Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа
В данной работе автор попытался раскрыть все данную проблему конституционно-правовой ответственности, противоречивость положений о ней на основании норм Конституции РФ, иного законодательства РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, с учетом мнений теоретиков конституционного права. Также была сделана попытка прийти к выводам, ответам на дискуссионные вопросы конституционно-правовой ответственности.
Введение.......................................................................................................3
Понятие конституционно-правовой ответственности как вида юридической ответственности, ее место в системе институтов конституционного права.............................................................................5
Особенности конституционно-правовой ответственности, ее отличия от иных видов ответственности.........................................................................................13
Заключение.................................................................................................22
Литература.................................................................................................23
Цели конституционно-правовой ответственности :
1) охрана, обеспечение
нормального порядка
2) следование органов
и должностных лиц, участвующих
в осуществлении публичной
3) предупреждение посягательств
на порядок осуществления
Конституционно-правовая ответственность имеет все признаки других видов юридической ответственности:
1) Связана с мерами государственного принуждения;
2) Наступает вследствие совершения правонарушения, направлена на правонарушителя;
3) Является негативным
последствием личного, организационного
характера для субъекта, совершившего
конституционно-правовой
4) Характер и объём лишений определен в санкциях правовых норм (в данном случае, например, в Конституции РФ);
5) Осуществляется в
Конституционной ответственностью можно считать лишь ту, которая предусмотрена Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов Федерации в интерпретации судебных органов конституционного контроля на федеральном и региональном уровнях в контексте действия общепризнанных принципов и норм международного права.
В широком, обобщенном плане конституционная ответственность представляет собой обусловленную нормами Основного закона необходимость соответствующих субъектов отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения – претерпевать определенные лишения.
Место конституционно-правовой ответственности в системе институтов конституционного права.
Своеобразие и однородность конституционно-правовых отношений по поводу конституционно-правовой ответственности позволяют рассматривать конституционно-правовую ответственность как институт конституционного права. Этот институт является универсальным, поскольку выступает одним из важнейших элементов конституционно-правового статуса почти всех субъектов конституционного права, приобретая различные правовые формы.
Ответственность – это один из элементов, который служит своего рода целью установления конституционно-правового статуса любого субъекта конституционного права и занимает в нем центральное место.
Институт конституционно-правовой ответственности отличается от многих других институтов конституционного права богатством правового содержания. Это связано с тем, что меры, основания, субъекты и механизмы реализации конституционно-правовой ответственности по форме и содержанию крайне разнообразны.
Конституционно-правовая ответственность наряду с конституционным контролем и надзором может быть отнесена к институту правовой охраны конституции.
Особенности конституционно-правовой ответственности
Кроме вышеперечисленных признаков конституционно-правовой ответственности присущи специфические только ей признаки:
Конституционно-правовая ответственность практически не урегулирована законодательством РФ;
Отсутствует регламентация процесса конституционно-правовой ответственности;
Единственная урегулированная нормами Конституции РФ конституционно-правовая ответственность – импичмент Президента РФ. Также в нормах Конституции прописана и процедура импичмента.
В соответствии со статьей 93 Конституции РФ импичментом Президента признается его отставка, отстранение, отрешение от должности Советом Федерации РФ только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Процедурные вопросы, связанные с отрешением Президента РФ от должности, содержатся в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ.
Конституционно-правовая ответственность имеет тесную связь с политической ответственностью субъектов власти (будет описано далее).
Существуют нормативно-правовые акты, которые устанавливают определенные виды деяний и ответственность за них, а также процедурные моменты, связанные с конституционно-правовой ответственностью: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты.
Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции (субъекте юрисдикции). Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности (субъект юрисдикции) не установлена - нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно - инстанция.
Судебный порядок реализации конституционно-правовой ответственности представляется наиболее целесообразным, поскольку востребование суда как независимого и беспристрастного по своей природе и в качестве такового участвующего в решении вопросов о применении мер конституционно-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Более того, внесудебный порядок применения ряда мер конституционно-правовой ответственности послужил основанием для признания Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции законодательных положений, закрепляющих такой порядок. Примером может служить признание не соответствующим Конституции п.1 ст.64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той мере, в какой на его основании избирательная комиссия вправе принимать решение об отмене регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства. По мнению Конституционного Суда РФ, в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, соответствующее решение - как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, - может быть, по смыслу ст.3, 32 и 46 Конституции, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу (постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. N 10-П // СЗ РФ. 2002. N 25).
Отличие конституционно-правовой ответственности от других видов юридической ответственности, их соотношение.
