Вклад в теорию и практику управления Р.Оуэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

Основу теорий и концепций социального устройства общества в разрезе управления трудом Р. Оуэна составил эксперимент по реформированию производственных отношений на текстильной фабрике в поселке Нью-Ланарк, совладельцем которой он был. Несомненной заслугой мыслителя является его вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое главное – это путь всемерного развития производительных сил.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по истории управления.docx

— 41.92 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «История управленческой мысли»

 

Тема: Вклад в теорию и практику управления Р.Оуэна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На рубеже 30-х годов ХХ века в теории и практике менеджмента ознаменовался определенный прорыв, связанный с появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы). В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX века ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются интегральными элементами любой рабочей системы и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Значительную  роль в формировании основных принципов  поведенческой школы задолго до её расцвета сыграл английский социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века Роберт Оуэн.

Идеал равенства  и справедливости действительно  лежал в основе учения Роберта Оуэна (1771- 1858), оригинального мыслителя, человека поистине неуемной энергии, блестящего организатора. С его именем тесно связано зарождение кооперативного движения, тредюнионизма, реформы фабричного законодательства. Оуэн со своими последователями пытался реализовывать на практике в Англии и США свой проект коммунистического общества, общества справедливости и равенства.

Оуэн  считал себя «индивидом, сотворенным  обстоятельствами». Эти слова не только отражают суть многих его представлений  о «природе» человека, его возможностях. Они являются «ключом» к пониманию  особенностей формирования и развития взглядов Оуэна, его размышлений  о причинах существующего неравенства, несправедливости и путях их устранения.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в  том смысле, что он первым обратил внимание на человека, как на объект управления. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками, машинами и прочей техникой и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о работнике, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.д. приведет к улучшению производительности труда коллектива.

Оуэн, осмысливая последствия промышленной революции, пришел к выводу, что машинное производство пагубно сказывается на положении  общества, характерах людей. «По мере того, как дух конкуренции усиливался, а приобретение богатства становилось  трудным, эти низшие слои населения, благодаря последовательному ухудшению  их положения, оказывались в состоянии  более униженном, чем могут себе представить люди, не наблюдавшие  внимательно этих перемен по мере их выявления. В итоге они находятся  в настоящее время в состоянии, неизмеримо более унизительном и  плачевном, чем это было до возникновения  указанной промышленности, от успеха которой зависит теперь самое их существование».

Основу теорий и концепций социального устройства общества в разрезе управления трудом Р. Оуэна составил эксперимент по реформированию производственных отношений на текстильной фабрике в поселке Нью-Ланарк, совладельцем которой он был. Несомненной заслугой мыслителя является его вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое главное – это путь всемерного развития производительных сил.

Социальный  эксперимент в Нью-Ланарке

В 1799 году Оуэн стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим бывшей фабрики тестиля. Он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.

Оуэн  с юности мечтал об улучшении жизни  рабочих, и когда стал владельцем крупной фабрики в Нью-Лэнарке, он прежде всего принялся подробно изучать, почему фабрика приносила такие ничтожно малые доходы.

Он быстро увидел, что рабочие воплощают  в себе все пороки, не обладая  ни одной добродетелью. Воровство  и сбыт краденого были их промыслом. Лень и пьянство — их привычками, обман и мошенничество — их нравами, а ссоры и драки —  их развлечением. Прежний хозяин старался искоренить эти пороки строгими выговорами и штрафами, но это только озлобляло  рабочих. Роберт Оуэн повел дело по-другому.

Учитывая  неравенство, бедствия и нищету народа, пропасть, разделяющую богатых и  бедных, машинное производство ведет, по мнению мыслителя, к падению нравственности, распаду общественных связей, массовому  недовольству социальных низов.

Но в  этом случае возникает неразрешимая, на первый взгляд, дилемма: либо машины, их всемерное внедрение, либо благополучие трудящихся. Однако Оуэн не считает эту проблему неразрешимой. Он приходит к мысли, что для ликвидации социального неравенства нужно не ликвидировать машины, которые облегчают труд работников и ведут к изобилию, а реорганизовать всю общественную систему, построив ее на принципах равенства членов.

