Юридическая характеристика Грамоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, для работы выбрана тема «Жалованная грамота дворянству». В настоящее время имеется большое количество литературы о процессе развития прав дворян, но в ней названный документ рассматривается только как результат борьбы. В настоящей работе будет проанализирован законодательный материал самой Грамоты в связи с историей государства.
Для исследования ставились следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику документа;
- рассмотреть нормативную часть документа по существу.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика Грамоты 4
1.1 История создания 4
1.2 Идеология Грамоты 5
1.3 Язык документа 7
Глава II. Юридическая характеристика Грамоты 9
2.1 Структура 9
2.2 О личных преимуществах дворян 9
2.3 Корпоративные права дворян 12
Заключение 14
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Возникновение документирования.docx

— 54.06 Кб (Скачать документ)

В статьях 21—23 речь идет о праве  дворян распоряжаться своими имениями и порядке их наследования. Этим правом дворяне пользовались давно, грамота лишь подтверждает его.

Смысл статьи 24, имеющей в значительной степени демагогический характер, не совсем ясен. Не понятно, от чьих конкретно  посягательств предусматривается защита дворянских имений: «да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго имение или оное разорять». Главная опасность для дворянских имений всегда исходила от монархов, которые изымали их в пользу государства за плохое несение военной и другой государственной службы, а также за различные злоупотребления по службе6. Особенно часто применял подобные меры Петр I. Статью можно понять таким образом, что впредь самодержавная власть не будет отнимать имения у дворян, если о том не последует решение суда. Однако абсолютных монархов не могли связывать требования законов. Следовательно, содержавшиеся в статье правовые нормы не имели практического значения.

Статья 25 провозглашает буржуазный принцип, согласно которому только суд  может совершенное деяние признать преступлением. Однако этот принцип  действовал только в отношении дворян.

В статьях 26—32 впервые помещикам-дворянам предоставляются широкие возможности  по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах  производства, а также в торговле. Грамота закрепляет то, что давно  уже сложилось фактически. Дворяне-помещики имели свои мануфактуры, фабрики  и заводы в сельской местности, где  выпускалась определенная продукция, которую необходимо было реализовывать  на рынках. Дворянские имения все более  втягивались в товарно-денежные отношения.

Екатерина II считала занятие торговлей  недопустимым и бесславным делом, не совместимым с достоинством благородного дворянина. Раньше, когда дворяне-помещики были заняты службой, подобное занятие  и звание дворянина действительно  взаимоисключались. Все более активно участвуя в хозяйственной деятельности, дворяне неизбежно вовлекались в товарно-денежные отношения, и самодержавие было вынуждено предоставить им определенные права, связанные с этой хозяйственной деятельностью.

Петр I ограничил право помещиков-дворян на недра в их имениях. С ведома Берг-коллегии производить разработку полезных ископаемых могли и другие лица. Фактически недра земли помещичьей оказались под контролем государства. Екатерина II в отменила эти ограничения в манифесте от 28 июня 1782 г., указав, что право собственности распространяется на все произведения земли как на поверхности, так и в ее недрах. Каждый собственник мог добывать в своих землях металлы и минералы и обрабатывать их. Жалованная грамота закрепляет это право дворян в ст. 33.

Также Петр I ввел существенные ограничения  прав владельцев на леса, растущие на их землях, разрешив для государственных  нужд рубить во всех лесах всякое дерево, не платя за то ничего владельцу  леса. Некоторые леса и породы деревьев объявлялись заповедными. Только для  нужд государства могли использоваться определенные породы деревьев. Екатерина II указом от 22 сентября 1782 г. отменила прежние  ограничения, предписав предоставить в полную собственность владельцев имений все леса, растущие в дачах  помещиков, хотя бы они были до сего времени объявлены заповедными. Жалованная грамота подтверждает это  право в ст. 34.

