Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:17, курсовая работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Введение 3
Глава 1. Понятие основ конституционного строя Российской Федерации 5
Глава 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
2.1. Демократическое государство
2.2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
2.3.Суверенное государство
2.4.Экономическая основа
2.5. Социальное государство
Глава 3. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Отдельно надо сказать о правосознании власти. Если власть будет стремиться создавать «под себя» удобное право, то любая правовая реформа станет не более чем фикцией.
Идеал правовой реформы - это единство массового правосознания и правосознания власти в стремлении защитить правовое государство в современном неустойчивом, быстро меняющемся мире.
Такое единство достигается тогда, когда и массовое, и властное правосознание осознает истину, которая заключается в том, что Конституция - это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
Да, политика - это борьба, а Конституция - это свод правил, в пределах которых возможна политическая борьба. Конституционный Суд - арбитр, призванный следить за соблюдением главных правил борьбы, гарантирующий то, что борьба будет идти именно в пределах правил, и то, что эти главные правила никто не станет менять в угоду избранным игрокам.
Разумеется, Конституция не исчерпывает этих правил. Кроме нее, существуют правила законодательных сводов и отдельных законов, правила морали, личные и групповые идеи и идеалы и многое другое. Но все это обязано существовать в конституционных рамках. И одна из особых угроз обществу - нарушения конституционных рамок как главных правил.
Необоснованные изменения, нестабильность, нарушения Основного закона - толчки к тому, что вся остальная система правил, по которым живет общество, начнет подвергаться сомнению, эрозии, размыванию. И тогда сначала дух, а затем и буква правил - любых правил - начнут терять значение.
Это справедливо для всякого общества. Даже для такого, в котором правосознание граждан целенаправленно воспитывается с детства, - как, например, в США или Германии.
Но в России массовое правосознание находится пока в зачаточном, слабом и неуверенном состоянии. Поэтому у нас риск дальнейшего ослабления этого правосознания в результате попыток пересмотра конституционных норм - и вполне реален, и крайне опасен.
Хочу отметить, что я не консервативный противник любых изменений. Жизнь идет, реальность меняется. Конституция - не «священная корова». И потому конституционные основы российской государственности можно и нужно анализировать, обсуждать, подвергать тщательному разбору. Но это необходимо делать только высокопрофессионально. И, главное, не превращать в инструмент пиар-акций и политической игры.
Конституция - слишком серьезный и опасный предмет для такой игры. Это тот фундамент, на котором стоит наша российская - пока далеко не столь прочная, как хотелось бы, - государственность. Это фундамент того общего Российского дома, в котором живем мы все - от политика до рабочего и от предпринимателя до бомжа.
Но в то же время Конституция - не мертвый текст, не пыльный манускрипт, на всякий случай лежащий на полке. Она, не побоюсь метафоры, - Слово в его изначальном библейском понимании. То есть Слово действующее и творящее. И то, что оно действующее и творящее, - нам с вами нужно доказывать ежедневно и ежечасно.
Текст Конституции существует в сложном контексте культуры и идеологий, которые не могут не влиять на его творящее действие. Моменты соприкосновения этого текста со всей реальной жизнью, и в том числе с политической, экономической, социальной действительностью - в его интерпретациях. А суть этих интерпретаций - в практическом правотворчестве и правоприменении.
И именно здесь кроется очень много правовых «подводных камней».
Никакая конституция не действует «сама по себе». Ее главные проекции на повседневную практику - законы и законоисполнение. То есть - пирамида правовых интерпретаций, основанием которой является Конституция.
Как известно, Конституционный Суд - вершина судебной власти, осуществляющей конституционный контроль.
Должен отметить, что количество обращений в Конституционный Суд по вопросам нарушений судами различных инстанций конституционных норм постоянно увеличивается.
Эту тенденцию можно назвать позитивной, поскольку она означает, что все больше граждан страны осваивают правовую систему и начинают ее активно использовать.
Но одновременно эту же тенденцию можно оценить как тревожную. Потому что многие жалобы, которые приходится разбирать в Конституционном Суде, связаны с ошибками правоприменителей. А растущий поток обращений по этому поводу не может не снижать оперативность нашей работы по рассмотрению дел, имеющих важнейшее значение для российской государственности.
Справедливо говорится, что Конституционный Суд - не пожарная команда, которая должна мчаться с сиреной на каждый правовой пожар по первому зову. Но в то же время нельзя допускать, чтобы Конституционный Суд оказался тем органом, который всякий раз «приезжает» на уже остывшее правовое пепелище. И здесь вновь встает проблема уровня правосознания власти и граждан.
Конституционный Суд не имеет права рассматривать проблемы по своей собственной инициативе. В законодательстве четко указано, что основание для их рассмотрения - запрос официальных органов государственной власти или жалоба гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод законом, примененным в его деле. А потому многое зависит от реакции российских граждан и прежде всего политиков по своевременной постановке перед Конституционным Судом проблем, которые относятся к сфере нашей компетенции и требуют реагирования.
Роль Конституционного Суда непосредственно относится к высшему уровню российской политики. Именно поэтому для меня и моих коллег категорически недопустима малейшая политизация деятельности и решений. Однако каждый из нас хорошо сознает, что мы все находимся в единой, во многом кризисной российской реальности.
Это очень сложная и весьма противоречивая реальность. В ней острейшие мировые процессы и рушащиеся структуры международного права - вне сферы нашего контроля и решающего влияния.
В этой реальности налицо множество разрывов между оболочками властных, социальных и других институтов и их содержательным наполнением. Множество разрывов между формой и содержанием. И Конституция, как важнейший правовой институт, - не может оказаться вне искажающего и трансформирующего влияния такой реальности.
