Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:09, контрольная работа
ХVIII столетие относится к числу наиболее значительных этапов русской истории, поскольку явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Несмотря на обозначившуюся тенденцию модернизации России, в ХVII веке она в целом значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Для того чтобы преодолеть вековую отсталость, действительно поднять Россию на новую ступень цивилизации, были необходимы серьезные изменения в области культуры, науки, образования и жизни государства в целом.
Введение……………………………………………………………………… 2
Общественная мысль в эпоху Петра Великого………………………... 3
Реформы в области науки и образования………………………………. 6
Реформы в области культуры и быта…………………………………… 8
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы…………………………………………............. 17
*Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1991. Т.15. С.103
7
Важным
шагом в развитии просвещения
и книжного дела стала замена
церковно-славянского шрифта
Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью создать нечто подобное и в России. Так, в 1714 г. в Петербурге основана Кунсткамера – первый естественно-научный музей в стране. Через пять лет Кунсткамера открылась для всеобщего обозрения. В ней демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия и «монстры» - заспиртованные уроды.
В 1714 г. в Петербурге была основана старейшая в России публичная библиотека. В 1725 г., когда она была передана Академии наук, в ней насчитывалось 11 тысяч книг.
Большой размах при Петре приоб
Петр,
не скупясь на расходы,
По инициативе
Петра были открыты
Но
вместе со всеми этими
Однако все начинания Петра не были бесполезным делом: через время они дали всходы, которые принесли свои плоды. Газета «Ведомости» в 1727 г. прекратила своё существование, но на смену ей тут же пришли новые газеты. Общество, пусть пока ещё только дворянское, стало читать книги, а позднее и журналы, первый из которых - «Примечания к Ведомостям» -
8
появился в 1728 году. Таким образом, пусть не сразу, но «Пётр был вознаграждён за веру в свой народ, за преданность ему»*, так как усилия его по просвещению народных масс не пропали даром.
Реформы в области культуры и быта
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане «европеизации».
Следует отметить, что на протяжении всего XVII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.
Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Из всех прочих преобразований, связанных с культурой, эти преобразования оказались наиболее радикальными, так как проводились в ограниченные сроки под угрозой штрафа или публичного поругания. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Подражание западной моде привело к тому, что русские люди вынуждены были менять удобную и приспособленную к нашему климату одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.
Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. У городских ворот расставлялись специальные наблюдатели за бородами и костюмами, которые брали штраф с владельцев бород и носителей «неуставных» платьев, при этом платья нещадно изрезали. Если дворянин являлся на царский смотр с усами и бородой, его били
*Соловьёв С.М.. История России с древнейших времён. М.,1991. Т.18. С.533.
9
батогами. Даже жён владельцев бород наказывали: их обязывали носить длинные опашни и шапки с рогами.
В 1700 г. Петр ввел в России новое летоисчисление – от Рождества Христова, как было принято в Западной Европе (Юлианский календарь). До него летоисчисление шло по церковно-византийской традиции - от сотворения мира. Тогда же Петр предписал открывать новый год 1 января, а не 1 сентября, как прежде. 1 января 1700 года страна стала жить по новому календарю. Так в Россию пришли елки, Дед Мороз (опять же по западному стилю).
Князь Щербатов, автор сочинения «О повреждении нравов в России», считал,
что нововведения в области быта привели к распущенности нравов русского общества. Щербатов писал, что «приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их и оказующими их хороший стан»*, что вело к разврату. Действительно, среди преобразований в области быта существовали такие, которые непосредственно затрагивали положение женщин. По русским традициям браки прежде заключались без согласия вступающих в брак, которые даже не знали друг друга до свадьбы. От этого, как писал патриарх Адриан, «житие их бывает бедно и детьми бесприжитно»**, но он не видел выхода из этого положения. Выход нашёл Пётр, разрешив свободу брака.
