Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового прецедента, его место и значение в системе права.
Объектом исследования данной работ является прецедент как особый феномен правовой действительности и один из источников права.
Предметом исследования выступают юридическая природа и виды прецедента, предопределяющие его место и значение в системе источников права и обуславливающие его роль в совершенствовании современного законодательства правоприменительной практики.
Для полного освещения предлагаемой темы необходимо рассмотреть вопросы в следующей последовательности:
1. Сущность и характерные черты правового прецедента.
2. История развития прецедентного права.
3. Соотношение прецедента с другими формами права.
4. Судебный прецедент.
Введение
1Понятие правового прецедента
1.1Сущность и характерные черты правового прецедента
1.2Историческое развитие прецедентного права
1.3Соотношение прецедента с другими формами права
2 Виды правовых прецедентов
2.1 Судебный прецедент
2.2 Административный прецедент
3 Признание и использование прецедента в международном и российском праве
3.1 Прецедент в международном праве
3.2 Прецедентное право в современной России
Заключение
Список использованных источников.
Прецедент как источник права широко использовался также в средние века и во все последующие столетия. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других странах.
В советской правоприменительной практике существование судебного прецедента начисто отвергали. В основу официальной концепции советского права был заложен тезис, а точнее, аксиома, согласно которой социалистическое право вообще, а советское в частности, не могло рассматривать судебный прецедент в качестве источника права, поскольку это ассоциировалось: а) с разрушением социалистической законности, понимаемой лишь как строгое и неуклонное соблюдение законов и других законодательных актов; б) с возможным судебным произволом в процессе одновременного выполнения правотворческих и правоприменительных функций; и в) с подрывом или же, по меньшей мере, с ослаблением правотворческой деятельности законодательных органов.
Социалистические государства, отмечалось в связи с этим во многих отечественных источниках советского периода, «не знают такого источника права, как судебный прецедент, который ведет к отступлениям от начал законности и подрывает роль представительных органов государства в законодательной деятельности». Социалистические судебные органы, делался вывод, «осуществляют правосудие как одну из форм применения закона, на связанную с правотворческими полномочиями суда при разрешении конкретных дел»4 .
Данная точка зрения была преобладающей в рассматриваемый период не только в общей теории государства и права, но и в отраслевых дисциплинах. Однако, это была все же теория и официальная доктрина. В действительности же, на практике, как утверждают некоторые исследователи, «все обстояло проще». А именно – «судебный прецедент и судебное правотворчество существовали, прикрывая свое бытие различными легальными формами».5
Фактически судебная практика, выраженная в разъяснениях Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР, замечал по этому поводу заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйков, всегда «признавалась источником права, поскольку в судебных решениях допускались ссылки на нее как на правовую основу решения дела». Не будучи признанной официально, она тем не менее «фактически всегда учитывалась нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона или аналогии права».6
Однако данная точка зрения никогда не пользовалась и не пользуется вплоть до нашего времени, поддержкой большинства исследователей.
И как представляется, дело при этом заключается не только и даже не столько в «идеологической аранжированности» авторов, которые не признают прецедент как источник права, или в причинах политического характера, согласно которым судебный прецедент не признавался в качестве 7источника советского права лишь потому, что «суд в силу его большей независимости и квалификации гораздо менее приемлем и удобен для тоталитарного режима в качестве органа власти»8. Это было бы слишком простое поверхностное объяснение столь простой проблемы.
Причины непризнания прецедента как источника права в советский период лежат, по-видимому, гораздо глубже, и они серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Их следует искать прежде всего в весьма сложной, многогранной, а нередко и весьма противоречивой материи, исследуемой судебной практикой.
1.3 Соотношение прецедента с другими формами права
Для того, чтобы определить характер правового прецедента как источника права, необходимо также учитывать его медленную, но постоянную эволюцию. Прецедент относится к достаточно «старым» источникам. По возрасту он успешно конкурирует с правовым обычаем, что зачастую приводит к путанице в их разграничении: правовой прецедент рассматривается как часть обычного права. Внешнее сходство прецедента с обычаем основывается на том, что они создаются в основном путем неоднократного повторения одного и того же положения во времени.
