Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:38, курсовая работа
Актуальность обозначенной темы в значительной мере обусловлена тем, что практически вся деятельность людей, их различных объединений, всего общества регулируется нормами права, несоблюдение которых в свою очередь влечет ответственность. Эти нормы поведения касаются и обязательны для исполнения каждым, кого они затрагивают. Правовые нормы и ответственность за их неисполнение устанавливаются и регулируются государством. Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы
3. Государственное принуждение
есть воздействие в виде
4. Основаниями применения
5. Государственное принуждение выражается в форме различных право ограничений. Правовые ограничения – это установленные юридические границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это исключение определенных возможностей. Реализация государственного принуждения неизбежно влечет ограничение личной свободы в общественных интересах. Правоограничения, выражающие государственное принуждение, разнообразны и тесно взаимосвязаны друг с другом. В зависимости от свойства применяемых мер правоограничения могут быть личного, экономического или организационного характера.
6. Государственное принуждение
применяется для достижения
7. Осуществляется специальным
8. Реализация государственного
принуждения требует не только
его ограничения правом, но и
обеспечения специальными
Выделенные выше признаки государственного принуждения позволяют сформулировать его понятие. Государственное принуждение – это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воз-действии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка9.
Предупреждение как правовая форма государственного принуждения в основном свойственна административному праву и применяется компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений в сфере общественной безопасности и прав личности, предупреждения возможного причинения обществу необратимого вреда.
Основанием применения принудительных мер предупреждения, как правило, служат презумпции, т.е. юридические предположения о возможности общественно вредного поведения определенных субъектов. Данные предположения, справедливо отмечает В.Д. Ардашкин, не есть чисто произвольные, субъективные решения. Они базируются на длительных наблюдениях жизненной практики, обобщенных законодательством и юридической наукой, поэтому отличаются высокой степенью вероятности. При наличии необходимых юридических фактов компетентные государственные органы вынуждены предпринимать соответствующие меры предосторожности, чтобы предотвратить причинение обществу необратимого ущерба10. К примеру, если лицо, получившее право на хранение огнестрельного оружия и имеющее его у себя, заболело психическим заболеванием, либо осуждено за совершение умышленного преступления, то в этих случаях разрешение на хранение оружия у него будет аннулировано, а оружие изъято с возмещением его стоимости после комиссионной продажи.
В превентивных мерах проявляются государственная предусмотрительность, стремление предупредить опасные ситуации при вероятности (презумпции) их наступления. Их применение предупреждает возможное (вероятное) наступление вредных последствий, к примеру, при несоблюдении дополнительно установленных ограничений, при наступлении определенных обстоятельств, представляющих угрозу для окружающих.
Применение этих мер направлено на охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности. Их применением устраняются выявленные противоправные действия, предупреждается наступление вредных последствий, обеспечивается защита от источника повышенной опасности и т.п.
Их отличительной особенностью является то, что применяться они могут не только к лицам, совершающим правонарушение, либо к лицам, склонным к совершению ( как правило, ранее совершавшим) правонарушения, но даже к лицам, хотя и не совершившим противоправных действий, но оказавшихся, например, на месте (в районе) чрезвычайной ситуации.
Вопрос о выделении пресечения как самостоятельной правовой формы государственного принуждения является дискуссионным в общетеоретической литературе. Одни авторы считают, что такие меры в системе государственного принуждения не существуют; другие рассматривают меры, относящиеся к данной правовой форме государственного принуждения, в составе мер защиты. Третьи безоговорочно признают наличие данной правовой формы государственного принуждения, но по-разному характеризуют меры, входящие в ее состав.
В отраслевой литературе проблема мер пресечения также решается по-разному. Н.С. Маленин даже не применяет термин «мера пресечения», считая, что для хозяйственного, гражданского, семейного, трудового, административного права характерны санкции лишь двух видов: одни из них представляют меры ответственности, другие – меры защиты правопорядка и субъективных прав. Д.Н. Бахрах, признавая существование в рамках правового принуждения в целом, и в административном праве, в частности, мер пресечения, в число мер административного пресечения включает меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях (меры предупреждения и пресечения)11.
Пресечение как правовая форма государственного принуждения существует во многих отраслях права, хотя в основном оно распространено в сфере административно-правового регулирования. При этом черты, свойственные административному пресечению, по существу являются общими и для системы права в целом.
Пресечение – особая (и самостоятельная) правовая форма государственного принуждения, суть которой в том, чтобы пресечь, т.е. прекратить, наличное, возникшее или длящееся противоправное деяние (правонарушение). В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления; противоправные действия, как физических, так и юридических лиц12.
