Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом и анализ нормативно- правовой базы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

Мировой финансовый кризис, источником зарождения которого явился перегрев рынка ипотечного кредитования в США, начиная с 2008 года привел к замедлению развития мировой экономики, проблемам с кредитованием и снижению прибылей корпораций. В этих условиях многие в мире транснациональные компании (ТНК) вынуждены были существенно скорректировать свои инвестиционные программы на кратко- и среднесрочную перспективу, что, в свою очередь, не могло не сказаться и на объемах прямых трансграничный вложениях мировых компаний в зарубежные производительные активы.

Содержание

Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом…………………………………..2
Анализ нормативно- правовой базы их регулирования……………………………………...12
Список использованной литературы………………………………………………………….18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом и анализ но.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

 

Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом и  анализ нормативно- правовой базы их регулирования

План

Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом…………………………………..2

Анализ нормативно- правовой базы их регулирования……………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………………………….18

Таблица 1………………………………………………………………………………………..20

Таблица 2………………………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом

Мировой финансовый кризис, источником зарождения которого явился перегрев рынка ипотечного кредитования в США, начиная с 2008 года привел к замедлению развития мировой экономики, проблемам с кредитованием и снижению прибылей корпораций. В этих условиях многие в мире транснациональные компании (ТНК) вынуждены были существенно скорректировать свои инвестиционные программы на кратко- и среднесрочную перспективу, что, в свою очередь, не могло не сказаться и на объемах прямых трансграничный вложениях мировых компаний в зарубежные производительные активы. Причем, если еще в первом полугодии 2008 года в силу глубокой взаимной интегрированности американской и европейской экономик мировой финансовый кризис первостепенно «покрывал» своим негативным воздействием прежде всего финансовые системы США и развитых стран Европы (в последнем сегменте, наибольшее снижение интенсивности вывозимых ТНК за   рубеж прямых иностранных инвестиций  (ПИИ) приходилось на развитые страны Западной Европы, где особенно масштабное падение экспортных объемов ПИИ наблюдалось по большинству стран еврозоны). То уже к лету 2008 года глобальный финансовый кризис охватил не только развитые страны, но и «по принципу домино» с разной степенью интенсивности и глубины воздействия многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Согласно ежегодному «Докладу о мировых инвестициях », подготовленному ЮНКТАД в 2009 году, глобальные показатели  вывоза  ТНК прямых иностранных инвестиций  упали со своего рекордно высокого исторического уровня в размере 2,147млрд. долл. в 2007 году до 1,858 млрд. долл. в 2008 году. Предпринимательский сектор  Российской  Федерации, выступая в последние годы все более активным участником глобализационных процессов в области мирового  вывоза  ПИИ, также оказался в поле расширяющего свое негативное влияние мирового финансового кризиса. Тем не менее, с точки зрения международного позиционирования в этом процессе России удалось (на фоне значительного падения инвестиционной активности прежде всего со стороны крупнейших западных стран - доноров ПИИ) не только сохранить свои конкурентные позиции, но и, по некоторым показателям, характеризующим ее участие в международном инвестиционном пространстве, даже заметно их улучшить. Так, например, по данным ЮНКТАД, доля России в мировом экспорте прямых иностранных инвестиций  возросла с 2,1% в 2007 году до 2,8% по итогам 2008 года, что, в свою очередь, переместило страну по этому международному показателю на 12-е место в мире, против 13 строчки в 2007 г.

 Однако в масштабах  национальной экономики для   российских  инвесторов, осуществляющих  свою инвестиционную деятельность  в зарубежный материальный сектор, наступили достаточно непростые времена. Вступив в фазу острого дефицита свободных финансовых ресурсов, российский бизнес оказался не в состоянии поддерживать на докризисном уровне динамику транснациональной деятельности по инвестированию средств в зарубежный материальный сектор.

 Наиболее уязвимыми  в условиях мирового финансового  кризиса оказались прежде всего ТНК сырьевых и базовых отраслей российской экономики. Именно в этих секторах экономики, продолжающих обладать (на фоне устойчивого в целом мирового спроса на природные ресурсы и продукты их первичной переработки) серьезными конкурентными преимуществами и испытывающих на себе влияние глобальных процессов консолидации, сформировались наиболее крупные ТНК, определяющие, по существу, в условиях переходного периода реформирования отечественной экономики, масштабы и динамику зарубежной инвестиционной экспансии российского бизнеса. Аккумулируя в докризисный период крайне благоприятной товарной конъюнктуры значительные избыточные доходы от экспорта сырьевых товаров (особенно энергоносителей) и широко используя возможности привлечения все более дешевых (в условиях существенного реального укрепления обменного курса национальной валюты) заемных средств у зарубежных кредиторов (зачастую, на условиях залога ценных бумаг и стоимостной корректировки залога в случае снижения его рыночной стоимости) российские нефтегазовые, металлургические и горнодобывающие компании осуществляли масштабные инвестиции в материальный сектор зарубежной экономики, в том числе финансировали, по различным оценкам, до 75-80% от общего объема транснациональных сделок российских ТНК по приобретению зарубежных производительных активов1.

Таким образом, инвестиционная экспансия многих, и особенно наиболее активно осуществляющих инвестирование средств в зарубежный материальный сектор крупных ТНК сырьевых и  базовых отраслей российской экономики  становилась все более зависимой  от состояния мировой конъюнктуры, в том числе от положения на финансовых (включая фондовые) рынках.

 Распространение влияния  мирового финансового кризиса  уже к августу 2008 года начало  заметно сказываться на масштабах  и динамике внешней экспансии  российского бизнеса. В условиях значительного ухудшения мировой товарной конъюнктуры (особенно по товарам энергогруппы и металлам), конъюнктуры на фондовых биржах (в виде обвального падения рыночной стоимости обращающихся корпоративных ценных бумаг) и рынках ссудного капитала (в виде значительного удорожания заемных средств) многие, и особенно крупные российские транснациональные компании сырьевых и базовых отраслей экономики страны столкнулись с необходимостью пересмотра своих производственных и финансовых планов.

 Для стабилизации финансово-экономического  состояния и повышения эффективности  своей инвестиционной деятельности  многие запланированные российскими  компаниями транснациональные сделки  и проекты, в том числе в  странах, где уже удалось закрепиться  в предыдущие годы, вынуждено  были отложены. К таким сделкам можно отнести, например, так и не состоявшуюся в конце 2008 года покупку российской металлургической компанией «НЛМК» 100% пакета акций у группы зарубежных инвесторов (в число которых входила американская инвестиционный компания «Carlyle Group») крупнейшей независимой североамериканской трубной компании «John Maneely Company» за 3,53 млрд. долл., а также сорвавшиеся в том же время года переговоры по приобретению крупным российским производителем строительных материалов - компанией «Сибирский цемент» турецких активов компании «Set Group» за 400 млн. евро у итальянской компании «Italcementi Group» (из-за отказа последней в возможности покупки российским инвестором активов на условиях  частичной рассрочки платежа на сумму 100 млн. евро)2.

 По ряду уже открытых  транснациональных сделок удалось  договориться с партнерами о  частичной рассрочке платежей, что,  однако, далеко не всегда в последствии заканчивалось успешной реализацией достигнутых договоренностей. Так, например, крупнейшая нефтегазовая компания «Лукойл», договорившись с зарубежными контрагентами по ряду инвестиционных проектов о годовой рассрочке платежей, к осени 2009 года смогла результативно для своей транснациональной деятельности закрыть сделку по покупке у итальянской компании «ERG S.p.А.» 49% акций крупнейшего сицилийского нефтеперерабатывающего комплекса «ISAB» за 1,347 млрд. евро, а также приобрести у турецкой компании «Aytemiz-Djiner Group» 100% пакет акций турецкой компании «Akpet» (производителя моторных масел и владельца крупной розничной сети АЗС и нефтегазовых терминалов) за 555 млн. долл.

