Основы теории государства и права Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении всей истории развития человечества передовые умы пытались выявить сущность и причины возникновения государства, минимальные и максимальные границы, а также эффективность его вмешательства в экономическую жизнь общества.
Сегодня в отечественной научной литературе нет недостатка в статьях, сборниках, монографиях по проблемам государства и права. Но добраться до сути, не заглянув в истоки, невозможно. Поэтому вопрос о возникновении самого государства как специфического феномена носит существенный характер в философских рассуждениях. Практически ни одна работа по данной тематикене обходит вниманием взгляды такого философа, как Т. Гоббс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Органицизм в теории государства и права Т.Гоббса…………………………...4
2. Монархия как идеальная форма государства…………………………………..10
3. Учение Т.Гоббса о государственном законе…………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………………………………..............17

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИППУ оригинал-1.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Филиал НОУ  ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

 экономики  и права»  в  г. Красноярске

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине ________________

на тему:__________________

____________________

 

Студент___________________________отделения

(очно-заочного, заочного)

 

                                             курс____________________________________группа_____________________

 

 

__________________________________________________________________________

      (фамилия, имя, отчество)

 

 

Проверил:_________________________________

                  (ф.и.о)

___________________________________________

(ученая степень,  звание)

 

 

 


г. Красноярск

              

   2013 год

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Органицизм в теории государства и права Т.Гоббса…………………………...4

2. Монархия как идеальная форма государства…………………………………..10

3. Учение Т.Гоббса о государственном законе…………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………………………………..............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей истории  развития человечества передовые умы  пытались выявить сущность и причины  возникновения государства, минимальные  и максимальные границы, а также  эффективность его вмешательства в экономическую жизнь общества.

Сегодня в отечественной  научной литературе нет недостатка в статьях, сборниках, монографиях  по проблемам государства и права. Но добраться до сути, не заглянув в  истоки, невозможно. Поэтому вопрос о возникновении самого государства как специфического феномена носит существенный характер в философских рассуждениях. Практически ни одна работа по данной тематикене обходит вниманием взгляды такого философа, как Т. Гоббс.

Философское учение Томаса Гоббса о государстве с момента своего появления было встречено с большим вниманием широкими кругами общественности, как в Англии, так и во всей Европе, и стало предметом самой оживленной полемики. В начале XXI в. теория Гоббса не утратила своей актуальности и привлекает все новых и новых зарубежных и отечественных исследователей его творчества. Это во многом объясняется схожестью политической обстановки в Европе XVII в. и на современном этапе исторического развития, которая характеризуется коренной ломкой ценностей традиционной цивилизации, присущей переходному периоду.

Целью настоящей работы является осмысление основных положений  теории Т.Гоббса о происхождении, сущности и функционировании государства. Поставленная цель предопределила решение следующих  основных задач: анализ основных положений теории государства и права в видении философа, уяснение концепции органицизма и монархизма в видении автора.

 

 

 

 

 

 

 

1. Органицизм  в теории государства и права  Т.Гоббса

В основу своей теории государства и права Гоббс  кладет определенное представление о природе индивида. («Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского») Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физ. и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это положение Гоббс называет «естественного состоянием рода человеческого». Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия есть естественные законы. Главным естественным закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Если основным законом природы, в силу которого борьба всех против всех приводит к общему желанию мира, создается ряд этических норм, казалось бы, совместное спокойное существование вполне обеспечено.

Но Гоббс заявляет, что все эти вечные, неизменные естественные законы не дают желаемого мира, так как в естественном состоянии молчат[10]. Для обеспечения мира нужна еще принудительность, которая и даст жизнь естественным законам. Ссылка на муравьев и пчел не убеждает Гоббса в достаточности для целей общежития естественных законов. У этих насекомых есть несколько воль, направленных на один и тот же предмет, но нет одной воли, как это должно быть в государстве. Притом насекомые не замечают неправильности в управлении их жизнью, тогда как многие люди, иронизирует Гоббс, считают себя умнее других и предлагают разные новшества.

«Если согласная воля многих не в состоянии установить, поддержать и надолго обеспечить мир, то для мира и защиты его должна существовать одна воля. Это возможно лишь тогда, когда отдельные лица свою волю подчинят одной воле, т. е. воле одного человека или одного собрания так, чтобы эта воля заменяла волю всех, насколько это необходимо для обеспечения мира». «В том случае каждый, подчиняя свою волю одному, переносит на него и свое право на собственную силу, и собственное имущество. Когда так же поступят все, то тот, кому они

 

подчинились, приобретает  такую огромную силу, что он уже  самым страхом в состоянии  воздействовать на волю всех в интересе общего блага».

Образованное таким  образом соединение составляет, по Гоббсу, государство, или гражданское общество, или гражданскую личность. «Государство есть единое лицо, которого воля, в силу договора многих людей, признается общею волею и которое поэтому может располагать имуществом и силами отдельных лиц для общего мира и защиты». Государство - это искусственный человек, которому Гоббс дает название «Левиафан». Строение государства подобно устройству живого организма (теория органицизма): суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель[2].