Отныне женщины, наравне с мужчинами, приглашались на обеды и вечера. В 1718 году были учреждены ассамблеи - вольные собрания, на которых, безо всяких церемоний, разговаривали о делах, о новостях, играли, пели, плясали. Проводились ассамблеи в частных домах, владельцы которых должны были заранее уведомить о мероприятии общественность. Петр назначал, в чьём доме должна проходить первая ассамблея, а дальнейшее назначение зависело в Петербурге - от оберполицмейстера, в Москве - от коменданта. Хозяин не должен был ни встречать, ни провожать гостей. Каждый мог приходить, когда ему вздумается, «лишь бы не ранее и не позже отпущенного времени» - с пяти до десяти часов вечера. На ассамблеях царило полное равенство, каждый мог пригласить на танец не только самую знатную даму, но и государыню с дочерьми.
В помощь обществу, не имевшему никакого опыта светской жизни, была издана книжка «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских манер. Известный историк В.О. Ключевский, называя это сочинение «ничтожной
*Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М., 1991. С.682.
** Ключевский В. О. Курс Русской истории. М.,1958. T.IV. С.251.
10
немецкой книжонкой»*, тем не менее признавал, что она давала наставления,
которые для молодого русского дворянина были полезными, хотя и трудными для усвоения. Например, после традиционных христианских наставлений чтить отца и мать, следовали такие новые откровения как: «без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком, и ниже с сердца или с задору говорить, не якобы сумасброды», «неприлично руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно вести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, а не избоченясь сидеть»**. Однако Ключевский видит большой отрицательный момент в том, что книга эта, помимо полезных, давала русскому дворянину такие наставления, которые должны были ещё больше обособить господствующее сословие от других классов: «особенно любезны были «младым отрокам» советы не говорить между собою по-русски, чтобы не поняла прислуга и их можно было отличить от незнающих болванов, со слугами не сообщаться, обращаться с ними недоверчиво и презрительно, всячески их смирять и унижать».*** Такие рекомендации, действительно, могли воспитывать общественное чувство дворянства, но только в самом отрицательном смысле, прививая им чувство превосходства и пренебрежения к другим сословиям.
К отрицательным моментам преобразований, касавшихся быта русского человека, относится, например, то, что они не могли не затрагивать его религиозные чувства, а подражание западной моде привело к тому, что русские люди вынуждены были менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату одежду на европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.
Таким образом, все эти нововведения были настолько противоречивыми, что ни современники, ни историки не могли дать им чёткой и однозначной оценки.
Одним из «могущественных средств для народного развития», по мнению историка Соловьева, являлся театр.
Ещё царь Алексей Михайлович выписывал в Москву иноземные, в частности немецкие, труппы, однако сценические представления давались лишь для потехи государя; заслуга Петра состояла в том, что он попытался ввести театр в народное употребление. В Москве при Петре I вновь был возрожден театр, который после смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима, временно был закрыт. В 1702 году в Москву выписана была странствующая немецкая труппа под руководством Иоганна Куншта, актёра и драматурга. Как при Алексее Михайловиче подьячих отсылали в обучение актёрскому мастерству, так и теперь набирали подьячих из разных приказов и отдавали Куншту. Принципиальная разница между театром Петра и его отца заключалась в том, что при Петре впервые построен был
*Ключевский В. О. Курс Русской истории. М.,1958.T.IV. С.252
**Князьков С.Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М., 1991. С.677
* ** Ключевский В. О. Там же, с.251
11
общедоступный театр на Красной площади, где два раза в неделю давали представления. В репертуар театра входили такие пьесы как «Сципий Африканский», комедии о «Дон Педре» и «Дон Яне» и даже «Доктор принужденный» Мольера.
Настоящей театралкой была
Огромный вклад внесли реформы Петра в развитие архитектуры и скульптуры. Переход от одной эпохи русской архитектуры к другой совпал с границей двух столетий. Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы – Санкт-Петербурга. По указанию Петра вся строительная деятельность была сосредоточена в Санкт-Петербургской городской канцелярии, переименованной в 1723 г. в канцелярию от строений. Город создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов.
В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.
В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.
В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в
русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура