Личностный и языковой стиль радиоведущего (на примере радиокомпании БГТРК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:34, дипломная работа

Краткое описание

Стремительное проникновение телевидения и радио в жизнь людей привело к тому, что сегодня трудно представить нашу жизнь без телевизора и радиоприемника. Именно через средства массовой коммуникации происходит «включение» человека в пространство современности.
Рост влияния средств массовой коммуникации на все стороны жизни современного общества ставит перед исследователями задачу изучения широкого круга проблем, связанных с социально-психологическими аспектами массовой коммуникации.

Содержание

Введение
Глава1.Особенности современной радиокоммуникации.
1.1Роль радио в жизни общества и язык СМИ
1.2 Особенности профессиональной деятельности радиоведущего.
1.3. Радиокомпания БГТРК как ведущее проводное радио Бурятии

Глава2. Особенности личностного и языкового стиля радиоведущего
2.1 Анализ новостного блока передач и стиль радиоведущего ФИО№1.
2.2. Изучение содержания и специфики профессиональной деятельности радиоведущего ФИО2.
2.3. Личностный и языковой стиль радиоведущего №3.
Заключение
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом Личностно-языковый стиль радиовед.docx2.docx

— 63.84 Кб (Скачать документ)

Завершающий этап предварительной  подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в  редакции. К его выполнению можно  готовиться заранее, если тема и конкретная программа были запланированы или  если журналист является ведущим  какой-либо постоянной передачи или  цикла. Но очень часто задание  бывает связано с необходимостью оперативного освещения события  в тот момент, когда оно происходит - в прямом эфире. В этом случае время  подготовки сжимается иногда до нескольких часов полета на место события  или даже до нескольких минут для  участия в оперативном интервью в студии. Но чем острее дефицит  времени, тем большее значение приобретают  основательность, глубина и «боеготовность», которую журналист приобрел на ранних этапах подготовки к передаче [2].

Определив тему и узнав  задание, корреспондент «привязывает»  все накопленное к данному  реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при  наличии времени, и записать план действий. В него войдут:

- точное осознание цели  задания (если она не очень  понятна, следует обязательно  уточнить ее);

- пути получения как  можно более полных и точных  сведений об объекте;

- описание ситуации и  обстановки, в которой придется  работать;

- примерный перечень и  формулировка вопросов, на которые  необходимо получить ответы;

- определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

- выработка одного-двух  запасных вариантов на случай  срыва той или иной договоренности  изменения ситуации и т.п. [13].

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым  тщательным образом проверить технические  средства записи. Надо быть уверенным  в исправности своего главного инструмента - магнитофона (не сели ли батарейки  и достаточен ли их комплект , количество дисков, пленки или кассет; нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены; в порядке ли микрофоны).

Если прямой эфир идет из студии, следует проверить до начала программы, проходит ли сигнал от вас  к режиссеру, работают ли телефоны связи  с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и  т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны  ли к началу программы или к  условленному времени ее участники [20].

Возможно, многое из этого  не входит в прямые обязанности репортера  или комментатора, но штат современных  радиостанций небольшой, так что  в повседневной профессиональной деятельности приходится заниматься и этим.

Этап предварительной  подготовки - сложная и кропотливая  работа журналиста-профессионала. В  ней нет мелочей, так как пренебрежение  любой из них может привести к  срыву программы.

Когда предварительная подготовка к передаче завершена, радиожурналист оказывается один на один с непосредственными  участниками события, рассказ о  которых и составляет реализацию его творческого потенциала. Причем это может быть рассказ или интервью в прямом эфире, совпадающие по времени с событием вне студии или в самой студии, или работа, смысл которой в том, чтобы записать на пленку (а потом в аппаратной отмонтировать ее) наиболее яркие высказывания, эпизоды и детали, перед журналистом возникают проблемы, связанные с профессиональным общением [7]. 

Общение в работе радиожурналиста

Готовя передачи, радиожурналист всегда общается с людьми: получает информацию о них и об их жизни, воспринимая и внутренне оценивая личностную сущность человека, выбирает свою адекватную систему поведения  по отношению к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с  людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение интересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение развивается  органично и безболезненно, но при  условии, что журналист не совершает  психологических ошибок. Разные или  противоположные интересы в общении  ведут к борьбе и появлению  элементов противостояния. В журналистской  деятельности и то, и другое проявляется  иногда в сложных сочетаниях [4].