Несомненной заслугой мыслителя является его  вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю  обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое  главное – это путь всемерного развития производительных сил.

Царящие в обществе неравенство и несправедливость являются, по мнению Оуэна, следствием невежества людей, которые поступают  вопреки велениям и требованиям  своей «природы», как бы ни отличались они внешне и своим характером. Имея от рождения равные инстинкты, будучи одинаково неопытными и невежественными, люди формируются как личности в  различных социальных условиях. Оуэн использует философию Просвещения, утверждая, что человек - продукт  среды, или, лучше сказать, обстоятельств. «Неравенство проистекает прямо  из того, основанного на зле, принципа, что человек формирует себя сам  и что ему можно вменить  в заслугу или в вину то, чем  он является». Если следовать этому  постулату, то равенство на практике совершенно невозможно. Напротив, при  следовании истинному началу общества – «характер создается у каждого человека без заслуги или вины с его стороны» - неравенство условий скоро бы исчезло.

Новый хозяин Нью-Ланарка начал с того, что принялся внедрять на производстве нигде и никогда прежде не виданный стиль управления. И у работавшего на него «трудового коллектива» началась другая жизнь.

Поскольку образование являлось краеугольным камнем оуэновской системы воспитания «рационального и гуманного характера», он распорядился построить школы для детей рабочих, а также первую на Британских островах «школу для младенцев» (Infant School) – аналог сегодняшних яслей и детских садов. Как писал один историк, современник фабриканта, «образование стало паровым двигателем для создания нового морального мира, о котором грезил Оуэн».

Кроме того, новый хозяин Нью-Ланарка ограничил использование детского труда: если до Оуэна там трудились дети начиная с 5-летнего возраста и работали они по 13 часов (кстати, вполне щадящие условия по тогдашним меркам), то теперь минимально возможный для работы возраст составлял 10 лет, а рабочий день для детей – 10 часов.

Придуманный Оуэном проект «идеального рабочего поселка» включал в себя бесплатные школу, детский сад, вечерние классы для рабочих и медицинскую  помощь, а также «общинный» магазин  с минимальными ценами на товары. Что  же касается условий труда, то рабочие  места на фабриках Оуэна стали  эталоном чистоты и безопасности, недостижимым для других промышленных предприятий того времени.

Воплощая  свои идеи, Оуэн стремился максимально регламентировать жизнь подчиненных (разумеется, для их же блага), что порой вызывало у них протест. Тем не менее, со временем успех затеянного фабрикантом-реформатором социального эксперимента стал очевиден для всех: как писал Фридрих Энгельс, отнюдь не склонный к излишней восторженности, Нью-Ланарк превратился «в образцовую колонию, которая не знала, что такое пьянство, полиция, уголовные суды и попечительские процессы».

Кроме того, Оуэн показал себя талантливым менеджером, научившись извлекать вполне осязаемую  выгоду из того, что людям недалеким  казалось простой филантропией. Например, его «внутренний» магазин позволил увеличить реальный доход рабочих без повышения заработной платы, а ясли и детские сады разгружали женщин, которые после «декрета» возвращались к станкам. Значительно повысилась и производительность труда. Имея лишь небольшой стартовый капитал, Роберт Оуэн сумел превратить свои фабрики в сверхдоходные предприятия.

Когда новая жизнь и работа наладились в Нью-Ланарке, Роберту Оуэну оставалось только воплотить в жизнь свою мечту, чтобы его фабрика послужила примером для других. Он пишет газетные статьи, пишет в журналах, выступает на собраниях:

«Не жалейте затрат на улучшение быта трудящихся классов, эти затраты создадут всеобщее благополучие, благоденствие страны, счастье всего мира!»

В то время  в Англии всех занимали успехи промышленности и все интересовались фабричным  делом. Не удивительно, что публичные  выступления, статьи и очерки Оуэна, хорошо известного богатого фабриканта, имели большой успех не только в Англии, но и в других государствах Европы. Всем хотелось посмотреть на эту необыкновенную фабрику, о которой писал сам хозяин и где, по его словам, благоденствовали и рабочие, и фабрикант. Сотни и тысячи любопытных устремились в Нью-Лэнарк. Бывали дни, когда для осмотра фабрики, ее школ, столовых, библиотек и других учреждений собиралось до 70 человек.

