Особенности содержания публично-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Большинство правоведов определяют правоотношения как отношения между людьми, урегулированные правом. Однако существует множество форм взаимодействия между людьми, которые правом не регулируются. При этом их свойства таковы, что они принципиально не могут быть объектом юридического воздействия. Например, отношения любви, дружбы, добрососедства строятся в соответствии с нормами морали и не нуждаются в правовом регулировании.

Содержание

Введение
Понятие и признаки правоотношения.
Состав правоотношения.
Содержание правоотношения. Юридическое и фактическое содержание.
4. Особенности содержания публично-правовых отношений
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

работа 16253 ТГП - Состав правоотношения. Фактическое и юридическое в содержании правоотношения..docx

— 340.12 Кб (Скачать документ)

Юридическая обязанность - это возлагаемая на участника правоотношения должная форма поведения обязанного лица, предусмотренная нормами права и обеспеченная государственным принуждением.

Структура юридической обязанности включает в себя следующие элементы:

- необходимость совершать  определенные действия – активная  обязанность;

- необходимость воздерживаться  от совершения определенных действий- пассивная обязанность.

-        необходимость  нести юридическую ответственность  в случае неправомерного поведения - негативная обязанность.

По своей сути юридическая обязанность - это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий; воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью заключаются в следующем:

-   если субъективное  право призвано удовлетворять  собственные  интересы лица, то  юридическая обязанность - чужие  интересы (управомоченного лица);

-   если субъективное  право - мера возможного поведения, то юридическая ответственность - мера необходимого поведения.

Вместе с тем субъективные права и юридические обязанности находятся в неразрывной связи между собой: возникновение субъективного права у одного лица неизбежно порождает юридическую обязанность у другого лица, и наоборот. Предоставляя кому-либо субъективное право, юридические нормы предписывают другому лицу (лицам) требование обеспечить своим поведением его осуществление.

Как уже упоминалось, это наиболее распространенное мнение о содержании правоотношений. Однако существуют и другие точки зрения. Так, В.Н. Щеглов, Л.С. Янич и др. считают, что субъективные юридические права и обязанности являются формой правоотношения, а его содержанием является фактическое правомерное поведение субъектов. При этом они исходят из того, что форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.

С.А. Алексеев субъективные юридические права и обязанности называет юридическим содержанием правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов - материальным содержанием правоотношения. Данное мнение критикуют с философской точки зрения: в одном и том же объекте нельзя выделять два содержания.

О.А. Красавчиков, Б.Л. Назаров и др. считают, что содержанием правоотношения является общественное отношение, урегулированное нормами права. При этом оно находится за пределами своей формы -правоотношения, т.е. является внешним содержанием. Тем самым авторы не дают ответа на вопрос, что же является внутренним содержанием правоотношения3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности содержания публично-правовых отношений.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

 

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Отношения с участием властных субъектов можно именовать публичными отношениями. Во-первых, стороной этих отношений, с одной стороны  выступает властный публичный субъект, деятельность которого должна быть направлена на регламентацию и обеспечение непосредственной реализации прав и свобод, с другой стороны, подвластный, который ожидает реальной возможности использования прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, один из субъектов обладает властными полномочиями по отношению к другому. Однако  в соответствии с уровнями публичной власти, одни и те же лица могут быть как властными, так и подвластными. Например, органы местного самоуправления выступают по отношению к населению в качестве властных субъектов при принятии правовых актов, но в  то же время по отношению к органам государственной власти субъектов РФ выступают в качестве подвластных, при передаче  последними отдельных государственных полномочий. В-третьих, публичные отношения, возникают в публичной сфере, где  реализуются  публичные интересы.

Однако субъекты в публичных отношениях связаны не только  нормами права, но и другими социальными регуляторами. Так, в соответствии со ст. 3  Федерального закона  от 12 января1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», после смерти человека могут совершаться обрядовые действия по захоронению тела (останков) в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Моральные и этические нормы могут служить основанием для продления запрета на клонирование человека, в соответствии с Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека». Устав политической партии определяет внутреннее устройство политической партии и может содержать положения, не содержащиеся  в ст. 21  Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»,  относящиеся к ее деятельности  и не противоречащие законодательству РФ.  Как видим из приведенных примеров, регулирование неправовыми нормами осуществляется в границах, установленных законодательством РФ.

Следовательно, регулирование публичных отношений  осуществляется как путем официально-властного установления  государством, органами местного самоуправления различных общеобязательных правил (норм права), так и возможностью упорядочения общественных отношений  с помощью выработанных самим обществом, народом, нацией, отдельным коллективом граждан и негосударственными органами норм и правил поведения (мораль, обычаи, традиции, корпоративные нормы).

