Понятие и правовая природа кодификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ кодификации российского законодательства, как особого вида деятельности по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить правовую природу кодификации;
- выделить основные виды кодификации;
- определить значение кодификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и правовая природа кодификации………………………………....6
2. Основные черты и виды кодификации……………………………………..13
3. Значение кодификации в российском законодательстве……………….…20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………...……27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Бердик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и правовая природа кодификации………………………………....6
  2. Основные черты и виды кодификации……………………………………..13
  3. Значение кодификации в российском законодательстве……………….…20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников……………………………………...……27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет повышенное внимание качеству законодательства. Это выражается в мониторинге законодательства и правоприменительной практики, в систематической работе по анализу и обобщению информации с целью выявления соответствия принимаемых законов планируемому результату правового регулирования, ожиданиям участников законодательного процесса, других органов, организаций и граждан.

Результаты этой работы ежегодно отражаются в докладах Совета Федерации РФ о состоянии российского законодательства. Признается, что важнейшим элементом обеспечения качества законодательства должна стать система мер по его кодификации.

Усиление внимания российских парламентариев к качеству законодательных актов неслучайно и объясняется причинами как внутреннего, так и внешнего свойства: значительным ростом числа принимаемых законодательных актов и общемировым процессом глобализации, способствующим, в частности, сближению правовых систем и правотворческого процесса демократических государств, закреплению в них принципов социального правового государства, защиты прав человека.

Законодательный массив разобщен, нестабилен, он не отвечает базовым международным стандартам полувековой давности. Законы нередко принимаются для снятия социальной напряженности, для привлечения голосов избирателей, для обеспечения экономических и налоговых реформ.

Несмотря на повышение роли закона в правовом регулировании общественных отношений, объем подзаконного и ведомственного нормотворчества не уменьшается, серьезно затрудняя реализацию принципа законности. Отсутствие концептуального подхода к формированию законодательства обусловливает многочисленные дефекты правовых нормативных актов, их низкую эффективность, что на практике приводит к нарушениям прав граждан.

Необходимость кодификации российского законодательства обосновывается юридической наукой не первые десятилетия. За прошедший период происходила лишь инкорпоративная обработка нормативного материала, успешно принимались отдельные консолидированные акты, а подготовка кодифицированного акта продолжает оставаться одной из насущных проблем российского права.

Целью данной работы является комплексный анализ кодификации российского законодательства, как особого вида деятельности по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- изучить правовую природу кодификации;

- выделить основные виды  кодификации;

- определить значение кодификации.

Методологическую базу работы составили общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы (структурно-функциональный, формально-логический, методы анализа, синтеза), а также специальные юридические методы: историко-правовой, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу работы составляют труды ученых-правоведов по общей теории права. Теоретико-правовой фундамент работы определили работы таких ученых, как С.С. Алексеев, А.И. Абрамова, М.И. Байтин, В.М. Баранов, А.И. Бобылев, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Н.А. Власенко, МЛ. Давыдова, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, Т.В. Кашанина, Д.А. Керимов, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.И. Матузов, А.В. Мицкевич, Л.А. Морозова, Г.И. Муромцев, А.С. Пиголкин, С.В.Поленина, и другие.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие при осуществлении кодификационной деятельности.

Предметом исследования являются кодификационные нормативные правовые акты, кодификационная деятельность.

Настоящая работа состоит из введения,  трех частей, заключения и списка использованных источников. Первая часть работы раскрывает понятие кодификации, ее правовую природу. Во второй части работы содержится информация о видах кодификации. Третья часть данного исследования содержит информацию о значении кодификации в российском законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОДИФИКАЦИИ

Систематизация законодательства, как деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему, осуществляется в трех основных способах: кодификации, инкорпорации и консолидации.

 Однако, полного единодушия  по поводу членения данного  понятия в научном мире нет  и можно встретить более широкий  подход (включая учет нормативных  актов) или, напротив, узкий (исключая  консолидацию).1

 В правовой науке некоторых зарубежных стран (Франция) под кодификацией понимается любой способ приведения разрозненных актов в единое целое.

Ретроспективный анализ понимания термина «кодификация» позволяет сделать вывод о поступательном изменении его содержания. Так, представители дореволюционной русской юриспруденции понимали под кодификацией правотворческий процесс, заканчивающийся принятием кодификационного нормативного правового акта.2

В середине XX в. содержание этого понятия несколько сужено Д.А. Керимовым за счет исключения из кодификационного процесса этапа принятия кодекса. В дальнейшем содержание этого термина вернулось к дореволюционному объему.

В современном российском правоведении почти единообразно утвердилось понимание кодификации как основного способа систематизации законодательства. Вместе с тем имеет место взгляд на кодификацию как на совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала, не входящую в категорию юридической систематизации.