Но есть и иной аспект. Складывающаяся судебная практика во многом воспринимала обычаи, что так же позволяло говорить о ее обычно правовом характере. подобная картина наблюдалась и в странах континентальной Европы, где «судейское право» также рассматривалось как вид обычного права. Французский аналитик Р.Давид объяснил это влиянием исторической школы права, для которой характерно признание обычаев основой права, а юристов - интерпретаторами общие идеи справедливости.9 По мере того, как концепция судебного прецедента приобретает окончательный характер к XIX в. в его самостоятельности уже нет сомнений. Более того, он окончательно подчиняет себе правовой обычай, имея большую юридическую силу.
Каким же образом реально складывается взаимодействие закона и прецедента? По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном положении». Это проявляется, в частности, в том, как отмечал Р.Кросс, что « законом может быть отменено действие судебного решения» и в том, что «суды полагают себя обязанными придавать силу законодательному акту, когда считают его принятым в надлежащем порядке».10 Историю развития английского права можно представить как борьбу статутного и прецедентного права. К моменту совершения буржуазной революции английское право было в основном прецедентным. При рассмотрении конкретных дел судьи устанавливали не только нормы права, но и формулировали более общие правовые принципы. Основы английского права были заложены, таким образом, в судебных решениях. Этим обусловливается специфика положения английского закона. В XVIII-XIX вв. была распространенна теория, согласно которой основное значение статутного права заключается в восполнении пробелов в праве прецедентом, а также в устранении его устаревших положений. Акты парламента подстраивались под судебную практику, базировались на принципах, установленных прецедентным правом. Все это способствовало сохранению форм старого феодального права, в которые облачались теперь уже нормы буржуазные. «Английское право, - писал Ф.Энгельс,- продолжает выражать экономические отношения капиталистического общества на варварски – феодальном наречии ». 11
С развитием буржуазных отношений роль статута усиливается, но остается доминирующим положением о том, что принципы права устанавливаются прецедентным правом, статут же только детализирует их.12
Из положения «закон может отменить прецедент» еще нельзя сделать вывод, что статут выше прецедента. В действительности закон и прецедент как формы права тесно переплетены. В уголовном праве, например,. большинство преступлений предусмотренною законом, но есть и предусмотренные прецедентным правом (недонесение об измене, различные виды убийств).
Совершение лицом преступления, предусмотренного законом или прецедентом, таким образом, в странах с англосакской системой права имеет одинаковые правовые последствия. Подобное явление существует и в других отраслях права. Например, договор может быть признан незаконным по статутному праву вследствие нарушения формы договора или правил его регистрации. Договор может быть признан недействительным и по положениям прецедентного права, если он имел своей целью умышленное совершение преступления или вредит государству в его отношениях с другими странами.13 Поэтому любой институт английского права необходимо рассматривать в совокупности статутного и прецедентного права. Их взаимодействие строится на сложной основе. Новый закон может отменить положение как старого статута, так и прецедентного права. При этом нужно иметь ввиду, что не всегда прецедента законом ведет к прекращению его действия. В процессе применения закон подвергается толкованию судей. В Англии традиционно считается, что принятый закон начинает «жить», становиться правовым запретом или влиянием только будучи применен судьей.14
2 Виды правовых прецедентов
2.1 Судебный прецедент
Еще со времён римского права судебное право положение признавалось, если оно подтверждалось несколькими судебными решениями. То, что суды в течение определённого времени следовали выработанной ими же позиции, позволяло надеяться, что и в дальнейшем они будут её придерживаться. Проверка временем являлось лучшим доказательством обоснованности введения правоположения и гарантией его стабильности. Из такого подхода вытекало, что только несколько судебных решений могут устанавливать правоположение. В результате вырабатывалось понятие и «устоявшаяся судебная практика».
