Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:17, контрольная работа
Первые очаги цивилизации в Древнем Китае начали возникать во втором тысячелетии до н. э., в долине реки Хуанхэ на базе родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, замены родовой общины соседской, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой аристократии: правитель — ван и его приближенные, родственники и чиновники высшего ранга.
Введение
3
1 Государственный строй Древнего Китая
6
2 Право Древнего Китая. Реформы Шан-Яна
14
Заключение
21
Библиографический список
24
В циньско-ханьском
Китае складываются централизованные
деспотические империи. Победу централизации
в Древнем Китае можно
«Власть — это то, чем располагает лишь правитель», — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.
Шан Ян в
4 веке до н.э. провел серию реформ, которые
привели к централизации царства Цинь
и его последующему усилению, завершившемуся
созданием Циньской империи. На основании
этих реформ была разрешена свободная
купля-продажа земли, введен налог на землю,
который взимался с каждого землевладельца
в зависимости от размеров его земельного
владения. С налогом на землю было введено
четкое административно-
Политика
легистов в царстве Цинь нанесла
сильный удар главному противнику централизации
— потомственной титулованной аристократии.
По новому положению о рангах знатности
они присваивались не в связи
с аристократическим
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба». В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
По сравнению
с государственным аппаратом
других древневосточных государств
этот аппарат отличался и
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в 7—4 вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — «левый» и «правый»). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем
вместе с усложнением функций
государственного аппарата стала больше
разграничиваться деятельность отдельных
ведомств, но это был длительный
и незавершенный в Древнем
Китае процесс. Командующим армией,
например, считался сам император, но
положение канцлера как первого
помощника и главы
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — «трех гуннов».
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли «министра образования».
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства
Сельского хозяйства был
Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (7-6 вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи3.
2 ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ. РЕФОРМЫ ШАН-ЯНА
Право Древнего Китая знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.
В начале
династии Чжоу проводилась важная земельная
реформа. Царь в своих интересах
ввел систему колодезных полей, каждая
община имела девять полей, участков,
квадратов. Восемь полей находились
в частном пользовании
Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с 6 до 3 вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.
За преступления
осужденных приговаривали к различным
видам наказания, включая смертную
казнь. Существовал выкуп за наказание.
Избежать клеймения можно было, уплатив
вану сто хуаней (примерно 2 килограмма
меди) за ногу, за нос -200 хуаней, за оскорбление
-600, за смертную казнь - одну тысячу. Такой
откуп за наказание был в интересах
богатых подданных. Смертная казнь
была простая (обезглавливание) и квалифицированная.
Ко второй относились сожжение, повешение,
четвертование, закапывание живьем
в землю. Виды наказаний: отрезание
носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание
глаз. Такие наказания множили
число инвалидов, но, судя по всему,
преступность не исчезала. Система
наказания знала укрывательство
и недоносительство. Виновного рубили
пополам. Жестокие и мучительные
наказания соответствовали
Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).
Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (5 в. до н. э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в 10 веке до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов — дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их».
Появление
писаных законов в Китае
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в 5—3 вв. до н.э.», было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже 5—4 вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в 3 — 2 вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление
писаных законов не могло изменить
свойственный всему древнему праву
Китая порядок, при котором непосредственному
приказу вышестоящего лица, вплоть
до правителя, или правилам нравственности,
возведенным в ранг общепринятых
установлений Конфуцием или его
последователями, отводилось главное
место в регулировании
Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.
Крупным реформатором Китая эпохи династии Цинь являлся Шан-Ян (390-338 гг. до н. э.). Его преобразования были следствием социально-экономического развития страны. Изготовление железных орудий в широких масштабах повысило производительность труда, все чаще стал применяться наемный труд, частная собственность стала ведущей. Вместе с тем рабский труд по-прежнему занимал видное место. Сложная обстановка требовала создания более централизованной власти.
Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.