Система государственного управления Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление в Германии - предмет изучения большинства наук - исторических, политических, социологических, юридических, экономических и других, поскольку это весьма сложное и разностороннее явление.
Из этого вытекает, что деятельность государства - многогранный объект, изучаемый юридическими , научными дисциплинами: теорией государства и права, административным правом, политологией, социологией, наукой социального управления, конфликтологией и др. Каждая из наук исследует определенный аспект деятельности государственных институтов, их структуры, содержания, направленности и т.п.

Содержание

Введение. 3
1. Концептуальные подходы к преобразованию системы государственного управления 6
1.1. Понятие и принципы системы государственного управления. 6
1.2. Построение эффективной системы государственного управления. 14
2. Современное состояние государственного управления Германии…………………………………………………………………………18
2.1. Конституция Германии. 18
2.2. Система государственной службы Германии. 25
2.3. Местное самоуправление Германии. 27
Заключение. 35
Список использованных источников и литературы.. 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.28 Кб (Скачать документ)

Сюда же можно отнести необходимость  соблюдения в масштабах страны определенной политической, социальной, экономической, экологической однородности. Региональное развитие стран со сложной территориальной  организацией может осуществляться только в случае, если в каждой региональной единице выполняется конституционный  минимум общих условий жизни, население получает единый установленный  минимум социальных благ.

Одиннадцатое: принцип неизбежной необходимости конкретной меры госрегулирования означает, что использовать тот или иной метод регулирования следует только тогда, когда в нижних звеньях (регионах) нет достаточных прав или средств для решения той или иной проблемы. Данный принцип позволяет не принимать мелких и неэффективных решений, рассеивающих ресурсы, а сконцентрировать общегосударственные ресурсы на наиболее важных формах государственной поддержки. Регионы же должны в большинстве случаев полагаться на собственные ресурсы и лишь при отсутствии возможностей обращаться к помощи со стороны государства.

Двенадцатое: принцип инициативного характера мер. В подавляющем большинстве случаев предложения должны исходить от  регионов. Это связано с тем, что чем выше будет заинтересованность регионов в той или иной форме воздействия со стороны Центра, тем больше вероятность в продуктивности этого воздействия.

В то же время это не означает, что  государство не может проявлять  властную инициативу, реализуя ее на той  или иной территории (например, для  строительства объектов политического, военного значения - инициатива в этом случае может быть общегосударственной, хотя согласие регионов также обязательно).

Тринадцатое: принцип установления временных границ каждого регулятивного действия. Речь идет о том, что ни одна государственная мера не должна носить бессрочный характер, что связано с двумя основными причинами: это значительно снижает ответственность и инициативность регионов и, во-вторых, с течением времени значительно может измениться экономическая ситуация и, следовательно, изменятся условия использования государственной меры.

Четырнадцатое: принцип адекватной ответной реакции регионов на государственную поддержку. Данный принцип требует принятия со стороны региона всех мер, которые повышали бы действенность государственной системы регулирования, увеличивали бы их эффективность.

Пятнадцатое: принцип полной обоснованности с учетом всех видов и методов поддержки данного региона. Социально-экономическое обоснование поддержки региона должно опираться на анализ всех используемых и предполагаемых к использованию методов поддержки.

Шестнадцатое: принцип широкого использования договорных отношений. Распределение ответственности должно закрепляться в специальных нормативных актах или в актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения. Одной из наиболее приемлемых форм распределения ответственности могут стать специальные договоры между уровнями власти и управления. Причем отсутствие или формальность отчета об использовании тех или иных средств государственной поддержки, равно как и выявленные в ходе контроля факты их нецелевого использования, могли бы становиться основаниями серьезной корректировки или полного прекращения этой поддержки [5, c.164-165].

Приведенные выше принципы позволяют  организовать государственное управление на научной основе, повышать его  действенность и эффективность.

Таким образом, государственное управление - это практическое, системное, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на его властную силу.

Эффективное государственное управление, прежде всего, базируется на законности, доверии, взаимопонимании, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходим разумный баланс между государственно-правовым регулированием и повседневной деятельностью общества, его опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Необходима широкая социализация государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной и эффективной организации и функционирования.

Следует подчеркнуть, что для выполнения всех потребностей общества государственные  структуры во многом используют неправильные для решения этой задачи механизмы системы управления. Организация выгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или реформирования системы государственного управления. Таким образом, главной целью реформирования системы государственного управления является стратегическое повышение его эффективности.

1.2 Построение эффективной системы  государственного управления

Анализ научной литературы, существующей практики и современных общественно-социальных тенденций позволяет выделить несколько  аспектов построения эффективной системы  государственного управления.

Во-первых, на современном этапе развития к системе государственного управления предъявляются высокие требования с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности присутствуют два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.

Во-вторых, государство только в том случае может считаться адекватной формой выражения общества, если оно посредством системы государственных органов, государственных служащих и иных участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов граждан.

В-третьих, при анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в постоянной динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация. Это обусловливает динамично меняющиеся потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым: оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

В-четвертых, особая роль в системе государственного управления принадлежит широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей - с другой.

В-пятых, государственное управление должно быть социально эффективным, не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества [9, c.281-282].

Исходя из вышеизложенного, можно  выделить основные критерии эффективности  современной системы государственного управления.

Первое: децентрализация, то есть делегирование  полномочий на низшие уровни управления, для достижения большей гибкости в решении общественных целей  и усовершенствования системы управления ресурсами.

