Политическая партия как инструмент политики: сущность, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

ними из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии и избирательная система. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии — политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Партии и избирательная система, переводя различные формы плюрализма в гражданском обществе в подсистему политического, сферу властных отношений, составляют единый механизм завоевания власти. Они являются главными субъектами политических отношений, и в этом качестве без них невозможно представить себе современную демократию. Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом определяющая жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом.

Содержание

Введение................................................................................................................... ..3
1. Сущность и основные признаки политических партий................................5
2. Происхождение, структура, функции партий .................................................9
3. Типология партий и партийных систем......................................................18
Заключение....................................................................................................... 24
Список использованной литературы...............................................................27

Прикрепленные файлы: 3 файла

курсовая ТГП.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Курсовая по ГП.docx

— 55.93 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Курсовая по УП.docx

— 50.03 Кб (Скачать документ)

Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые, с криминологической точки зрения, включают три возрастные группы: 14—15, 15—16 и 17—18 лет. В то же время на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10—13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18—21 и 22—25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно более 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющихся таковыми.

Одной из криминологических особенностей преступности несовершеннолетних является ее относительно плавный рост на протяжении длительного периода времени.

При этом преступность несовершеннолетних в стране растет примерно в 6 раз быстрее, чем изменяется общее число лиц этой возрастной группы. Среди всех преступников несовершеннолетние составляют в целом по стране примерно 11—12%, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. При этом указанная цифра представляется весьма значительной, поскольку, согласно экспертным оценкам, для того чтобы успешно бороться с преступностью и контролировать ее основные показатели, необходимо, чтобы доля несовершеннолетних преступников составляла не более 4—5%. В противном случае преступность начинает развиваться лавинообразно.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.

Наблюдаются тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За девяностые годы прошлого столетия число 14—15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем вдвое.

Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, превысило 50 тыс.

Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Почти каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Повышается удельный вес групповых, организованных, заранее подготавливаемых, изощренных и технически оснащенных преступлений несовершеннолетних. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних (в зависимости от вида преступлений, возрастных категорий, территориального распределения) в 2—5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 70%. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Причем самый высокий удельных вес групповой преступности у 14-летних, самый низкий у 17-летних несовершеннолетних.

Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2—3 чел. (около 70%), остальные объединяют более 4 чел. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеют место и смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые.

Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группах, неодинакова для различных видов преступлений. Наиболее часто в группах совершаются такие преступления, как разбойные нападения, грабежи и кражи.

Вместе с тем в последние годы появились и совершенно новые преступные группировки несовершеннолетних, возникшие на почве расовой неприязни и националистических идей. Разумеется, нельзя сказать, что этого не было и раньше, однако масштабы распространения подобных группировок, совершающих избиения и даже убийства лиц так называемой некоренной национальности, в условиях многонациональной России вызывают особую тревогу.

Именно в последнем случае несовершеннолетние объединяются не просто в преступные группировки, но в самые настоящие бандитские формирования, где есть лидер, оружие и, как правило, взрослый консультант.

В последнее десятилетие отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности. Ежегодно более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности за участие в организованных преступных формированиях, регистрируется свыше 4 тыс. случаев совершения ими вымогательств, мошенничества в отношении частной собственности, насильственных преступлений.

Одновременно проявляется тенденция интеграции и дифференциации групповой преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием ранее судимых взрослых, происходит активное внедрение в подростковую среду «авторитетов» преступного мира. С другой стороны, заметна тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии у них универсальной специализации, приобретении ими уголовной квалификации. Преступная деятельность становится для некоторых групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга. По выборочным данным, полученным в ходе исследований, почти каждый десятый подросток, осужденный за грабеж и разбой, заявил о своем намерении продолжать преступную деятельность и после освобождения из мест лишения свободы.

Значительное число преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность и требуют серьезного антикриминогенного воздействия.

Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идет о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, уголовной ответственности виновных. К ним обычно относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства.

В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. Каждое десятое преступление, совершаемое несовершеннолетними, представляет собой грабеж или разбой. При этом грабежи совершаются ими значительно чаще, нежели разбойные нападения, их соотношение составляет примерно 5:1. Сегодня в отличие от событий 10—15-летней давности указанные преступления совершаются подростками более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы прироста общей преступности несовершеннолетних.

Неблагоприятные тенденции сохраняются и в насильственной преступности несовершеннолетних. Значительная часть насильственных преступлений совершается ими в отношении членов своей семьи или других родственников, иных лиц из их бытового окружения.

Особое место в структуре насильственной преступности несовершеннолетних занимает хулиганство (6—7% в общем числе совершаемых ими преступлений).

Преступность несовершеннолетних, как в целом и вся преступность, характеризуется высокой степенью латентности. На латентность этой преступности влияют и особенности правового и физического положения несовершеннолетних, их личностные характеристики, большая «регулируемость» следственной и судебной практикой статистических показателей.

Исследования показывают, что распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганство.

Преступность несовершеннолетних отличает и особая территориальная распространенность. Традиционно считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. Действительно, городские преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%.