Многое решает целевая  направленность материала. Одно дело создавать  портретный радиоочерк, задачей которого является популяризация личности, и  совсем другое - готовить острый критический  материал, проводить журналистское  расследование. В этих случаях желание  «героев» сотрудничать с журналистом может быть совсем разным. Между этими полярными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.

На готовность того или  иного человека предоставить журналисту информацию, вступить с ним в контакт  влияют различные факторы.

Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которому к нему обращается корреспондент. В случае отказа дать информацию журналист должен правильно представить себе его мотивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в такой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журналисту приходится искать другой источник информации. Конечно, с теми, кто не только знает и охотно готов дать все нужные сведения, но часто и сам звонит и пишет в редакцию, работать легче. Но здесь следует быть осторожным: мотивы такой активности не всегда продиктованы самыми лучшими побуждениями и действительной компетентностью человека в той или иной проблеме.

Во-вторых, система служебной субординации. Радиожурналист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как только попытается получить информацию в официальном учреждении, какой-либо фирме иди на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной может быть его неуверенность в положительной реакции вышестоящих инстанций на опубликование этого материала: во многих учреждениях предоставление информации по определенным вопросам резервировано за руководством. Из этого следует, что в каждом конкретном случае журналист должен правильно решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную информацию. Практика показала, что лучше всего обращаться (особенно это относится к официальным учреждениям) к лицам, по должности имеющим право принимать решения, или в отделы по связям с прессой [11].

Любой опытный журналист  знает, что профессия накладывает  отпечаток на характер обмена информацией. Одни люди более коммуникабельны, другие - менее. Признаки готовности или нежелания  сотрудничать с журналистом, проявляющиеся  во внешней реакции человека, не всегда могут быть расценены правильно. За негативным отношением к сотрудничеству может скрываться чрезмерная скромность или присущий человеку «комплекс  неполноценности». Этот комплекс - явление  вполне нормальное, он проявляется  у многих людей, и журналист должен с этим считаться. Терпеливое и тактичное  развитие контакта, как правило, приносит успех. [17].

Облегчить контакты с интересующими  людьми журналисту помогает специализация, т.е. работа в определенном диапазоне  проблем. Конечно, такая специализация  не всегда возможна, ибо задачи, возникающие  перед ним, весьма многообразны. Но любой журналист с опытом обязательно имеет связи в той сфере, в которой он, по преимуществу, занимается, о которой пишет и о которой создает радиопередачи. Взаимоотношения с уже знакомыми людьми на основе собственной сложившейся и известной профессиональной репутации всегда проще и неформальнее отношений, которые возникают в результате первых, новых контактов. Постоянная забота журналиста о расширении круга своих источников информации - непременная предпосылка его успешной деятельности. Ответственные, занятые люди иногда расценивают интервью для печати, радио и телевидения как непростое и не всегда нужное лично им мероприятие, требующее затрат времени. Иногда за отказом скрывается боязнь высказать свое собственное мнение, нежелание входить в противоречие с мнением других, неопределенность и несформированность своих взглядов, а может быть, и какие-то личные причины не «светиться» в СМИ. С другой стороны, это может быть связано с попыткой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с неправильным пониманием целей интервьюера, неблагоприятной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно классифицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или искать его верное продолжение [19].

Уклонение от общения с  журналистами почти никогда не бывает выражено в форме прямого и  категорического отказа. Чаще используются более «мягкие» формы, поскольку  известно, что обязанность предоставлять  журналистам информацию и право  последних собирать и свободно распространять ее, закреплено законодательством. Чтобы  избежать общения с корреспондентом, должностные лица, государственные  и политические функционеры иногда прибегают к всевозможным уловкам: ссылаются на занятость, «отсутствуют», ускользают через «черный ход», отказываются комментировать, «не хотят или  не могут подтвердить или опровергнуть»  ту или иную информацию, будучи вполне компетентными это сделать. Однако у тех, кто не понимает, что надо не бороться и игнорировать прессу, а научиться сотрудничать с ней, средства массовой информации достаточно быстро вырабатывают «болевой рефлекс» - издержки такого поведения в некоторых  случаях могут быть большими [21]

