Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:16, реферат
В работе рассмотрены вопросы Общее понятие правопонимания. Понятие юридических и легистских направлений правопонимания (философский взгляд на право).
Введение……………………………………………………………… 2
Глава 1. Общее понятие правопонимания…………………. 3
1.1. Понятие юридических и легистских направлений правопонимания (философский взгляд на право)………..….…..6
1.2. История становления и развития социологии права как юридической дисциплины………………………………………….....8
1.3. Роль социологии права в юридической дисциплине…. 12
1.4. Cоциологическое направление в праве и различные учения этого направления…………………………………….…….. 14
1.5. Появление юридического позитивизма и общее понятие о нормативном правопонимании…………………………………..... 17
1.6. Различные учения сторонников нормативистской концепции и общий вывод по данному разделу…………………………………...........................................19
Заключение………………………………………………………..25
Список используемой литературы…………………………...26
Специфика
либертарной концепции состоит
в том, что в ней нет присущего естественноправовым
представлениям дуализма одновременно
действующих систем одновременно
действующих систем «правильного»
(идеального, должного, естественного)
права и «неправильного» права. На
самом деле при социализме
(также согласно либертарному правопониманию)
фактически есть и действует
лишь так называемое «социалистическое
право» (т.е. советское законодательство),
которое не только не является
правом, но и не может быть таковым.
Но главное для данной концепции правопонимания является не осуществление критической функции, к какой либо сложившейся ситуации. Главная и основная ее функция—объяснительная, научно-познавательная. И в этом плане она ориентирована на выяснение тех отношений и условий, которые объективно необходимы для наличия и действия права.
1.2. История становления и развития социологии права как юридической дисциплины.
Отмеченные научно – познавательные свойства и характеристики юриспруденции стали исходной основой для быстрого оформления ее в рамках социологии права – с начала в виде общетеоретических концепций о задачах, направлениях и способах социальных исследований права (XIX в.), а затем и в отдельной самостоятельной дисциплине (в западной юриспруденции в начале XX в, у нас в 70-80г XX в.).
В XIX в. Под мотивирующим влиянием социологии, как новой науки об обществе, в юриспруденции стали развиваться различные социологические ориентированные концепции правопонимания, которые не только содействовали распространению социальных идей в юриспруденции, но и вместе с тем выражали специфику юридического понимания целей, задач, направлений и способов социологического изучения права в рамках и с позиций юридической науки.
В этом плане большую роль сыграло учение известного немецкого юриста XIX в. Иеринга о «юриспруденции интересов», которую он противопоставлял «юриспруденции понятий». В основе этого учения лежала концепция понимания права, как «защищенного интереса» (т.е. как интереса, защищенного государством, закрепленном в законодательстве).
В учение Иеринга, существует позитивистский подход к праву, как совокупности установленных государством принудительных норм, сочетался с социологической трактовкой процесса формирования права, как результата борьбы различных интересов в обществе.
Вначале XX века с оживлением стали появляться антипозитивистские направления в юриспруденции и усилением призывов к возрождению естественного права. Начались формироваться антипозитивистские направления, «школы свободы права». С деятельностью этой школы и связано оформление, и утверждение социологии права, как отдельной юридической дисциплины.
Видный представитель этой школы австрийский юрист Эрлих в своей работе «Основы социологии права» (1913г.) определял цели и задачи социологии права как изучение « живого права народа », истоком развития которого является не законодатель, а общество.
В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания о праве. Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные дореволюционные российские юристы, как С.А. Муромцев, М.М Ковалевский, Н.М. Коркунов и.т.д.
Общая социология, активно развивавшаяся в Европе, в условиях российского самодержавия долгое время не получала право на самостоятельное существование. При большом разнообразии и глубине исследований, осуществлявшихся учеными — энтузиастами, в российских университетах отсутствовали кафедры, специализировавшиеся на изучении преподавании социологии. Это объяснялось тем, что сама социология тесно связана с либеральными течениями общественной мысли в России. Социология, направленная на изучения общества в его эмпирических проявлениях и неизбежно фиксировавшая бедственно материальное положение социальных низов и резкие социальные противоречия в стране, была неприемлема с точки зрения официальной идеологии. Однако идеи и методы социологии нашли применение и развитие в рамках таких научных дисциплин, как юриспруденция история, политэкономия и.т.д.
В юриспруденции социологический подход стал толчком для либерального направления правовой мысли в его борьбе с формально – догматическим направлением и присущего ему апологетического отношения к действительности. Делая акцент на социальных аспектах жизни права, социологические исследования правовых явлений не могли не иметь критической направленности против существовавшего общественно политического строя.
