Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:35, реферат
Основу теорий и концепций социального устройства общества в разрезе управления трудом Р. Оуэна составил эксперимент по реформированию производственных отношений на текстильной фабрике в поселке Нью-Ланарк, совладельцем которой он был. Несомненной заслугой мыслителя является его вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое главное – это путь всемерного развития производительных сил.
Так говорил Роберт Оуэн, а члены комиссии, слушая его восторженную речь, с тревогой думали: «Уж не хочет ли Оуэн перевернуть весь мир?» И ими начинали овладевать смутные опасения.Членам комиссии казалось, что эти новые, неслыханные речи угрожали их собственному существованию, их спокойной и сытой жизни. Им чудилось, что здесь дело уже идет о переустройстве всего государственного строя, к которому они привыкли и который давал им столько выгод. И действительно, дальнейшая деятельность Роберта Оуэна показала, что они не ошиблись.
Оуэн не переставая стал горячо рекламировать пользу организации промышленно-земледельческих колоний, писал статьи, составлял проекты, разъезжал по всем городам Англии и выступал на митингах, чтобы распространять свои взгляды. Потом ему стало мало одной Англии, и он предпринял путешествие по Европе, посетил выдающихся людей Франции, Германии, Швейцарии, заводил знакомства с учеными, педагогами, писателями... И всех горячо призывал бороться с бедностью при помощи промышленно-земледельческих колоний. Он убеждал, что введение машин, увеличившее в 12 раз промышленную производительность Англии, настолько обесценило труд, что скоро рабочее население лишится и самого жалкого заработка, и ему предстоит голодная смерть.
Фабриканты, землевладельцы, духовенство, все богатые и влиятельные люди с нескрываемым страхом стали внимать, речам Роберта Оуэна. Если все устремятся в колонии, то и собственникам, которые привыкли жить чужим трудом, ничего больше не останется, как тоже идти в колонии и работать наравне с бедняками. Подобная мысль вызвала сильное сопротивление среди высших слоев общества.
Ни у кого не встречая сочувствия, Оуэн все же решил организовать колонию, все члены которой будут равноправными работниками, будут сообща владеть землей и машинами. В 1824 году ему предложили купить земли в Америке, принадлежащие сектантам.
Оуэн
тотчас же отправился в Америку и
купил десять тысяч десятин земли,
чрезвычайно плодородной и
Свою колонию Оуэн назвал «Новая Гармония». Все члены этой общины имели право на одинаковую пищу, одежду, на одинаковое жилище и воспитание детей и все получали право на одни и те же выгоды. Однако члены колонии разбились на отдельные кружки. К труду многие относились с явным презрением, работая как бы поневоле. Добровольный труд не казался для всех членов общины привлекательным.оциальный общество коммуна
Оуэн считал, что нужно с крайней терпимостью относиться к людям, одержимым болезненной ленью, что те, кто уклоняются от труда, заслуживают сожаления. Однако людей, страдающих болезненной ленью, в общине было очень много. Недаром же многие шли в колонию только затем, чтобы пожить сытой, довольной жизнью без труда и без забот. Люди, искренне проникнутые взглядами Оуэна, работали, но их стал тяготить труд: не затем они шли сюда, чтобы работать на бездельников. В этой общине «совершенного равенства» жизнь ничем не отличалась от жизни окружающего их мира; здесь, как и там, были люди трудолюбивые и лентяи, и одни работали на других. Здесь царили те же недружелюбие, вражда и зависть, как в окружающем мире. Настоящего равенства не было, и, видимо, все члены колонии тяготились этой жизнью, основанной, казалось бы, на новых, разумных началах.
Наконец несогласия и ссоры между членами колонии привели к тому, что она окончательно распалась. Роберт Оуэн был вынужден признать, что опыт ему не удался.
Оуэн вернулся в Англию. Здесь его ждал холодный прием со стороны крупных фабрикантов, лордов и других богатых и влиятельных людей. Они стали бояться этого неисправимого мечтателя, который истратил почти все состояние на свои безумные затеи. Но рабочие, получившие, наконец, в Англии право объединяться в союзы, встретили его с восторгом.
Оуэн
выступал с большим воодушевлением
перед этой тысячной толпой трудящегося
народа. Он горячо и страстно убеждал
воздерживаться от каких бы то ни было
насилий. Он говорил, что рай на земле
наступит скорее, если все рабочие
направят силы на организацию колоний
на началах всеобщего равенства.
Главной задачей было уничтожение
частной собственности. Оуэн верил,
что это время скоро наступит,
что будет, наконец, понято преимущество
системы с общественной собственностью,
которая уничтожит все
Оуэн внушал рабочим, что они не хотят никому зла и не должны насильно отнимать что-либо у богатых, потому что богатые добровольно и с радостью сами придут к ним на помощь. Так мирно, без борьбы совершится великий переворот, замена старого мира новым и прекрасным. Так незаметно наступит царство социализма, где все будут счастливы.
Но царство
социализма не наступало. Наоборот, положение
рабочих становилось все
В 1832 году Оуэн затевает в Англии новое дело, которое тоже оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт.
Создавая Биржу трудового обмена, Оуэн опирался на следующие концепции:
1) Для
того, чтобы изменить экономическую
среду, надо, прежде всего, уничтожить
прибыль. Стремление к прибыли
- это главное зло, которое
2) Орудием
прибыли являются деньги, денежные
знаки, с их помощью она
3) Сколько
часов труда будет затрачено
на производство продукта, столько
бон труда получит его
Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения.
Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством.
Оуэн
стоит у истоков и другого
движения рабочего класса, которому было
суждено большое будущее —
профсоюзного. В 1833—1834 годах он руководил
попыткой создания первого всеобщего
национального
Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк чартизма — движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка.
Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории развития управленческой мысли. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей. Его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.
Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идеей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Лениным. Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических эксперементов в Советской России после 1917 года.
Основная
ошибка его состояла в том, что
он хотел частными усилиями отдельных
выдающихся личностей и единичными
попытками преобразовать
Информация о работе Вклад в теорию и практику управления Р.Оуэна