Судебный прецедент- решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции решении аналогичных дел либо служащие примерным образом толкования закона, не имеющим обязательной силы.15 Как справедливо заметил Р. Давид, английские юристы просматривают своё право главным образом как право судебной практики.
С течением времени прецедент не утрачивает свои силы, а переходит из поколение в поколение. Объясняется это тем, что норма права тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было вынесено. Такую норму права нельзя сделать более общей и абстрактной. Эти нормы на деле являются прямым отражением общечеловеческих ценностей, правомерных временем.16
Юридические нормы могут возникать (особенно если отсутствуют по данному конкретному делу обычай и закон) в результате судебного решения. Когда судья делает вывод, скажем, о том, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является должником и наследником, какое наказание наложить на виновного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, мысленно формирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение, посвященное конкретному делу, может стать образцом, примером (т.е. прецедентом) для подобных же жизненных случаев.17
Различаются «правильные» и «неправильные» прецеденты. В первом случае, когда право декларированно более высокой судебной инстанцией и суд согласен, что декларация правильная, то прецедентное право не меняется. Во втором случае судьи не должны следовать судебному прецеденту. При этом судьи не создают новое право; они только исправляют ошибку предшествующих судов в изложении правовых норм. В таком случае предполагается, что судебное решение не было правом.
Таким образом, некоторые ученые-юристы полагают, что судья должен иметь право отступить от прецедента, если найдёт его неправильным, абсурдным или несправедливым. Другая группа ученых считает, что судьи обязаны жестко следовать предшествующим решениям.
Следовательно, несмотря на признание источником в странах «общего права», судебный прецедент не имеет в правовой доктрине однозначной оценки. Нормативные методы, применимые к анализу законодательства оказываются далеко не всегда эффективными в случае судебного прецедента, что скорее свидетельствует не о недостатках методов, а о специфике объекта, особенности его правовой природы, требующей иного подхода.18
2.2 Административный прецедент
Под административным прецедентом
следует понимать определенное правоположение,
выраженное в акте органа исполнительной
власти или «квазисудебного» органа административной
юстиции в процессе разрешения правового
вопроса при отсутствии или неопределенности его законодательной регламентации
и служащее образцом для разрешения последующих
аналогичных административных дел.
Внешнее выражение и текстуальное
закрепление административного прецедента
происходит как в форме индивидуального
акта «квазисудебного» органа административной
юрисдикции или органа исполнительной
власти, направленного на разрешение отдельных
юридических дел, так и в виде акта толкования
норм позитивного права.
Условием образования административного
прецедента является административное
усмотрение, обеспечивающее
индивидуальное правовое регулирование
при отсутствии правовых норм или их несовершенстве.
Правомерность и целесообразность административного
усмотрения подразумевает высокий профессионализм
правоприменителя, глубокий анализ обстоятельств
дела, выбор наиболее целесообразного
варианта решения дела в рамках закона.
В качестве приемлемого способа
применения административных прецедентов
выступает санкционирование судами и
принимаемых в сфере управления по определенному
случаю впервые и признание их наиболее
приемлемыми образцами разрешения подобных
дел во внесудебном (административном)
порядке в дальнейшем. Такое признание
административных решений со стороны
судебной власти не превращает их в судебный
прецедент, так как оценивается «правильность»
и значимость соответствующего исполнительного
акта.
Административные прецеденты
компенсируют отставание действующего
законодательства от развития общественных
отношений, гарантируют оперативное разрешение
возникающих правовых споров в условиях
отсутствия или неопределенности их нормативной
регламентации. Такое своевременное разрешение
социальных противоречий помогает не
допустить острых правовых конфликтов,
обеспечить стабильность правопорядка.
Административный прецедент
так же , как судебный прецедент, возникает
в ходе административной практики , а также
работы административных судов.
Как юридический, так и административный
прецедент возникают, как результат принятия
решений по поводу административных нарушений.