Статьи 35—36 закрепляют освобождение дворян от податей и повинностей, связанных с военными и другими  постоями в жилых домах. Этими  привилегиями дворяне фактически пользовались и ранее, но в грамоте они были более конкретно сформулированы: «по деревням помещичий дом имеет  быть свободен от постоя» и «благородный самолично изъемлется от личных податей».

В итоге, если вольность и свобода  по Манифесту 1762 г. Понимались как право не служить, то по Жалованной грамоте 1785г., она выражалась в общей привилегированности, слагавшейся в сословную изъятость дворянства от действия общих законов, в том числе и уголовных.

2.3 Корпоративные права дворян

Естественно, что только с освобождением  дворян от обязательной службы вопрос о его местном самоуправлении мог быть поставлен и разрешен законодательством. Этим и занялась Императрица Екатерина Великая  в главах «Б», «В» и «Г».

В статьях 37—56 предоставляются большие  права дворянским собраниям и  одновременно на местных должностных  лиц (губернаторов, генерал-губернаторов, государевых наместников) возлагается  тщательный контроль за их деятельностью.

Екатерина II, опираясь на лично преданных  ей наместников из числа высших сановников, проводила в жизнь идею децентрализации  государственного управления. Павел I стремился к централизации управления — он упразднил институт наместников  и предпринимал меры по ограничению  прав местных дворянских корпораций, предоставленных им грамотой. В документе  читаем: «Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той  губернии, где жительство имеют, и  составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами». Дворянство собирается в губернии по «позыву и дозволению» генерала-губернатора или губернатора как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора или губернатора, каждые три года в зимнее время.

Собранию дворянства в наместничестве дозволялось избрать губернского  предводителя и для этого «…всякие три года представить из уездных  дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и, которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем  дворянства той губернии».

Уездный предводитель дворянства выбирался  дворянством того уезда чрез каждые три года по балам.

В Верхний земский суд было необходимо выбрать десять заседателей и  двух заседателей совестного суда дворянством  тех уездов, «кои составляют подсудное  ведомство того верхнего земского суда чрез всякие три года и представляются от онаго правителю или губернатору, когда генерала-губернатора на месте нет; и буде за ними нет явнаго порока, то государев наместник или в небытность его правитель наместничества подтверждает дворянской выбор».

Десять заседателей (верхнего земского суда и заседатели совестного суда, уездного суда и нижнего земского суда) выбираются чрез каждые три года дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство…» того суда, из дворян на месте живущих, или на тех, кои в дворянском списке той  губернии написаны.

Уездный или окружной судья и  земский исправник или капитан  выбираются дворянством через три  года и представляются от него правителю; «… и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».     Заседатели уездного суда и дворянские заседатели нижнего земского суда выбираются дворянством через три года и представляются правителю; «…и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».

Собранию дворянства дозволялось  представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах, делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.

Собранию дворянства в каждом наместничестве разрешалось в губернском городе иметь дом для собраний а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря и стряпчего.

Провозглашалось: «Да не взыщется на дворянстве вообще личное преступление дворянина».

В Статье 57 содержится важная гарантия, которую не могли иметь собрания других сословий: «Собрание дворянства ни в каком случае не подлежит страже». В конце XVIII в. самодержавие доверяло дворянству, считая его своей прочной опорой7.

В статьях 58—61 устанавливается порядок  рассмотрения в верхних земских  судах апелляций на уездные суды, дворянские опеки, нижние земские суды. Предусматривается порядок организации  и деятельности опек для дворянских вдов и малолетних. В формировании этих учреждений также принимали  участие дворянские собрания.

Статьи 62—64 содержат явное ограничение  прав малоимущего дворянства, а также  дворян, которые никогда не служили  либо служба которых не была достаточно успешной: «Собранию дворянства запрещается избирать для тех должностей, кои по силе учреждений выбором наполняются, дворянина, которого доход с деревень ниже ста рублей составляет, и которой моложе двадцати пяти лет» который сам не владеет деревней (ему разрешалось присутствовать, но голоса не давали).