Децентрализация - наиболее часто  встречающееся направление реформирования системы государственного управления. Данное направление характерно для  большинства стран с демократической  системой правления, поскольку предоставление большей свободы в принятии решений  является важным фактором улучшения  работы государственного сектора. Необходимость  в осуществлении децентрализации  обусловлена нерешенностью ряда вопросов на местах, которые оказывают  решающее влияние на социальное самочувствие местного населения. Неудовлетворенность  в этой сфере приводит к тому, что положительные результаты проведенных  реформ в целом остаются не замеченными  населением на местах. Поэтому вопросы  децентрализации власти и введения института местного самоуправления с каждым днем все больше политизируются, вовлекая в свою орбиту политические партии, общественные движения и активную часть населения страны [11, c.31].

Второе: эффективная бюджетная  децентрализация.

Безусловно, что многие отношения  в сфере государственного управления возможны лишь в случае их подкрепления требуемой для их существования  экономической базой. Именно за счет воздействия на распределение доходов  в обществе органы государственной  власти могут воздействовать и на другие общественные подсистемы, реально  осуществляя управление общественным развитием.

Таким образом, объективно бюджет государственного управления является одним из наиболее важных и действенных рычагов  государственной политики. Следовательно, основным направлением реформирования системы государственного управления является бюджетная децентрализация.

Управление бюджетными доходами и  расходами позволяет органам  государственной власти ощутимо  влиять на развитие социально-экономической  ситуации на подведомственной территории. Чем значительнее и прочнее бюджетная  база государственного управления и  местного самоуправления, тем в большей  степени они способны осуществлять свою деятельность эффективно.

Третье: наличие эффективной системы  взаимодействия органов местного управления и самоуправления.

С переходом к демократии и свободному рынку изменяются и функции всех уровней власти. С одной стороны, органы власти теперь выполняют функции, которые не существовали в течение  советского времени (например, рациональное регулирование рынков и защита прав личности). С другой стороны, органы власти передают многие из своих обязанностей частному сектору и гражданскому обществу [15, c.207].

Эффективность государственного управления - это проблема не только технологического характера, она многоаспектна и многогранна. В числе прочего эта проблема имеет исторический подтекст. То есть неэффективное государственное управление является следствием того общественного устройства, которое не способно включить в активные социальные механизмы большинство людей. Зарубежный опыт показывает, что одной из существенных причин неэффективности государственного управления является отсутствие включенности большой массы людей в экономическую, политическую, социальную жизнь, что проецируется на всю социальную действительность. Основным механизмом включения общества в управленческие процессы является развитая система местного самоуправления [8, c.119].

 

2. Современное состояние государственного  управления Германии 

 

2.1 Конституция Германии 

 

Для характеристики особой структуры  государственного управления в Германии уже в ранние времена внедрилось понятие «канцлерская демократия». Оно верно выражает то, что политическим центром закрепленного Основным Законом Федеративной Республики Германия демократического строя является глава правительства - федеральный канцлер.

Парламент ФРГ, благодаря избранию федерального канцлера, является органом, создающим верхушку федерального правительства. Конструкция исполнительной власти в ФРГ целиком ориентирована  на федерального канцлера.

Основной Закон ФРГ признает федерального канцлера главой правительства. Хотя в его статье 62 сказано: федеральное  правительство состоит из федерального канцлера и федеральных министров (что подчеркивает кабинетный характер этого правительства), другие положения  конституции обеспечивают главе правительства такое определяющее влияние, что канцлер отнюдь не является в нем только «первым среди равных», а выполняет ряд важных государственных функций [3, c.42].

Формальная структура федерального правительства представляет собой  смешение трех принципов: во-первых - принципа канцлерства, во-вторых - ведомственного принципа и, в-третьих - принципа коллегиальности. В зависимости от индивидуальной способности к руководству и  авторитета самого главы правительства  принцип канцлерства может быть фактически слабее или сильнее. С  правовой точки зрения канцлер в  рамках директив политики ограничен  тем, что каждый министр руководит  своей сферой деятельности самостоятельно и сам несет за нее ответственность. Канцлер не может поэтому в обход министра давать чиновникам министерств прямых указаний, не может «править внутри министерств». Если возникают разногласия между министрами, их разрешает не единолично канцлер, а весь кабинет. Насколько сильно на практике действует этот принцип коллегиальности (совместное обсуждение и голосование в кабинете по всем важным вопросам), зависит полностью от руководящей роли федерального канцлера [4, c.71].

Жалобы на недостаточную эффективность  управления час-то раздаются в Германии, но администрация в правовом государстве  связана в своей деятельности законом и правом, а потому скорее статична, чем динамита. Внутри этих границ она стремится работать в  соответствии с критериями рациональности и целесообразности. В Федеративной республике деятельность администрации  подлежит очень развитому контролю со стороны счетных палат (независимых  государственных органов для  контроля за расходами и надлежащим использованием финансовых средств) и плотно сплетенной сети административной юрисдикции, призванной защищать интересы граждан от государства. Наряду с этими проблемами, вытекающими для дееспособного, быстрого и эффективного управления из строгого применения принципа правового государства, все попытки проведения административной реформы с целью приблизить органы власти к гражданам просто провалились из-за политических трудностей их осуществления. Любое упрощение управленческой системы затрагивает многообразные политические интересы, защищающие статус-кво [10, c.142].

Информация о работе Система государственного управления Германии