Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:18, контрольная работа
Актуальность исследования заключается в исторической оценке вопросов становления государства и права в государствах Древнего Востока на примере Древнего Вавилона в условиях современного этапа реформирования государства.
Объектом исследования, является история развития государств Древнего Востока, на примере Древнего Вавилона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОГО ГОСУДАРСТВА 4
2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 11
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ 15
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МЕСОПОТАМИИ. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 28
В VII в. до н. э. царем Вавилона стал сын царя Асархаддона Шамашшумукин. Между ним и его братом Ашшурбанипалом, в 669 - 633 гг. до н. э. занимавшим ассирийский трон, в 653 г. до н.э. вспыхнула война. 19 июня того же года в Вавилоне наблюдали лунное затмение, которое ввергло в ужас Шамашшу-мукина. И действительно, предчувствия Шамашшумукина оправдались. Ашшурбанипал овладел Вавилоном, а Шамашшумукин сжег себя заживо в своем дворце. В 647 г. до н.э. Ашшурбанипал объявил себя царем Вавилона[4].
В годы царствования Ашшурбанипала Вавилония достигла наивысшего военного развития. Её территория простиралась от снежных вершин Армении до нильских порогов Нубии. Ашшурбанипал ездил в колеснице, запряженной четырьмя пленными царями. Вавилоняне проходили по улицам города мимо клеток, в которые были посажены иноплеменные правители.
В 625 г. до н. э. умер Ашшурбанипал. Его
сыновья Асур-этиль-илани-
В 612 г. до н.э. халдейский царь Набопаласар сделал Вавилон своей столицей и основал Нововавилонское царство. Набопаласар был стар, что сказалось на стабильности власти и положении в стране. Этим воспользовался египетский фараон Нехао II и начал войну против Вавилона. В 605 г. до н. э. египтяне были дважды разбиты сыном Набопаласара Уссур-Набу, известным в истории под именем Навуходоносора II[4].
На 21 году Набопаласар умирает. К власти приходит его сын Навуходоносор. С детства он болел, имел слабую конституцию и вид карлика. Детство, проведенное в храме Иштар, определило его религиозно-экстатический характер. И всю жизнь Навуходоносор называл себя жрецом. Уже даже будучи царем, он оставался послушником в храме.
Навуходоносор был человек с огромными способностями. Талантливый военачальник, он ввел новые виды оружия, новую тактику быстрого передвижения и стремительных атак. Трезвый политик, он знал, как ослабить дух народов, с которыми он воевал, разрушая их единство, чтобы подорвать их способность к сопротивлению. Он уделял огромное внимание производительности своей военной промышленности и из каждой страны, которая попадала под его владычество, перво-наперво перевозил в Вавилон всех искусных рабочих, ремесленников и кузнецов; покровительствовал науке и образованию молодежи. Но был жесток к своим жертвам. Тешил себя сексуальными извращениями. Страдал раздвоением личности, мучился ночными кошмарами и в конце концов погрузился в безумие. А когда ему удалось восстановить душевное равновесие, узнал, что его дочь одержима тем же недугом[7].
Навуходоносор II много сделал для возвеличения Вавилона. На северной окраине города выстроил на высокой платформе дачный дворец – одно из семи чудес света. Древневавилонский историк, жрец Берос, рассказывает: «Он устроил каменные возвышения и придал им вид гор; засадил их всякого рода деревьями, устроив таким образом так называемый висячий парк, по той причине, что его жена, воспитанная в индийских (горных) местностях, скучала по родной природе». Так возникли «висячие сады Семирамиды».
Навуходоносору II выпало на долю совершить расправу над Иерусалимом в то время, когда носители пророческих идей ждали торжества Израиля. Спустя три года после прихода к власти Навуходоносор молниеносным маршем захватил Иерусалим. Однако город не был разрушен. Затем, во избежание угрозы со стороны египетского царя Псамметиха II, которого, несмотря на предупреждение пророка Иеремии, поддерживала иудейская дворцовая камарилья, произошел второй захват Иерусалима. Почти все население Израиля было насильственно выведено Навуходоносором II в Вавилонию. Это событие получило название «вавилонского плена» [4].