Все посетители с нескрываемым изумлением смотрели на хозяина фабрики, который откровенно рассказывал о своих мечтах и  первых неудачах, восторженно показывал  конторские книги и хвастался  все возрастающими доходами. Люди, которые знали лишь корыстные  расчеты, считали его изумительно  ловким человеком, умеющим прекрасно  устраивать свои дела. Некоторые принимали  его за неисправимого и наивного добряка, который не может переносить чужих страданий. Но что бы ни думали посетители фабрики, все они одинаково  удивлялись ее устройству, благосостоянию, довольству и образованности ее рабочих.

Слава Оуэна гремела во всем свете. На фабрику сыпались многочисленные заказы. Все считали за честь иметь дело с фабрикантом, у которого бывали принцы и князья, политики и министры, ученые и члены парламента и которому король Саксонский прислал золотую медаль. Доходы фабрики росли, но Оуэн добивался не этого. Как наивный мечтатель, он думал, что стоит только увидеть благоденствие рабочих на его фабрике, как все остальные фабриканты последуют его примеру. Но проходили года, а положение рабочих нигде не менялось и фабриканты по-прежнему выжимали из них все соки, нисколько не думая об улучшении их положения.

Между тем  наступил 1816 год, особенно тяжелый для  рабочего населения Англии. В этот год окончилась война, которую Англия в течение нескольких лет вела против наполеоновской Франции. Война прежде всего падала своей тяжестью на бедное рабочее население. В то же время в Англии сильно поднялись цены на хлеб и на пшеницу, а заработная плата быстро понижалась. Казалось бы, войну вели только армии и полководцы, однако средства для войны черпались из труда полуголодного рабочего, и тысячи семей бедствовали из-за того, что должны были дать средства государству для ведения войны.

Внезапное прекращение войны еще больше усилило бедственное положение  рабочих, потому что повело к крушению многих фирм, вырабатывавших товары для  военных нужд. Таким образом, громадное  число рабочих, занятых в этих фирмах, было выброшено на улицу. Вооруженная сила, которую по требованиям фабрикантов посылало на фабрики правительство, встречалась с упорным сопротивлением голодной, возбужденной и озлобленной толпы.

Была  создана специальная комиссия, в которую известные люди Англии, политические деятели и ученые. Был приглашен и Роберт Оуэн. На первом же заседании он представил на рассмотрение свой удивительный план. Он предложил все суммы, собранные в церковных приходах в виде налога в помощь бедным, не тратить на организацию рабочих домов и приютов, а употребить на покупку пустующих земельных участков; на этих участках приходы должны организовать для своих бедных общины, или колонии, рассчитанные каждая на 1200—1500 человек.

Оуэн  представил членам комиссии чертеж с  планом построек колоний. Здесь был  большой жилой дом, общественная кухня и столовая, детские сады, школы, библиотека и зал для чтения, — одним словом, все, что было и на его фабрике в Нью-Лэнарке. Деньги понадобятся приходу только на покупку земли, на первое обзаведение, а затем уже доходы ферм и мастерских колонии окупят остальные расходы. Эти фермы и мастерские дадут также средства для членов колонии к безбедному существованию. «Хозяина в этой общине, или колонии, не будет!—говорил Оуэн.— Все члены колонии сообща будут владеть и фермами и мастерскими. Не будет в общине ни наемных рабочих, ни наемного труда, ибо на фермах и в мастерских изготовлять продукты будут все члены общины и затем распределять их между собой. С работой будет связано их собственное благополучие: чем усерднее члены общины будут работать, тем обильнее будет их стол, тем лучше одежда, тем богаче библиотека... В общине не будет ни господ, ни слуг, ни хозяев, ни рабочих, ни богатых, ни бедных... Здесь будут только равноправные работники, трудящиеся не ради барышей какого-нибудь отдельного лица, а ради выгод, в которых они, как участники, сами заинтересованы!»

Информация о работе Вклад в теорию и практику управления Р.Оуэна