпуска через 6 месяцев непрерывной работы.

Кодексу 1918 года непосредственно предшествовала Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, являвшаяся как бы его неразрывной частью. Анализ Декларации позволяет считать, что Кодекс относился к числу коренных начал Федерации Советских Республик России, являлся одним из инструментов, способствующих выполнению молодым государством основной задачи – «уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, полному устранению деления общества на классы, беспощадному подавлению эксплуататоров, установлению социалистической организации общества и победе социализма во всех странах». Вполне возможно, что на появлении Кодекса в качестве кодифицированного акта сказалась практика Франции, где впервые была осуществлена кодификация трудового законодательства (подготовка первого трудового Кодекса относится к 1910 г.). Россия, таким образом, оказалась в первом ряду стран, кодифицировавших свое законодательство о труде. В других странах кодексы о труде не практиковались.[15]

Кзот представляет собой не только исторический, но и научно-технический интерес. С социально-политической точки зрения это был сложный документ. С одной стороны, он содержал нормы, отвечающие интересам трудящихся масс, способные защитить их права в конкретных областях условий труда и трудовых отношений. С другой стороны, он содержал нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан.

Следует подчеркнуть, что важного значения для правового регулирования труда первый российский КзоТ не имел. В связи с иностранной интервенцией, начавшейся гражданской войной, экономической разрухой в стране и другими обстоятельствами создались большие препятствия его применению. В этот период, получивший в истории России наименование «военный коммунизм», Кодекс практически не действовал, по крайней мере не применялись многие его нормы. Условия труда регулировались правительственными актами-декретами, постановлениями, положениями (например, постановлением от 14 ноября 1919 г., утвердившим Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах; Общим положением Совета Обороны о милитаризации государственных учреждений и предприятий от 28 ноября 1919 г.; Общим положением о тарифе от 17 июня 1920г). [16]

Второй советский Кодекс законов о труде был одобрен IV сессией IX созыва 30 октября 1922 года.

КзоТ РСФСР от 30 октября 1922 года воспринял многие нормы КзоТа РСФСР 1918 года.

Однако КзоТ 1922 года во многом отличается от своего предшественника. Если КзоТ 1918 года состоит из 137 статей, то КзоТ 1922 состоит из 192 статей. КзоТ 1918 года был создан с учетом условий военного коммунизма, а КзоТ 1922 года был создан для функционирования в условиях новой экономической политики, когда советское государство признало в определенных пределах право частной собственности и свободу предпринимательства.

КзоТ РСФСР 1922 года, состоящий из 17 разделов, определил основные институты советского трудового права: трудовой договор, коллективный договор, положение профсоюзов, заработная плата, гарантии и компенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время и время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, ответственность субъектов трудового договора, социальное страхование.

При этом структура российского трудового права и основное содержание его институтов «почти не изменились до сегодняшнего дня». [17]

Анализ источников российского трудового права в историческом аспекте дает основание для вывода, что в России в ХХ веке сформировался специфический тип трудового права, отличающийся от зарубежных национальных правовых систем.

Информация о работе Работодатель как субьект трудогого права