Наука изучает юридические нормы, определяющие отношения между органами государственного управления и гражданами. Точнее сказать, это - наука о публично-правовых отношениях в области внутреннего государственного управления. Таким образом публично-правовое отношение составляет самое общее и основное понятие в науке административного права.

 То, что делает государственная  власть во внутреннем управлении, нашу науку интересует постольку, поскольку эта деятельность касается  граждан. И тем, что делают обыватели, наука административного права  занимается лишь в той мере, поскольку своими действиями, своим  поведением они входят в столкновение  с государственной властью. Короче  говоря, предметом нашего изучения  являются взаимоотношения между  правящей властью и гражданами. Самое устройство, организация государственной  власти выходит уже за пределы  науки права: это - предмет науки  государственного права.

 Из всевозможных отношений, возникающих между представителями  власти и частными лицами, наука  административного права берет  только юридические отношения, т. е. только те отношения, которые основаны на праве. С притязаниями агентов власти, опирающимися не на закон, а на личное усмотрение, мы не можем считаться в науке административного права.

 Наука административного  права изучает публичные правоотношения. Нам уже известно, что содержанием  отношений между представителем  государственной власти и гражданами  является всегда публичный интерес. Что признает власть за общественный  интерес, - это зависит от уровня  культуры. И то, в чем власть  видит общее благо, может, на самом  деле, и разойтись с интересами  значительной части населения. Но, во всяком случае, требования  правящей власти предъявляются  к гражданам не как частный  интерес отдельных носителей  власти, но во имя общего блага. Публичный характер изучаемых  правоотношений отличает науку  административного права от науки  гражданского права, которая исследует  частные отношения отдельных  лиц между собой.

Принято говорить, что публичное правоотношение устанавливается между государством и гражданами.

 Но ведь отношение  будет правовым лишь в той  мере, поскольку оба его участника  связаны правом: между тем государство  в своей законодательной деятельности  само является творцом и источником  права. Субъектом или участником  публично-правового отношения может  быть, таким образом, не государство  вообще, но подзаконная власть  управления4.

 Однако всякое юридическое  отношение устанавливается между  людьми и только между людьми; и в публично-правовом отношении  субъектами могут быть только  люди. Следовательно, власть управления  не может явиться субъектом  юридического отношения в какой-либо  отвлеченной, безличной форме. Участниками  публичного правоотношения могут  быть лишь живые люди, - должностные  лица, облеченные этой властью.

 Власть управления  может присвоиваться, в силу закона, не только отдельным должностным лицам, но и соединениям лиц, определенным образом организованным. К числу последних принадлежат земство, город - соединства, объединенные общественными интересами отдельных местностей; сословные общества (крестьянские, мещанские и др.), объединенные интересами отдельных групп лиц; наконец, соединства, объединенные каким-либо общим делом: напр., университет. Подобные соединения выступают в публичных отношениях в качестве самостоятельных субъектов права (публичные юридические лица). Они могут вступать в отношения с частными лицами, с должностными лицами коронной администрации (с министром, губернатором и т. д.), а также и между собой (напр., земство с городом и т. п.).

Объектом публично-правового отношения может быть все то, что способно служить к осуществлению публичных интересов. В такой роли могут оказаться: 1) собственные силы человека, 2) вещи и 3) услуги других людей.

 Собственные силы субъекта  становятся объектом права, поскольку  законодатель устанавливает те  границы, в которых ими можно  невозбранно пользоваться. Таким  образом объектом публичного права делается личная неприкосновенность, свобода передвижения, свобода устного и печатного слова, собраний и т. д.

 Из вещей особый  интерес, как объект публичного  права, представляют вещи, находящиеся вне гражданского оборота: публичные здания, библиотеки, музеи, храмы, улицы, мосты, каналы, судоходные реки и т. д. Эти вещи не могут подлежать сделкам между частными лицами, но ближайшим образом служат средством к осуществлению общественных интересов.

 Услугами, которые специально  интересуют нас в административном  праве, являются разнообразные услуги, оказываемые гражданам правящей  властью. Борьбой с заразными  болезнями, оздоровлением жилищ  и фабрик государство оказывает санитарные услуги населению; открытием школ и университетов оно способствует в той или иной мере духовному развитию граждан; наконец, оказанием продовольственной помощи, призрением бедных, введением обязательного страхования рабочих оно так или иначе доставляет услуги в интересах экономического благосостояния. Субъективные публичные права.

Информация о работе Особенности содержания публично-правовых отношений