Исходный пункт органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом. Если сначала сравнение  общества с биологическим организмом было связано с тем, что наука при изучении идет от известного к неизвестному, а так как общество нам не известно, то для его объяснения прибегали к организму, как к вполне уже известному. Постепенно это сравнение переросло в утверждение полного тождества общества с организмом[12].

Органистская теория отвечала умонастроению определенных кругов дворянства и буржуазии, выступавших  за вечность существующего буржуазного  общества, поскольку теоретические  положения органицизма оправдывали существование антагонистического общества.

В своей книге «О гражданине», Гоббс в систематической форме  трактовал вопросы о происхождении  и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение о том, что человек есть общественное животное, имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы. Когда гражданское общество уже установлено, когда государство давно существует, может показаться, замечает Гоббс, что люди не в состоянии жить вне общества, что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни. Однако первоначальное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, было состоянием ожесточенной и всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода. Оно является таковым, потому что соответствует эгоистической природе человека,

 

его животному естеству. Но люди обладают не только «животными страстями», у них есть также страсти, склоняющие их к миру: страх смерти, чувство самосохранения. Главное же состоит в том, что у людей есть «естественный разум», велением которого и выступает требование мира. Это требование - первый и основной естественный закон, который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности[3]. Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть, которая объединяет и сплачивает множество людей, которая обладает реальной силой, чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей, чинимых друг другу. Короче говоря, чтобы люди жили в мире, чтобы они могли заниматься мирным трудом, необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.

Это власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла не по божественному установлению, а в результате общественного договора, добровольного соглашения людей. Правда существует и другой путь образования государства. Это путь, основанный на силе и завоевании. Гоббс называет его «естественным способом происхождения государства». Но философ отдает предпочтение политическому государству, установленному самими людьми в своих общих интересах. В этом случае «граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей, наделяемых верховной властью». В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства. Развернутое же определение последнего, содержащееся в «Левиафане», гласит: «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». В этом определении следует обратить внимание на три момента: 1) Государство есть единое лицо. Это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю». 2) Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственным за эти действия. 3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности

 

за свои действия перед  подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними[4].

Государство по Гоббсу, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, то есть в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным, и, ни в чем сама не зависит от своих подданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. И Гоббс делает вывод: «Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена».

Для оправдания верховной  власти государства Гоббс выдвигает  тезис: «Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие ее». Развивая его, философ  утверждал, что неудобства и стеснения, проистекающие из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти, удерживающей их от грабежа и насилия. Словом, единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит, по Гоббсу, ничем не ограниченная государственная власть. Интересно, что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь. Государство и только государство может предписывать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит, по Гоббсу, от установления верховной власти, ибо до этого, в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владении собственностью не могло быть и речи. Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных, следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию. С этой целью Гоббс считает не только возможным, но и необходимым введение цензуры. По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимается не свобода от законов, а свобода делать то, что не указано в соглашениях с властью. Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти, которая предоставляла известные права и свободы в этой области. «Законы не

 

должны регулировать дела людей более детально, чем  того требует благо граждан и  государства», - отмечал философ.

Гоббс выступает как  противник теории разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать. Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение (обеспечение мира и безопасности граждан), должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею, и только от нее получают свою силу. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

То лицо или собрание лиц, воле которых подчиняется воля отдельных лиц, является обладателем высшей силы или верховной власти, или просто господином. Эта власть и право господства над всеми основывается на том, что все отдали свою силу одному и отказались от права сопротивления. Поэтому все называются подданными того, кто обладает верховною властью. Обладатель последней по отношению к государству все равно, что душа по отношению к телу[8].

Государство и власть являются искусственными произведениями, потому что основываются на договоре людей. Этим государственная власть отличается от отцовской или хозяйской власти, которая имеет не искусственное, а естественное происхождение. «В семье господин приобретает власть над подчиненными ему своею волею, в государстве же сами граждане, своею волею учреждают господина над собою».

Существо государственной  власти, как и государство, всюду  одно и то же, ее функции сводятся к следующим шести:

1) Прежде всего карательная функция. Обладатель верховной власти держит в своих руках меч справедливости, наличность которого устраняет для каждого необходимость и право защищать себя собственными силами и средствами.

2) Далее, для защиты от внешних врагов нужна военная власть, которая мечем войны отражала бы соединенными силами граждан посягательства врагов.

 

3) В тех же руках оказывается меч правосудия. Судебная функция верховной власти состоит в разбирательстве всяких споров и недоразумений между гражданами.

4) Законодательная власть должна устранять наперед ясными правилами самую возможность таких недоразумений, порождаемых различием мнений. «Прямая обязанность обладателя верховной власти устанавливать и обнародовывать общие для всех граждан правила, из которых каждый мог бы узнать, что его, а что чужое, что правильно, а что неправильно, что нравственно, а что безнравственно, что хорошо, а что дурно». Это и будут гражданские и государственные законы, т. е. веления тех, кто обладает в государстве верховной властью.

Информация о работе Основы теории государства и права Т. Гоббса