Государство и право России в начале XX в. (1900 – 1917 г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:39, лекция

Краткое описание

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование. Статья 1 основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти Не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента.

Прикрепленные файлы: 1 файл

IGiPR_Semigar_9.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

Данная конституция не страдала радикализмом и не была столь  последовательна в выражении  демократических начал, как, скажем конституции США и Франции. Но надо учитывать, что та конституция  принималась в экстремальных  условиях и выражала тот компромисс между новым и старым государственным  порядком, который был в России в то время единственно возможным. Не смотря на все свое несовершенство, или лучше сказать свою незрелость, конституция России 23 апреля 1906 г. достаточно ярко знаменовала переход государства  от самодержавного к конституционному управлению. Именно ей в первую очередь российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться.

Важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности  явился акт Временного правительства  от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой. Однако первая Конституция России как Основной Закон в подлинном смысле этого  слова была принята только после  Октябрьской революции 1917 года.


Окончательное законодательное закрепление  правовое положение Государственной  Думы получило в 1906 г., после выхода в свет Основных законов Российской империи.

Обсуждение проекта Основных государственных  законов происходило на совещании  высших сановников империи в Царском  Селе с 7 по 12 апреля 1906г. Основные государственные  законы закрепили за императором  огромные полномочия. Его особа являлась священной и неприкосновенной, ему принадлежал почин по всем предметам законодательства, включая исключительное право на пересмотр Основных законов, император был верховным руководителем всех внешних сношений российского государства и державным вождем армии и флота.

В Основных законах конкретизировались "незыблемые основы гражданских  свобод", дарованные манифестом 17 октября. Провозглашалась неприкосновенность жилища, каждый российский подданный  имел право свободно избирать место  жительства и беспрепятственно выезжать за границу. Каждый подданный имел право устраивать собрания, устно и письменно высказывать свое мнение и распространять его посредством печати или иными способами. Разрешалось образовывать общества и союзы в целях не противоречащих законам. Провозглашалась свобода совести.

Итак, Основные законы Российской империи  законодательно оформили первое представительное учреждение парламентского типа (в  новейшем понимании этого термина). Оно получило название - Государственная  дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).

Порядок выборов в первую Думу определялся  в законе о выборах, изданном в  декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил "Свод основных государственных законов", который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем.

Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в "Свод основных государственных законов" был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Государственному Совету и Государственной  Думе предоставлялось право обращаться к Министрам и прочим должностным  лицам, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с различного рода запросами по поводу интересующих депутатов действий, которые представлялись им незакономерными.

Законодательные предположения рассматривались  в Государственной Думе и, по одобрении  ею, поступали в Государственный  Совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматривались в Совете и, по одобрении им, поступали в Думу. Законопроекты, прошедшие через обе палаты, представлялись царю Председателем Государственного Совета.

Государственная Дума могла, для предварительной  разработки подлежащих её рассмотрению дел, образовывать из своей среды, Отделы и Комиссии. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливались самой Думой.

Законопроекты либо вносились в  Думу министрами либо прочими высшими  сановниками империи, либо Комиссиями, образованными из Членов Думы (ст. б7), либо же поступали в Думу из Государственного Совета (ст. 49)

Первая Дума просуществовала с  апреля по июль 1906 года. Состоялась всего  одна сессия. Председателем первой Думы был избран кадет С.А. Муромцев, профессор Петербургского университета. Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой.

Большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным  проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей.

1.2 Государственный  Совет и его полномочия. 

 

Впервые замысел учреждения Государственного совета возник еще при императоре Александре I в условиях подготовки больших преобразований. В основу тогдашних конституционных проектов, подготовленных Михаилом Сперанским, был положен принцип разделения властей: законодательные полномочия предполагалось передать новому выборному органу - Государственной Думе, исполнительные - министерствам, судебные - сенату. В результате последовательного проведения такой реформы император при сохранении за ним широких и реальных властных прерогатив стал бы фактически конституционным монархом, а связующим органом между главой государства и обособленными ветвями власти и призван был послужить Государственный совет Российской империи - своего рода русский аналог палаты лордов, формируемый из лиц, назначаемых главой государства. Впрочем, в итоге получилось совсем не то, что задумывалось. В эпоху реформ Александра II предпринимались неоднократные попытки создания выборного законосовещательного представительства двухпалатного типа и придания именно Государственному совету функций верхней палаты, состоящей из членов, как по назначению, так и по выборам. Но ни один из подобных замыслов не был реализован.

В то же время сфера  компетенции Государственного совета расширялась за счет функций, часто  исполняемых при конституционных  режимах парламентскими учреждениями. Он предварительно рассматривал вопросы об объявлении той или иной части империи на чрезвычайном положении, об объявлении войны и заключении мира, а также важнейшие финансовые дела: годовую роспись доходов и расходов, сметы министерств, выдачу ведомствам сверхсметных кредитов, отчеты о государственных доходах и расходах, введение новых сборов и налогов и др. Лишь в 1906 г., с созданием Государственной Думы, Государственный совет претерпел наконец существенную реформу: он был превращен в верхнюю законодательную палату парламента.