Поскольку меры пресечения применяются для предупреждения, пресечения правонарушения, и правонарушение в этом случае отсутствует, то нет и цели наказания виновного13.
К числу наиболее важных выработанных в общей теории права положений, характеризующих меры пресечения, по мнению Каплунова, следует отнести следующие. Для приведение в действие мер пресечения установления вины не требуется, кроме того, они могут применяться и для прекращения объективно-правовых деяний, совершаемых невменяемыми, душевнобольными лицами.
При применении мер пресечения установление состава правонарушения не требуется. В некоторых случаях, отмечает В.Т. Бзылев, обстановка диктует необходимость применения принудительных мер «механического характера». Они лишают субъекта или существенно ограничивают его в физической возможности проявления своей антиобщественной активности, носят характер «тактических действий» и направлены на немедленное восстановление нарушенного правового состояния.
У пресечения как самостоятельной правовой формы государственного принуждения свои особые задачи и функции, которые подчинены целям прекращения начавшегося и еще не оконченного противоправного поведения. Решением этой цели и ограничивается назначение пресечения14.
Правовосстановление как правовая форма государственного принуждения выступает в качестве способа защиты субъективных прав физических и юридических лиц и обеспечивает эквивалентное восстановление нарушенного субъективного права. Входящие в состав данной правовой формы государственного принуждения правовосстановительные меры – это принудительные акции, используемые в случае невыполнения юридических обязанностей, нарушения субъективных прав. Их главное назначение – восстановление нормальных связей и отношений, восстановление нарушенного субъективного права. Принудительный характер правовосстановительных мер заключается в том, что подавляется собственная воля субъекта, и он вынужден против своей воли осуществлять навязанный вариант поведения, указанный в норме права.
Входящие состав данной правовой формы принуждения меры выполняют восстановительную или компенсационную функцию. Восстановление и компенсация, как представляется, имеют не родовые, а видовые отличия и вполне могут рассматриваться в качестве самостоятельных видов правовосстановления, составляющих одну из основных правовых форм государственного принуждения.
От пресечения правовосстановление отличается прежде всего тем, что меры пресечения используются для прекращения правонарушения, совершаемого в данный момент, а восстановительные меры обеспечивают возмещение уже причиненного ранее ущерба.
От мер юридической ответственности их отличает то, что они прежде всего служат делу восстановления нарушенного имущественного равновесия субъектов права. При реализации восстановительных санкций не имеют значения субъективные факторы, приведшие к причинению вреда. Такого рода санкции носят не только восстановительный, но и наказательно-воспитательный характер и назначаются за небезупречное (виновное) противоправное поведение.
В общей теории права к отличительным признакам правовосстановительных мер относят следующие:
В рамках правовосстановления посредством принудительного исполнения обязанности одной стороной правоотношения обеспечивается реализация субъективного права другой стороны15.
Юридическая ответственность как правовая форма государственного принуждения – это реакция государства и его органов на противоправное и наказуемое деяние (правонарушение). Она выражается в применении к виновному субъекту мер юридической ответственности (наказание, взыскание). Наказание – это претерпевание наказанным лицом соответствующих ограничений прав материального, правового или личного характера.
Наказание характеризует юридическую ответственность, но только к нему не сводится. Наказанию предшествует обязанность претерпеть факт осуждения, а после отбывания наказания следует состояние наказанности16. Меры юридической ответственности в отличие от мер присечения и правовосстановительных мер преследуют более глубокую, «стратегическую» цель – нравственно – психологическое преобразование сознания правонарушителя.
Юридическую ответственность в юридической литературе рассматривают в двух аспектах: позитивном и ретроспективном.
В позитивном смысле под юридической ответственностью понимается осознание субъектом права своего долга перед обществом, коллективами, социальными группами. Такую ответственность соответствующий субъект возлагает на себя как бы за будущие результаты своего правомерного поведения. Речь идет о дополнительных, активных усилиях, нагрузках в тех или иных областях жизнедеятельности людей, которые ведут к определенным позитивным результатам. За успех взятой на себя миссии и конечные результаты индивид и берет на себя указанную ответственность.
Функционирование ретроспективной юридической ответственности всегда связано с совершением правонарушения и означает, что правонарушитель подвергается воздействию установленных мер государственного принуждения17.
В современном законодательстве Российской Федерации - в частности, в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. - понятие юридической ответственности трактуется именно как ретроспективная. Так, ст.54 Конституции провозглашает, что "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", а также что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением18" и т.п.
Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим “правом” и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность, осознание неизбежности, неотвратимости ее наступления.