Социально-экономическая обстановка в России оказывает крайне негативное влияние на подрастающее поколение. Нестабильное состояние российского общества и государства в первое десятилетие демократических преобразований повлекло за собой коренную смену жизненных ценностей и приоритетов в молодежной среде, а резкое обнищание широких социальных слоев усилило данную тенденцию. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а духовно-нравственные ценности оказались отодвинутыми на задний план. Атмосфера насилия, коррупции, дефицит нравственности, низкая культура породили ответную реакцию детей и подростков – равнодушие, грубость, цинизм, озлобленность, жестокость и зачастую преступления.

Преступность несовершеннолетних составляет существенную часть общей преступности в России; практически каждое десятое преступление в стране совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Уголовная статистика свидетельствует о росте жестокости и общественной опасности преступлений, совершенных несовершеннолетними. Треть из них относится к категории тяжких и особо тяжких.13 Как справедливо отмечает В.В. Простяков, «преступность несовершеннолетних в современной России стала угрозой национальной безопасности, еще одним ее «пороговым уровнем» и … расценивается общественным мнением как одна из острейших проблем в жизни общества» 14.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в  1995 году несовершеннолетними и при их соучастии совершено 209 777 преступлений, в 2000 году – 195 426, в 2005 году – 154 734, в 2010 году – 70 955.15 Это только данные о совершенных преступлениях несовершеннолетних, которые учтены правоохранительными органами. А если добавить сюда латентную подростковую преступность, то цифры будут удручающими.

Хотя статистические данные показывают, что на протяжении последнего десятилетия в России наблюдается сокращение абсолютных показателей преступности несовершеннолетних, тем не менее ее уровень остается достаточно высоким, составляя в среднем 2042 преступления на сто тысяч населения в возрасте 14-17 лет. Во всех субъектах Российской Федерации, охваченных статистическим наблюдением с 1990 г., фиксируются значительные и весьма устойчивые в количественном выражении различия в уровне преступности между отдельными регионами (республиками, краями, областями). Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних наблюдается в Хабаровском крае, Республике Бурятия, Приморском крае (250-450 преступников на 10 тыс. населения в возрасте 14-17 лет); самые низкие показатели – в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия – Алания (45-90 преступников). Разница в уровне преступности несовершеннолетних между этими группами регионов достигает 5-7 раз. Что касается Владимирской области, то в 2010 г. на ее территории число преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 27,5% и составило 822 преступления (АППГ – 1134). Удельный вес подростковой преступности в общей массе преступлений, совершенных на территории области, составляет 5,8% (АППГ – 7,4%).

Анализ структуры девиантного поведения несовершеннолетних показывает, что ей свойствен групповой характер; более 70% преступлений несовершеннолетних совершается в группе. По мнению члена Международной коллегии адвокатов И. Шмидта, «групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. Подростки собираются в стаи, которые бывают похищнее волчьих. И жестокость таких стай беспредельна…»16.

Реальную опасность представляет участие подростков в совершении преступления совместно со взрослыми. По данным криминологических исследований, под непосредственным влиянием взрослых подростки совершают более трети преступлений. Изменились и качественные характеристики преступлений несовершеннолетних, выросла степень их общественной опасности. Показательным является случай, произошедший вечером 1 января 2008 г. в центре города Кольчугино Владимирской области, когда пьяные молодые люди избили и заживо сожгли на Вечном огне случайного прохожего – 25-летнего Алексея Денисова. На время совершения убийства одному из них было 14 лет, остальным – 19 лет 17[7].

Характерной особенностью последних лет является изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний. Так, Е.А. Стабровская в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что в мотивационной сфере преступности несовершеннолетних «отмечается «вытеснение», а скорее замена деяний с корыстной мотивацией на насильственную, и чаще на корыстно-насильственную мотивацию посягательств» [4]. Для многих подростков характерна ориентация на достижение материального благополучия любой ценой, причем целью становятся ювелирные украшения, предметы роскоши, мотоциклы, автомобили. Несовершеннолетние настроены на совершение корыстных преступлений в крупных размерах, хотя зачастую это оказывается недостижимым вследствие ограниченности их возможностей. Особое место занимает кража сотовых телефонов;  немаловажную роль здесь играют средства массовой информации, которые «навязывают» идею о превосходстве человека, если у него имеется определенная марка сотового телефона.

Антиобщественная установка некоторых подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, преступления совершаются демонстративно, ими хвастаются, их кладут в основу собственной самооценки, за счет них достигается продвижение по иерархической лестнице в микрогруппах негативной направленности.

Одной из новых форм криминального поведения несовершеннолетних является нападение учеников на своих педагогов, число таких деяний каждый год увеличивается на четверть. Вспомним случай в школе № 1 города Шелехова Иркутской области, когда подростки в течение нескольких месяцев регулярно избивали 73-летнюю учительницу физкультуры. Несколько школьников «на каждом уроке на глазах всего класса издевались над пожилой женщиной – били, завязывали в волейбольную сетку, таскали по залу. И всё это снимали на мобильный телефон, обменивались с друзьями видеороликами, даже выставляли «кино» в Интернет» 18. Как известно, данный случай обсуждался на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которую возглавляет Рашид Нургалиев. «По мнению министра, это показательный пример чёрствости, равнодушия взрослых, чем в полную меру воспользовались юные подонки». По поводу наказания подростков на заседании комиссии прозвучало интересное предложение – отправить недорослей на принудительные работы в дом престарелых.

Информация о работе Политическая партия как инструмент политики: сущность, структура, функции