Государственный Совет  являлся государственным органом, в котором обсуждались законодательные предположения, восходящие к верховной самодержавной власти по силе Основных Государственных Законов. В Государственном Совете имелись специальные Департаменты и Особые Присутствия для рассмотрения особых дел.

Государственный Совет  образовывался из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам, причем общее число Членов Государственного Совета, призываемых по назначению, не должно было превышать общего числа Членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете Членов по Высочайшему назначению мог быть пополняем из числа как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по Высочайшему назначению увольнялись только по их о том просьбам.

Состав Членов Совета по выборам мог быть заменен новым  составом до истечения срока полномочий (ст. 18) по указу царя. Им же назначались и новые выборы Членов Совета. Члены Государственного Совета по выборам избирались: 1) от духовенства Православной Российской Церкви; 2) от Губернских Земских Собраний; 3) от Дворянских обществ; 4) от Императорской Академии Наук и Императорских Российских Университетов; 5) от Совета Торговли и Мануфактур, Московского его отделения, местных Комитетов Торговли и Мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ, и 6) от населения Великого Княжества Финляндского.

Законопроекты поступали в Государственный  Совет из Государственной Думы. Законопроекты, составленные по почину Государственного Совета, вносились в Совет либо Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными из Членов Государственного Совета (ст. 56).

Государственный Совет, как и Дума, могла обращаться к  Министрам и Главноуправляющим  отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых  им дел. Министры и Главноуправляющие  должны быть выслушаны в собрании Государственного Совета каждый раз, когда они о том заявят. Государственный Совет мог обращаться к тем же высшим должностным лицам также с запросами по поводу действий, представляемых депутатам незакономерными (ст.57-59).

Об отмене или изменении  действующего или издании нового закона Члены Государственного Совета подавали письменное заявление Председателю Государственного Совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен был быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к проекту запиской. Если Государственный Совет разделял изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывался и вносился в Государственный Совет соответствующим должностным лицом. В случае отказа этого лица от составления такого законопроекта, Государственным Советом мог быть образована для его выработки Комиссия из своей среды.

Структура Совета была такова: Общее собрание, два Особых присутствия (одно - по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, другое - для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения Департаментов Правительствующего Сената) и два номерных Департамента (в компетенцию 1 Департамента входили разнообразные дела, в частности, о привлечении к ответственности высших должностных лиц, об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и пр.; во 2 Департаменте рассматривался кассовый отчет Министерства финансов, годовые отчеты Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и др.).

Итак, Государственный  Совет – высшая палата российского  парламента – за свою короткую историю  так и не смог оправдать возложенных на него надежд – стать оплотом демократизации общественной жизни страны.

 

3. Аграрная реформа П.  А. Столыпина и её законодательное  оформление.

Наиболее заметный след в  истории России оставили знаменитые аграрные реформы Столыпина. Аграрный кризис начала XX в. и крестьянские выступления  накануне и в годы первой российской революции со всей определенностью  заявили о неотложности решения  аграрного вопроса. Вместе с тем  согласия среди различных политических сил в способах достижения этой цели не было, более того, их взгляды часто  оказывались диаметрально противоположными.

Столыпин поддержал позицию, обозначенную в XIX в. Валуевым, Барятинским, а в начале XX в. Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины. Он был убежден в том, что "нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей. Искусственное в том отношении оскопление нашего крестьянства, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах".

Указом 9 ноября 1906 г., принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. Как  закон он стал действовать, пройдя через  обсуждение в III Государственной думе, только с 14 июня 1910 г. Столыпин не был  сторонником насильственной ломки  общины. Он никогда не требовал всеобщей унификации форм землепользования и  землевладения. Разъясняя позицию  правительства по аграрному вопросу  в Государственной думе 10 мая 1907 г., он подчеркнул: "Пусть собственность  эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет  подворная там, где община уже  не жизненна, но пусть она будет  крепкая, пусть наследственная". Насильственные меры предполагались в  тех случаях, когда община препятствовала выходу крестьян, что было весьма распространено. И.Я. Архипов, В.Ф.Блохин «История России в портретах» том 1. - С. 344-346

Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное  укрепление наделов, а затем выход  на отруба и хутора. Была снята семейная форма собственности на землю, надел  стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного  севооборота в целях недопущения  излишней концентрации земли в одних  руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли  не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. По разным губерниям этот надел колебался  от 12 до 18 десятин. С июля 1912 г. была разрешена  выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные  формы кредита - агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного.

Информация о работе Государство и право России в начале XX в. (1900 – 1917 г.г.)