Особенно много таких правонарушений
имело место в постсоветский период. При
этом эти преступления множились так быстро,
что государство было вынуждено очень
быстро разрабатывать и принимать множество
законов, в котором ранее не было необходимости.
К административному прецеденту
относят решения, принимаемые административным
судом или административным органом. Они
принимаются таким же порядком, как и в
случае судебного прецедента.
Отличие между ними обнаруживается
лишь тогда, когда речь идет о решениях,
вынесенных административными органами,
которые не являются юрисдикциями» в техническом
значении этого слова. Административный
прецедент- это деятельность многочисленных
(за исключением судебных) государственных
органов, которое имело место хотя бы один
раз и может
служить образцом при аналогичных
обстоятельствах . Однако в юридической
действительности нашей страны можно
найти примеры, когда в практической деятельности
государственных органов создаются правила
поведения, которые реально действуют
наряду с писаным правом, конкретизируют,
дополняют, а иногда и отменяют последние.
В зависимости от органов, создающих
прецедентную норму, различаются административные
прецеденты международных исполнительных
органов и прецеденты внутригосударственных
органов исполнительной власти, которые,
в свою очередь, можно подразделить на
прецеденты, созданные органами исполнительной
власти и «квазисудебными» органами административной
юстиции. По сфере действия выделяются
федеральные, региональные и локальные
(сформулированные местными органами
исполнительной власти) административные
прецеденты. По содержанию разграничиваются
правоустанавливающие административные
прецеденты (преодоление пробелов в праве)
и административные прецеденты толкования
(право-толкующие административные прецеденты).
По времени действия административные
прецеденты разделяются на неограниченные
в своем действии во времени и ограниченные
во времени (например, до принятия соответствующего
нормативного правового акта). Характер
влияния на общественные отношения позволяет
классифицировать административные прецеденты
на «позитивные» и «негативные» административные
прецеденты.
В России оба вида прецедента,
не являются официально признанными источниками
права.
3 Признание и использование прецедента в международном и Российском праве
3.1 Прецедент в международном праве
В теории и практике государств существует различный подход к решению конкретных вопросов международных отношений, однако необходимость поддержания и развития мирных отношений между государствами обуславливает необходимость применения объективных критериев для правильного решения того или иного вопроса с учетом интересов народов соответствующих стран.
Особенностью нынешнего развития международного права является выражение в его принципах и нормах справедливости. Категория справедливости пронизывает все стороны жизни донного общества, его политику, философию, мораль, правовую систему. Правовая система в международном общении – современное международное право мира и мирного сосуществования государств. С различным социально-экономическим строем. По своему содержанию это право является общедемократическим, и его принципы и нормы регулируют отношения между всеми государствами.
Объективное содержание современного международного права имеет принципиальное значение для понимания роли и значения прецедентов в настоящее время. Под прецедентом в международном праве мы понимаем решение того или иного конкретного вопроса международных отношений в рамках и на основе международного права любыми способами и средствами. Вопрос может быть решен международным судом или национальным с помощью переговоров или путем заключения договора.
Таки образом, прецедент в международном праве – это не только судебное решение, как принято считать во внутригосударственной правовой доктрине ряда стран, а значительно более широкое понятие.
Прецедент может оказывать большое влияние на развитие международного права в той или иной конкретной области. Развитие современных международных отношений позволяет сделать вывод, что решение того или иного вопроса путем заключения договора в дальнейшем, как правило, оказывает влияние на решение аналогичного вопроса между другими государствами. Следует отметить, что в настоящее время в практике государств усиливается тенденция к решению вопросов международных отношений путем переговоров и заключением международных договоров. В этом смысле договорная практика решения того или иного вопроса государствами может служить прецедентом, и поэтому она имеет важное значение для развития современного международного права. таким примером может служить Раппальский договор 1922 года между Советским Союзом и Германией, в котором впервые была официально признана социалистическая система собственности и который явился международно -правовой формой выражения мирного сосуществования капиталистического и социалистического государств. В.И.Ленин считал этот договор образцом для отношения с капиталистическими государствами.