Наиболее сложно отграничить конституционно-правовую ответственность от иных видов юридической ответственности в публично-правовой сфере - административной и уголовной. Вместе с тем, представляет интерес ее соотношение с гражданско-правовой ответственностью.
Конституционно-правовая ответственность в нашей стране наступает на основе норм Конституции РФ и федеральных конституционных законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Заметим, что сейчас уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом. Имеются и особенности в самом закреплении конституционно-правовой ответственности: например, в отличие от других видов юридической ответственности, возможны случаи, когда описана санкция, но не определено основание ответственности, и наоборот.
Так, ст.24 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" без указания конкретных оснований предусматривает, что Правительство РФ вправе отклонить проект соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (СЗ РФ. 1999. N 26).
Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования; уголовной - только физические; административной - физические и юридические лица. Физические лица как субъекты конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.
Основание конституционно-правовой ответственности (конституционный деликт) существенно отличается не только от основания уголовной ответственности (преступления), но и от других правонарушений (деликтов) - административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вместе с тем, основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только не соответствующее нормам конституционного права поведение, но и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных конституционно-правовыми нормами. Так, конституционно-правовая ответственность может возлагаться за деяния других субъектов. Примером здесь служит ответственность кандидатов за действия их уполномоченных лиц в соответствии с подп."в" ч.2 ст.91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В случае установления подкупа избирателей уполномоченным представителем кандидата или зарегистрированного кандидата в отношении последних могут быть применены отказ в регистрации и отмена регистрации соответственно (СЗ РФ. 1999. N 26).
Существует также ответственность политических партий, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, за действия их доверенных лиц, уполномоченных представителей в соответствии с ч. 8 ст. 91 того же ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, может быть отменена Верховным Судом РФ по заявлению Центральной избирательной комиссии РФ, иной политической партии, федеральный список кандидатов который зарегистрирован, в случае установления факта подкупа избирателей доверенным лицом политической партии, ее уполномоченным представителем, в том числе по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Предусмотренные за конституционные деликты меры конституционно-правовой ответственности (конституционно-правовые санкции), далеко не совпадают с наказаниями за преступления и административными наказаниями, установленными за административные правонарушения. Так, лишение прав допускают как уголовное и административное, так и конституционное право (но только основных). Однако в ряде случаев применение уголовных или административных санкций невозможно в силу различных конституционно-правовых иммунитетов (которыми обладают, например, глава государства и парламентарии). Как известно, денежные взыскания (штрафы) являются довольно распространенной мерой ответственности: они используются в гражданском, административном, уголовном и международном праве. Высказана идея об установлении и конституционных штрафов (Колосова Н.М. Оставьте неприкосновенность депутатам Государственной Думы // Независимая газета. 2000. 12 сент.; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 382-383).
Безусловно, штраф, предусмотренный санкциями конституционно-правовых норм, будет оказывать негативное воздействие на лицо, совершившее конституционный деликт, подтверждая упрек государства, и влечь существенные материальные последствия, которые могут сделать крайне невыгодным совершение некоторых деликтов. Однако такая мера не может быть отнесена к числу основных конституционно-правовых санкций, более того, ее отсутствие свидетельствует о том, что законодатель не считает штраф эффективным видом конституционно-правовых санкций.
Принудительный характер юридической ответственности применительно к конституционно-правовой ответственности проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином приравненном к нему публичном (общественном), например, в случае отзыва избирателями должностного лица.
Конечно, такое публичное (общественное) принуждение так же, как и государственное, осуществляется на основе конституционно-правовых норм или при их санкционировании и, как правило, под государственным контролем.
Так, согласно ст.21 Федерального закона "О политических партиях", устав политической партии должен содержать основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (СЗ РФ. 2001. N 29).
Цель принудительной деятельности достигается путем воздействия на политическую, моральную, организационную и имущественную сферу конкретного субъекта конституционно-правовых отношений.
Особенностью конституционно-правовой ответственности является ее ярко выраженный политический характер. Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой, прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности - с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.
Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры - политический характер. Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической. И не всякую меру публично-принудительного воздействия (в том числе организационную), имеющую политическое содержание, можно рассматривать как меру конституционно-правовой ответственности. Иначе границы собственно юридической ответственности безосновательно расширяются, а ее функция стимулирования должного поведения столь же бессмысленно утрачивается.
Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере.
В сферу конституционного права включены также отношения основополагающего характера «государство (публичная власть) – личность», как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими. Вместе с тем недолжные деяния субъектов конституционно-правовых отношений в этой сфере также могут влечь и неблагоприятные последствия политического характера.
Информация о работе Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности