Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:38, курсовая работа
Актуальность обозначенной темы в значительной мере обусловлена тем, что практически вся деятельность людей, их различных объединений, всего общества регулируется нормами права, несоблюдение которых в свою очередь влечет ответственность. Эти нормы поведения касаются и обязательны для исполнения каждым, кого они затрагивают. Правовые нормы и ответственность за их неисполнение устанавливаются и регулируются государством. Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, то есть того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. История государственного принуждения связана непосредственно с развитием и усложнением общественной системы. Еще до появления первых государств в период первобытнообщинного строя люди осознавали необходимость поддержания порядка в племени для стабильного существования. Уже в тот период начали зарождаться морально-этические нормы, и это благоприятствовало развитию и дальнейшему совершенствованию человеческого интеллекта. Возникали отношения между людьми, следовательно можно говорить о зарождении общества, как постоянной совокупности людей, наделенных волей и сознанием, имеющих общие интересы стремящихся к достижению единых целей.
Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В период всеобщего равенства члены племени могли руководствоваться лишь обычаями, передававшимися из поколения в поколение и табу. Все функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управление. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения. Принуждение исходило от самих членов племени и отражало взгляды на «плохое и хорошее» людей того времени, и было призвано защитить их благополучие от поступков деструктивных сородичей, угрожавших выживанию всего рода. Из-за дефицита добытых продуктов питания меры принуждения были немногочисленны, существовало наложение обязанностей провинившимся, но в особых случаях (убийство, нанесение тяжелых травм соплеменнику) их убивали или изгоняли из племени1.
Разложение родового строя, общественное разделение труда, появление частной собственности и другие социально-экономические явления привели к глубокой социальной дифференциации. Разнородное общество не могло существовать без специальных институтов, которые бы закрепили не только начинающуюся дифференциацию, но и привели бы к компромиссу различные социальные группы. Социального принуждения, не поддерживаемого государством, стало недостаточно.2Возникла особая публичная власть, обладающая аппаратом принуждения – государством и правовыми нормами, обеспеченными государственным принуждением.
Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса3. Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и оба эти процесса имеют общие исторические параллели.
Главными целями государства было поддержание стабильности социального порядка, сохранение целостности и социальной структуры, и для этого оно иногда прибегало к такой форме принуждения как насилие для подавления волнения масс. Первые законы государств закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограниченные права низших эксплуатируемых слоев населения. Хотя еще не существовало таких понятий как преступление и законность, меры принуждения носили общепризнанный характер, так как созданные законы отвечали моральным и политическим принципам населения того времени. Большую роль в становлении новых правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Меры принуждения предусматривали наказание или восстановление нарушенных прав. Широкая практика суровых мер наказания (закабаление за долги, различные виды казней и членовредительства) говорят о не гуманностии незаинтересованности в улучшении человеческой жизни властей рабовладельческих и феодальных государств. Однако, в это время, было создано публичное и частное право, касающееся различных сфер жизни общества (гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное, семейное право и прочие), также сформировалась система правоохранительных органов для надзора за соблюдением изданных законов и выполнения карательных функций4. С переходом в эпоху капитализма во главу угла был поставлен человек с его ценностями и свободами. Меры принуждение стало применяться в строгих рамках законности, сделалось гуманным и оптимально эффективным. Изменились меры физического воздействия, в связи с тем что одним из важнейших свойств правовых норм стала способность ограничивать человеческую свободу. Впоследствии с развитием социальных институтов и становления государства принуждение, как орудие управления обществом сохранило свою значимость и приобрело официальный, закрепленный в законодательстве характер. Прежде всего не как оружие защиты правящей верхушки направленное против масс населения, а как инструмент обеспечения нормальной жизнедеятельности этого населения, общества, безопасности государственного строя.
Таким образом, государственное принуждении в своем развитии прошло долгий путь, став неотъемлемой частью права и атрибутом государства. Сами по себе правовые нормы не могут осуществляться если они не обеспечены взаимной волей всех субъектов права, что не представляется возможных, т. к. всегда были те кто не согласен со своими обязанностями и условиями жизни. Поэтому появление института принуждения обусловлено подавлением этого несогласия, чтобы заставить людей действовать в соответствии с возлагаемыми на них требованиями.
Правовое санкционирование осуществляется посредством различных способов, таковыми являются поощрение и иные стимулы, убеждение, пропаганда, но наиболее жестким, ранимым для человека и в то же время необходимым средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения.
Понятие «принуждение»
широко используется многими
науками: философией, социологией, политологией,
психологией, в том числе и
юридическими науками, что обусловило
исследование этого понятия с
различных сторон. С точки зрения
общесоциологического подхода, принуждение
– это способ воздействия на
поведение человека с целью
подчинения его воле
По своей сути государственное принуждение – довольно жесткое средство социального воздействия, оно направлено на обеспечение воли государства, которое, в свою очередь, должно отражать и защищать интересы всего общества и отдельных его индивидуумов. Государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную силу, выражает ее, и потому в таком качестве государственное принуждение является средством организации общества. Принуждение представляет собой двустороннее явление, которое характеризуется, с одной стороны, с позиций уполномоченных государственных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения, с другой стороны, с позиций субъекта, к которому применяется принуждение.5
С точки зрения философского подхода и с учетом норм русского языка, принуждение можно определить, как процесс снятия индивидуальной воли посредством внешнего воздействия, направленного на то, чтобы заставить индивида делать что-либо или воздержаться от каких-либо действий.
С точки зрения психологии, принуждение – это внешнее воздействие на сознание (волю) и поведение принуждаемого лица вопреки его воли и желанию. Надобность в нем возникает при противоречивости стремлений двух субъектов, из которых один предписывает выполнение своего требования другому. Принуждение представляет собой метод воздействия, который обеспечивает совершение действий людьми вопреки их воли, в интересах принуждающего.6
В юридической литературе – общетеоретической и отраслевой – государственное принуждение традиционно рассматривается в сочетании с убеждением прежде всего в качестве одного из методов государственного руководства обществом, метода государственного управления, средства организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле. Под методами в данном случае понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы, с помощью которых достигается подчинение воли подвластных воле субъекта государственной власти.
Если волевое поведение индивида характеризуется игнорированием правовых требований и даже убежденно отрицательным отношением к ним, то для того, чтобы «навязать» государственную волю, необходимо прибегнуть уже к тем формам, с помощью которых можно преодолеть негативное отношение и добиться повиновения7.
В справочнике по теории государства и права даётся следующее определение государственному принуждению. Это осуществляемое организованно, персонифицировано и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении8.
Отсутствие в юридической науке общепринятого понятия принуждения в праве, а также государственного, принуждения как вида социального принуждения породило многочисленные споры об их понятии и объеме.
Постановка проблемы определения понятия «государственное принуждение» предполагает ответ на вопрос о его признаках. Опираясь на теоретические достижения юридической науки, можно выделить следующие отличительные признаки государственного принуждения.
1. Государственное принуждение
является составляющим
2. Государственное принуждение
основывается на праве. В правовые
формы облекаются меры