Из статьи 65 не совсем ясно, необходимо ли для исключения из дворянского  собрания привлечение дворянина  к суду. Возможно, что достаточно дурной славы среди соседей.

Статьи 66—71 регламентируют порядок  составления дворянских родословных  книг. Законодатель связывает с этим приобретение дворянских привилегий.

В статьях 72—92 подробно регламентируется порядок оформления дворянских родословных  книг на местах. Для включения в  эти книги, записи в которых являлись юридическим основанием признания  действительности дворянского звания, требовались доказательства — примерный  перечень их приводится в соответствующих  статьях. В ст. 92 цитируется предшествующее законодательство о служилых людях, в частности Указ об отмене местничества 1682 года.

Таким образом, можно заключить, что  в Грамоте(гл. «Б») дворянство каждой губернии окончательно признано юридическим лицом – «местным обществом»(ст.37). В качестве такового оно формирует органы управления, создает «складочный» капитал, имеет свою печать, представительство в суде и другие необходимые права. Более того, оно является «закрытым» в отношении членства в нем, так в главах «В» и «Г» законодателем установлены жесткие ограничения на вступление в корпорацию благородных.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства сводил в стройную систему все привилегии дворянства, данные ему до того времени и закреплявшие его господствующее положение в политике и хозяйстве.

В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими  сословиями - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений. Дворяне могли организовывать мануфактуры, заниматься промышленным производством  и торговлей, освобождались от постоя войск.

Впервые предоставлялось право  организации дворянских собраний в  наместничествах, губерниях и уездах. Главным смыслом их деятельности было закрепление и отстаивание  дворянских привилегий на местном уровне, решение возникающих споров и  т. п. Выборность в состав руководящих  структур дворянских собраний была ограничена для избираемых возрастом (не младше 25 лет) и состоянием (доход с деревень не мог быть ниже 100 руб.).

Кроме того, значение Грамоты, опубликованной в день рождения Императрицы было в том, что в ней юридически закреплены механизмы реализации дарованных прав. В том числе и по этой причине ее нормы действовали до 1917 г.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

 

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты  целостного анализа. М., 2001.С.444.

Филиппов А.Н. История  русского права. Конспект лекций для  слушателей автора. Типография Общества распространения полезных книг: в  IIч., ЧI.,издание 5.,М.,1905. С.194.

Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии, в 9т./ Под общей ред. О.И. Чистякова. Т.V: Законодательство периода расцвета абсолютизма./ Отв. ред. Е.И. Индова. М., 1987. С.22. 

Энциклопедия по Отечественной  истории России с древнейших времен до 1917. Т II. М.,1996.С.165.

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в./Под ред. Академика  Б.А. Рыбакова.М.,1983.С.403.

Пушкарев С.Г. Обзор русской  истории. Минск,2006.С.269-270.

Корф С.А. Дворянство и  его сословное управление за столетие 1762 – 1855гг.СПб.1906.С.86.  

 

1 Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа. М., 2001.С.444.

2 Филиппов А.Н. История русского права. Конспект лекций для слушателей автора. Типография Общества распространения полезных книг: в IIч., ЧI.,издание 5.,М.,1905. С.194.

3 Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии, в 9т./ Под общей ред. О.И. Чистякова. Т.V: Законодательство периода расцвета абсолютизма./ Отв. ред. Е.И. Индова. М., 1987. С.22. 

4 Энциклопедия по Отечественной истории России с древнейших времен до 1917. Т II. М.,1996.С.165.

5 История СССР с древнейших времен до конца XVIII в./Под ред. Академика Б.А. Рыбакова.М.,1983.С.403.

6 Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Минск,2006.С.269-270.

7 Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 – 1855гг.СПб.1906.С.86.

 


Информация о работе Юридическая характеристика Грамоты