В данном случае упор делается на то, что кодификация, скорее, определенный тип юридической практики (правосистематизирующего правотворчества), чем разновидность деятельности, направленной на упорядочение норм права и/или нормативных правовых актов.

Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляется путем объединения его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт.3

Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а его внутренняя переработка, которая затрагивает содержание нормативных предписаний. По сути, кодификация является видом законотворчества, с той разницей, что текущее законодательство создает отдельные акты по тем или иным вопросам, а кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.

Кодификация предполагает устранение противоречий, повторений в нормативно-правовых актах, восполнение пробелов, устранение устаревших норм и включение новых нормативных предписаний.

Кодификация - это всегда государственная деятельность, которая носит официальный характер и имеет целью создание нового нормативно-правового акта (или группы таких актов).4 Результатом кодификации являются, прежде всего, такие акты как кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и так далее), основы законодательства (Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства о здравоохранении и так далее), уставы (Устав железнодорожного транспорта).

Кодификация (в отличие от инкорпорации) связана с системой права, хотя полностью с ней совпадает. Система права в целом, отрасли и институты права носят объективный характер, не зависят от воли законодателя (кодификатора), определяются, в конечном счете, предметом правового регулирования. Кодификация же проводится на основе субъективно избранного законодателем (кодификатором) критерия.

На практике часто возникает необходимость создания так называемых «комплексных» кодификационных сборников, которые объединяют правовые нормы нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право).

 Система законодательства поэтому  не может полностью совпадать  с системой права. Но при этом система права является основанием для кодификации, для классификации, для логической обработки и размещения законодательного материала в определенном порядке, необходимом практике.

История кодификации восходит ко времени  кризиса Римской империи,  когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий.

В правление Диоклетиана юрист Грегорий (или Грегориан) около 292 года, составил сборник императорских декретов, который носит название Codex Gregorianus.5 Известно, что этот Кодекс содержал в себе конституции со 196 по 292 гг., расположенные в определенном порядке.

Следующей попыткой кодифицировать римское право стала кодификация Феодосия.  Кодекс Феодосия был составлен между 429  и 438 гг. С этого времени он использовался и в западной империи как официальный Кодекс.

Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени - Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).

Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас).6 Однако характер этих кодификаций резко отличался от современного.

Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых, кодексы тех времен отличала их казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части.

Кодификация русского права была осуществлена в середине XVII в. Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опиралось на:

- судебники;

- указные книги приказов;

- царские указы;

- думские приговоры;

- решения Земских соборов (большая часть статей была  составлена по челобитным гласных  собора);

- «Стоглав»;

- литовское и византийское  законодательство;

- новоуказные статьи о  «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.

Несмотря на казуальность изложения, Соборное уложение отличалось весьма высокой для своего времени юридической техникой. Уложение открывалось (впервые) преамбулой, где провозглашалось соответствие права постановлениям «Святых Апостолов» и утверждалось равенство суда по всем делам и для всех чинов (конечно, в соответствии понимаемой в то время сословностью). 7

Язык уложения был простым и понятным, тогда как в Европе юридическая терминология отличалась отвлеченностью. Оно было крупным правовым актом, идеологически основанным на религиозно-православном понимании юридических и политических процессов.

Будучи принятым в 1649 году, Соборное уложение вошло в Полное собрание законов Российской Империи 1830 г., в значительной мере было использовано при составлении 15 тома Свода законов Российской Империи

(в этом томе были собраны законы уголовные) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Примерно в тот же период, что  и Соборное Уложение были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием «Норвежское право»), и Свод законов Шведского государства 1734 г., которые формально действуют и поныне. В Европе переход к современной  кодификации, начался на рубеже XVIII-XIX вв.8

Основные кодексы разработаны во Франции в период Консулата и Империи: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданско-процессуальный кодекс 1806 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1810 г. Они подверглись многочисленным изменениям по существу, но в структурном плане оставались неизменными.

В развитие теории кодификации и понимание этого правового феномена внесли свой вклад различные правовые школы. В отличие от западного правоведения, некоторые яркие представители которого были яростными противниками любой кодификации (Савиньи, Пухта), отечественная юридическая наука вполне единодушна во мнении о пользе кодификации.9

Взгляды расходятся о путях национальной кодификационной деятельности и целесообразности создания кодификационных нормативных правовых актов в переходные периоды государственного строительства. 

Приведенный в этом параграфе краткий ретроспективный обзор отечественной правотворческой деятельности свидетельствует о том, что Россия имеет богатый опыт проведения масштабной работы по систематизации своего законодательства.

Предпринимаемые в разные исторические периоды отечественным законодателем попытки глобальной систематизации действующего законодательства нередко приводили к достижению высоких результатов. Эффективность деятельности российских правотворческих органов по систематизации нормативных правовых актов находится на уровне ведущих государств мира.  10

Информация о работе Понятие и правовая природа кодификации