Разрушение храма и «
Умер Навуходоносор II в 562 г. до н. э. после 43-летнего царствования. И стало ясно, что величие нововавилонского государства держалось только на личности великого царя. Начались раздоры и смута, ослаблявшие могущество страны.
Последним царем Вавилонии был Набонид. Именно ему пришлось изведать горечь поражения. В 17-й год его правления явился Кир из Персиды с большим войском и, покорив всю остальную Азию, вторгся в Вавилонию. Вавилоняне были разбиты в самой столице. Во время осады города Кир отвел русло реки в болота, а потом внезапно вторгся по безводному руслу в город, жители которого были захвачены врасплох и не смогли оказать достойного сопротивления. В этой битве погиб и сам Набонид. Но Вавилон поднялся из разрухи и отстаивал свою независимость. Став царем Персии, Дарий I Ахеменид (522 - 486 гг. до н. э.) также направил свою армию в сторону Вавилонии, переправился через Тигр и 13 декабря 522 г. до н. э. после победного сражения двинулся на Вавилон. 18 декабря 522 г. до н. э. произошло ещё сражение, после которого Дарий I взял Вавилон и пленил Ниданту-Бела (царя Вавилона), а затем казнил его[6].
Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени ещё первых древнешумерийских государственных образований. Законы Урукагина (Уруинимгины) (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были ещё вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах[3].
Более развитыми в юридическом отношении были Законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств[4].
Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств[8].
Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.) регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом[3].
Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Правление древневавилонского царя Хаммурапи ознаменовано созданием наиболее развитого сборника законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация относится ко второму году правления, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известный «Законник» Хаммурапи составлен в конце его царствования.
В 1901 г. французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила большой базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта находка стала открытием древнейшего свода законов, который был составлен в царствование Хаммурапи в XVIII в. до н. э.
На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом.
Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом хотели придать им большую силу[7].
«Законник» Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранились 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала.
Авторы «Законника» стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий спустя не осознавалось[8].
В некоторой части «Законник» восходит к более древним шумерским законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным «Законником» царя Билаламы из города Эшнунны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им общее законодательство.
«Законник» не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийств и пр. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.
Некоторые статьи «Законника» наводят
на мысль, что немаловажной причиной
кодификационной деятельности Хаммурапи
было желание смягчить социальные противоречия
вавилонского общества, вызванные крайними
формами эксплуатации деревни богатыми
землевладельцами-
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем идет перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Законы Хаммурапи уделяют
В брачно-семейном законодательстве закреплялось господство отца и мужа .
Теоретически семья была моногамна, однако при бездетности или болезни жены муж мог взять наложницу или рабыню; их дети, признанные отцом, приравнивались по своему статусу к "законнорожденным". Несмотря на очевидное неравноправие супругов, которое особенно заметно в нормах о разводе, о последствиях измены (а для жены - единственно лишь обвинения в измене), наконец, об убийстве мужа - супруга сохраняет частичную дееспособность. Так, ее приданое не принадлежит супругу, а только находится в его пользовании; жена может обезопасить себя от добрачных долгов супруга. Отцовская власть простиралась достаточно широко; отец мог продавать детей, лишить сына наследства с согласия суда или, наоборот, оставить ему по кончине несколько большую долю имущества[1].
В последнем из приведенных примеров видны зачатки завещательного наследования. Но свобода завещаний неизвестна законам хаммурапи. При наследовании по закону сыновья получают равные доли имущества. Приемные дети - а этот институт широко использовался как способ замены наемных работников в условиях малочисленности рабов - также участвовали в дележе наследственной массы. Приданое матери наследовалось сыновьями, хотя брачный подарок мужа она могла завещать одному из них. Дочери получали приданое, а от наследования отстранялись. Законам хаммурапи неизвестная кровная месть. В системе наказаний важную роль играет принцип талиона, т.е. воздаяния равным за равное[1].
Материальный талион применяется только между равными по социальному положению субъектами, например, "мужами" (авилумами).
Информация о работе Возникновение и развитие государства в Древнем Вавилоне