Составной частью высшего уровня государственной политики является антикоррупционная политика. Это вытекает, например, из преамбулы Указа Президента России (от 24 ноября 2003 г. № 1384), в соответствии с которым был создан Совет при Президенте по борьбе с коррупцией, в который вошли Председатель Правительства, председатели палат парламента, а также председатели Конституционного, Верховного и Арбитражного судов.
В упомянутом докладе ВЦИОМа под названием «Россия накануне президентских выборов» отмечено, что борьба с коррупцией во власти занимает вторую позицию (после преодоления бедности) в требованиях россиян к главе государства.
В российском законодательстве определения коррупции нет. Принято считать, что термин «коррупция» происходит от латинского «corruptio», что переводится как «порча», «разложение», «совращение», «подкуп». По смыслу - точно, но для юриста, конечно, недостаточно.
Мировое сообщество выработало юридически четкие определения криминальных проявлений коррупции. Они содержатся в таких документах, как конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) и гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.), конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и против коррупции (2003 г.).
Сейчас стоит первоочередная задача - ратифицировать все четыре вышеназванные конвенции и взяться за приведение российского законодательства в соответствие с их требованиями.
Причем изменять придется не только Уголовный кодекс. Ратификация конвенций ООН заставит нас усовершенствовать также уголовно-процессуальное, административное, оперативно-розыскное, гражданское, банковское и иные виды законодательства.
Например, в Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) говорится о необходимости действенного предупреждения коррупции. Предлагается, в частности, добиваться большей прозрачности в финансировании политических партий и кандидатов на избираемые должности, в управлении общественными финансами, в процедуре утверждения национального бюджета. Предлагается вводить международно-правовые стандарты бухгалтерского учета и аудита, принимать процедуры, позволяющие населению получать информацию о процессах принятия решений, и так далее.
Ратификация конвенций очень важная для страны процедура. Но не обязательно ждать ратификации международных конвенций. В борьбе с коррупцией надо действовать по принципу «здесь и сейчас». Например, в Калининградской области с августа 2002 г. действует Закон «О порядке предоставления информации органами государственной власти», который разработан депутатами областной Думы с участием международной общественной организации «Трансперенси интернейшнл». Закон регулирует механизмы доступа к официальным документам и материалам, к заседаниям органов государственной власти, а также случаи ограничения доступа. Урегулированы и вопросы предоставления материалов и документов на основании запросов. Этот региональный закон, на мой взгляд, мог бы стать основой для принятия соответствующего федерального закона.
В настоящее время на федеральном уровне подготовлен законопроект «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Он был положен в основу модельного закона СНГ с таким же названием, который уже принят Межпарламентской Ассамблеей 15 ноября 2003 года. Правда, и в этот законопроект целесообразно внести существенные изменения в соответствии с положениями Конвенции ООН против коррупции (2003 г.).
Еще один перспективный законопроект подготовлен по вопросам парламентского контроля (парламентских расследований) по инициативе общественной организации - Национального антикоррупционного комитета.
Сейчас все чаще говорят о том, что необходимо проводить экспертизы действующих и разрабатываемых законов на предмет их коррупционности. Главная и очень сложная проблема здесь - критерии таких экспертиз. Тут многое зависит от идеологических установок самих экспертов. Одни увидят признаки коррупционности в попытках усилить государственный контроль в той или иной сфере экономики, другие, наоборот, - в стремлении ослабить этот контроль. Но есть критерий, который признан практически всем экспертным сообществом. А именно: закон создает простор для коррупции, если в нем много отсылочных норм, которые дают возможность «творить» подзаконные, ведомственные акты. А ведомственные инструкции, в свою очередь, не отвечают на многие вопросы, что уводит участников правовых отношений во внеправовое поле.
Подытожив все вышеописанное, в трех словах о Российской Федерации можно сказать так: Россия является независимым (суверенным) государством, со сложившейся системой экономических и социальных институтов, является конституционным государством, основным документом которого является Конституция Российской Федерации, определяющая все основные аспекты существования, как самого государства, так и проживающего в нем населения.
В настоящий момент РФ переживает кризис во всех сферах своего существования, находится на распутье переходного периода и нуждается в интеллектуальном, профессиональном, жестком и целенаправленном руководстве, задачи которого будет улучшить и довести до действительно нормальных условия жизни населения, поднять «упавшее знамя» Российской Армии, искоренить коррупцию, вывести страну на путь прогрессивного развития и встать в один ряд с наиболее развитыми странами мира, стать их равноправным деловым партнером
1 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Конституционное право России, изд. «Юрист», 1995 г.
2 А.В. Малько, Е.В. Колесников, Конституционное право РФ, изд. «Норма», 2000 г.
3 М.В. Смоленский, Конституционное право РФ, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002 г.
4 М.В. Смоленский, Конституционное право РФ, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002 г.
5 Ришар Ж.-Ф. Двадцать лет спустя. Глобальные проблемы и способы их решения // Россия в глобальной политике. Т. 1. № 2. 2003. С. 164.
6 Там же. С. 164.
7 См.: Сеть и хаос (интервью с М. Кастельсом) // Эксперт. 2003. № 18. С. 75-76.
8 Гленнон М. Совет Безопасности: в чем причина провала? // Россия в глобальной политике. Т. 1. N 3. 2003. С. 118-120.
9 Цит. по: Генри Э. Гитлер над Европой? Гитлер против СССР. М.: ИПЦ "Русский раритет", 2004. С. 82.
10 Бард А., Зодерквист Я. NЕТОКРАТИЯ. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. С. XII.