Опубликованный факт отказа предоставить журналисту информацию, как правило, уже сам по себе красноречив  и негативно влияет на репутацию как должностного лица, так и представляемого им учреждения, кроме того, дает оправданную этим обстоятельством возможность истолкования. Право на отказ в общении, в предоставлении СМИ информации абсолютно в том смысле, что журналиста нет средств принуждения к обратному, но он пользуется своим правом сообщить о таком отказе. Но чаще журналист встречает благожелательное отношение со стороны людей, к которым он обращается в поисках информации. Ведь если верно известное в журналистике выражение «имена делают новости», то справедливо и обратное - «новости делают имена»: рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выделяют из обшей массы героев своих передач, повышают их значимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитывается влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выражения и формирования общественного мнения [14].

В процессах общения конечная цель определяет лишь общую стратегию  поведения общающихся. Тактика же, способы их поведения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собеседники. От журналиста требуется высокая  культура, выражающаяся, в частности, в умении замечать и правильно  истолковывать нюансы в поведении  человека.[5].

Оценка журналистом партнеров  по общению начинается с первых минут  знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок.

Партнеру легко приписываются  некоторые качества на основе установившихся стандартов оценки внешнего облика. Например, высокий лоб и очки часто заставляют предположить в собеседнике образованность, а седина даст повод думать о его  богатой духовной жизни. Это элементарные примеры, но они показывают предрасположенность  воспринимать человека определенным, «запрограммированным» образом.

Партнера оценивают и  по принципу «сужу по себе», т.е. журналист  приписывает свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом человеке свой аналог.

Журналист «наделяет» собеседника (особенно если это выдающаяся или  высоко стоящая в общественной иерархии личность) набором положительных  качеств, в действительности, возможно, ему не свойственных. Такое представление  может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения предстоящего партнера по общению из разговоров о нем  со «знающими» людьми, по слухам и т.д. [10].

Вообще журналисту нужно  научиться оперативно преодолевать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких случаях дают точное представление о людях. В сознании воспринимающего первые впечатления чаще всего относят человека к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились в прошлом опыте. Дальнейшее узнавание человека ведет к раскрытию в нем признаков, составляющих своеобразие его личности. Предположим, радиожурналисту необходимо установить контакт с известным ученым, чтобы получить информацию о работе института. Конечно, с самого начала он должен иметь четкое понимание и своей профессиональной роли. Предоставление информации журналисту не нужно рассматривать как некое одолжение, в этой ситуации он не проситель, не ходатай по личному делу, а человек, работающий для большой аудитории, представляющий ее интересы, - таков исходный момент в стиле общения. Поэтому уже при первом (скорее всего, телефонном) контакте речь журналиста должна быть краткой, деловой, ему следует дать понять, что он уважает не только время партнера, но и свое собственное. И в том и в другом случае дальше может идти уточнение темы беседы, ориентировочная формулировка вопросов, которые предполагается затронуть, обсуждение различных обстоятельств. Но исходный, стартовый момент в установлении контакта, способный существенно повлиять на дальнейшее общение, как нетрудно заметить, разный: элемент самоуничижения, слабой позиции в первом варианте и спокойной уверенности - во втором.

Второй вариант более  профессионален, хотя, конечно, и он не обязательно сработает безотказно: партнер может быть очень занят, может уезжать в командировку, наконец, оказаться просто мало контактным и трудным в общении. Но в любом случае такая манера ведения разговора предпочтительней [22].

Образ собеседника как  личности и осознание его общественной роли складываются у журналиста относительно четко по окончании подготовки к  встрече. В дальнейшем могут возникнуть некоторые уточнения и корректировки, но если у включенного микрофона (а специфика радиожурналистики  в том и состоит, что момент общения в прямом эфире одновременно есть и результат его) репортеру  приходится кардинально переоценивать  имеющиеся представления, это означает, что его подготовка не была удачной. Корреспондент всегда обязан точно  знать, зачем он пришел к человеку, какую именно информацию он хочет  получить [6].

Информация о работе Личностный и языковой стиль радиоведущего (на примере радиокомпании БГТРК)