Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью настоящей работы является изучение конституционных основ судебной власти.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Определить роль судебной власти в системе государственной власти.
Рассмотреть основные конституционные правовые принципы организации судебной власти и правовой статус судей.
Определить систему судебной власти в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………6
1.1 Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ........................................................................................................................6-13
1.2 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти…………………………………………………………………………13-18
1.3 Правовой статус судей…………………………………………………...18-21
ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……...22
2.1 Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти…………………………………………………………………………22-27
2.2 Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган………………………………………………………………………….27-29
2.3 Конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………………………………………………………….29-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38-39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………40-41

Прикрепленные файлы: 1 файл

конст. основы судебной власти в рф.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи – это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым должен он отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими.

Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, – существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Судьи военных судов согласно Закону о судебной системе назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации – процессуальная.

Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, – это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа – народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне – в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе)5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти

В настоящее время, когда законодательная база как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов значительно развита, но, в то же время, продолжает развиваться, в условиях совершенствования законодательства прослеживается огромная роль Конституционного Суда Российской Федерации как особого органа, осуществляющего контроль за соответствием законодательства Конституции, и как единственного государственного органа, уполномоченного официально толковать Конституцию Российской Федерации.

Во всех демократических государствах мира, имеющих писаную конституцию, имеется специальный орган, осуществляющий ее защиту, т.е. проверку соответствия нормативно-правовых актов, действующих на территории государства, Верховному закону. Российская Федерация в этом смысле не является исключением, однако история конституционного судопроизводства в ней достаточно своеобразна.

Как юрисдикционный институт Конституционный Суд РФ не имеет примеров в российской и советской истории. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховный Совет принимать неконституционных законов в принципе не может, а для контроля над соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР.

Первая российская Конституция была принята 10 июля 1918 г., однако контроль за соблюдением ее норм появился лишь в 1922 г. и был возложен на Прокуратуру РСФСР. После вступления в силу Конституции СССР 1936 г. функция конституционного контроля перешла к Верховным Советам союзных республик, хотя на практике изменения вносились не в акт, противоречащий Конституции, а в сам Основной Закон с целью приведения его в соответствие с новым законом или указом.

В качестве функции самостоятельного органа конституционный контроль был установлен в нашей стране лишь в 1989 г. в лице Комитета конституционного надзора СССР, который был создан по идее М.С. Горбачева. Комитет состоял из 25 (так было задумано изначально, что не совсем осуществилось впоследствии, так как 26 апреля 1990 г. Верховный Совет избрал 19 членов ККН) высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов, в его состав входили представители от каждой из 15 союзных республик и избирался Комитет конституционного надзора СССР Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 г. Второй Съезд народных депутатов  СССР принял закон «О конституционном  надзоре в СССР» и избрал председателем С.С. Алексеева, а его заместителем Б.М. Лазарева.

Комитет Конституционного надзора СССР был наделен достаточно объемными полномочиями. Он должен был проверять конституционность законов СССР, законопроектов, акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов, что указывает на значимость данного государственного органа для развития законодательства.

В декабре 1990 г. Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 г. в Конституции  РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.

Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 г. и несколько в иной редакции.

29-30 октября 1991 г. по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 г. состоялось  первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 г. – первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти6.

Первый Конституционный Суд был в составе 13 судей: Валерий Зорькин – председатель, Анатолий Кононов, Борис Эбзеев, Виктор Лучин, Владимир Олейник, Гадис Гаджиев, Николай Витрук, Николай Селезнёв, Николай Ведерников, Олег Тиунов, Тамара Морщакова, Эрнест Аметистов, Юрий Рудкин.

В 1992–1993 гг. Конституционный Суд активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал активное участие в переговорах между Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 г., что закончилось подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия Президента, до проведения референдума в апреле 1993 г.

Конституционный Суд 23 марта 1993 г. признал телеобращение Президента РФ Бориса Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении его от должности.

21 сентября 1993 г. Президент Ельцин объявил о  роспуске Верховного Совета. Конституционный Суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему на тот момент законодательству) и признал действия Президента РФ неконституционными.

12 декабря 1993 г. на  всенародном референдуме была  принята Конституция Российской Федерации, нормы которой заложили новые правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 г. Государственная  Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – Федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля вышеуказанный Закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

Вновь Конституционный Суд РФ был назначен Советом Федерации в феврале 1995 г. в количестве 19 судей, его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 г. новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 г. снова был избран Валерий Зорькин.

Прошедшее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 г. срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 г. в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям Закона, судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.

Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 г. Статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, на основании указа Президента, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».

Информация о работе Судебная система в Российской Федерации