Со второй половины 50-х годов, когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы вновь оказался востребованным. И в целом развитие социологического подхода к изучению права вполне естественно пошло по уже проложенному руслу, формируя специфическое направление в рамках правоведения. Эти исследования осуществлялись как на теоретическом уровне, так и на уровне эмпирических исследований, проводившихся в отраслевом правоведении (в уголовном праве и криминологии, трудовом праве, в административном праве ит.д.). Правда, юридико-социологические исследования, будучи вынужденными, приспосабливаться к жесткому варианту советского позитивизма имели в советском правоведении весьма ограниченную сферу приложения. Исходя из свойственных позитивизму инструменталистской трактовки права как средства достижения экономических, политических, идеологических и иных внеправовых целей социалистического строительства, социология права была ориентирована главным образом на поиск более эффективных способов реализации этих заданных сверху целей.
Пик интереса к изучению эффективности действия законодательства пришелся на 70–80-е годы. Это было обусловлено тем обстоятельством, что в условиях тоталитарного прессинга приказное законодательство уже не обеспечивало эффективного функционирования общественных отношений и в обществе усиливались процессы стагнации, которые были охарактеризованы, как застойные явления. Активно проводившиеся в эти годы конкретно – социологические исследования эффективности законодательства внесли заметный вклад в повышение социологической культуры правоведения2.
В этот период границы социологического подхода к изучению правовых явлений уже заметно расширились, включив в себя исследования проблематике правосознания, престижа права, правовой активности личности3, общественного мнения о праве4, социального механизма действия
права и социальных функций права (интегративной, правовой социализации и социального контроля)5, социально правого эксперимента и т.д. Однако все эти направления исследовательской деятельности по-прежнему были связаны главным образом со сферой деятельностью законодательства. Они почти не затрагивали проблемы природы права как специфического общественного явления и его места в системе соционормативной регуляции, социальной обусловленности законодательства, его социальной признанности (легитимности), роли закона как средства согласования общественных интересов. В условиях административно- командной системы изучение названного круга проблем неизбежно оказывалось вне узких рамок официально дозволенного.
Несмотря на
неизбежную ограниченность и
деформированность
К концу 80-х годов отечественная социология уже вполне сложилась в самостоятельную юридическую дисциплину общенаучного профиля, занимающуюся теоретическим и эмпирическим изучением права в его социальном выражении, проявлении и измерении, в контексте его социальных связей, в его соотношение с другими социальными и процессами. При этом в социологии права сформировались следующие основные аспекты исследования юридико–социологической проблематики: социальные предпосылки условия возникновения и развития права (т.е. как общество влияет на право), механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов в процессе действия права и социальные последствия действия права (обратное влияния права на общество). В соответствии с такой дифференциацией предметной области социологии права в структуре данной научной дисциплины выделились три основных направления исследований: 1) социальная обусловленность права; 2) социальный механизм действия права; 3) эффективность законодательства и правоприменения.
1.3. Роль социологии права в юридической дисциплине.
Среди социологов доминирует мнение о том, что социология права – это социологическая дисциплина6. Некоторые авторы из числа юристов трактуют социологию права, как юридическую науку, неразрывно связанную с теорией права7. Другие, разделяя теоретическую и империческую социологию права, относят первую к общей теории права, а вторую рассматривают как самостоятельное направление исследований в рамках правоведения в целом8. Высказывается даже мнение о том, что социология права – это самостоятельная наука, представляющая собой “новое направление в отечественном обществоведении”9.
Но, будучи смежной, пограничной областью знания, социология права неизбежно должна оказываться в поле притяжения предметного ядра юриспруденции или общей социологии.
В этом смысле социология права возможна и как юридическая дисциплина и как социологическая дисциплина. Это две разные по своему предмету и методу отрасли научного знания, отличающихся друг от друга так же, как социология отличается от юриспруденции. Однако принципиальная возможность существования социологии права и как социологической, и как юридической дисциплины уже фактически сложились и функционируют.
Для общей социологии и социологии права решающее значение для их определения и метода имеет место концепция понимания общества в целом.
В последнее десятилетие по мере освоения российской правовой наукой и практикой нового, непозититвистского, правопонимания, основанного на различие права и закона, горизонты социологии права существенно расширяются. Для юридико-социологических исследований значительный интерес представляет понимание права как объективного социального явления, конституирующим признаком которого является формальное равенство субъектов правого общества. Присущий и для социологического правопонимания, принцип который выражает его специфику это принцип формального равенства людей в их общественных отношениях при этом трактуется как правой синтез (триединство) всеобщий равной меры, свободы и справедливости. Согласно такому подходу, право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства – это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера10.
Такое правопонимание дает социологии права теоретическую базу, необходимую для разработки социологического понятия и формирование на этой основе новой концепции предмета социологии права как юридической дисциплины.
Социологическое понятие права опирается с одной стороны, на понимание права как равной меры свободы в общественных отношениях, а с другой стороны – на ключевую для общей социологии интереса. С этих позиций под правом в его социологическом выражении нами понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой в форме в том случае, когда нет привилегий для одних интересов за счет ущемления других.