 В тоже время крупнейшая  российская  металлургическая и горнодобывающая  компания «Евраз» так и не смогла в условиях кризиса осуществить один из наиболее масштабных транснациональных проектов, позволяющих значительно расширить географию рынка сбыта своей продукции, оцениваемого в размере порядка 1,5 млрд. долл. Приобретя в первой половине 2008 года 10,01% акций крупного китайского производителя стали и металлотрейдера - компанию «Delong Holding»,  российский  инвестор так и не смог довести к августу 2009 года (даже с учетом двух переносов платежей партнерами по сделке) долю своего участия в капитале китайской компании до предусмотренного условиями опциона уровня в 51% акций.

 Однако, в ряде случаев, в условиях жесточайшего дефицита свободных средств и невозможности договориться о рефинансировании значительных внешних обязательств перед кредиторами  российские  компании были вынуждены для погашения задолженности зачастую идти на радикальную реструктуризацию своих инвестиционных портфелей посредством распродажи определенной части зарубежных активов (особенно по тем кредитам, которые предоставлялись на условиях залога пакета акций приобретаемых зарубежных компаний). В числе таких вынужденных сделок, например, можно привести отказ в пользу кредиторов крупнейшим  российским  холдингом «Базовый элемент» (формирующим ТНК в разных отраслях зарубежного материального сектора) осенью 2008 года от заложенных им ранее в качестве кредитного обеспечения пакетов акций ряда крупных зарубежных производительных активов (приобретенных годом ранее через подконтрольные  российской  бизнес-структуре компании на общую сумму порядка 2,24 млрд. долл.), а именно: блокирующего пакета акций канадского производителя автокомпонентов «Magna» и 9,99% акций немецкого строительного холдинга «Hochtief»; продажу  российским  металлургическим гигантом - компанией «Металлинвест» осенью 2009 года на австралийской фондовой бирже 10,37% акций крупной австралийской золотодобывающей компании «Medusa Mining Limited» за сравнительно невысокую рыночную цену, эквивалентную порядка 50 млрд. долл. Отмеченные тенденции нашли свое адекватное отражение и в национальной статистике. Несмотря на то, что в ежегодно подготавливаемом Банком России платежном балансе (ПБ) страны по итогам 2008 года был зафиксирован очередной абсолютный максимум по объемам  вывоза  частных прямых иностранных  инвестиций  из России в размере порядка 56,2 млрд. долл. (против 49,3 млрд. долл. в 2007 году), интенсивность  вывоза   за   рубеж  отечественными транснациональными компаниями ПИИ уже во втором полугодии 2008 года значительно снизилась (почти в 1,5 раза) - до 22,9 млрд. долл. (против 33,3 млрд. долл. в первом полугодии того же года), отражая, тем самым, вхождение российского бизнеса в период более умеренных инвестиционных возможностей в части осуществления прямых капитальных вложений в зарубежный материальный сектор. По данным Банка России, объем вывоза  частным сектором  российских  прямых иностранных инвестиций  по итогам 2009 года сложился на уровне порядка 46,7 млрд. долл., что заметно не дотягивает до ежегодных объемов инвестирования ПИИ  за   рубеж  последних предыдущих двух лет.

 Если говорить о  трансграничных сделках по приобретению  российскими  ТНК уже функционирующих   за   рубежом  иностранных  компаний, получивших в последние  годы широкое распространение  в качестве формы  вывоза  ПИИ  за   рубеж , то и в кризисный период они также в русле общей тенденции имели неуклонный понижательный тренд (особенно существенный в 2009 году), что не могло не повлиять на формирование консолидированных объемов и динамику инвестирования  российским  бизнесом капиталов в зарубежный материальный сектор. Так, например, по подсчетам аналитической группы ReDeal (в рамках проекта Mergers.ru/ «Слияния и Поглощения в России»), понижательная корректировка показателей транснациональных приобретений с участием российских компаний по количеству заключенных сделок и размеру валовых вложений в зарубежные активы сумм выглядела в 2008-2009 гг. следующим образом: 113 и 21,8 млрд. долл. и 66 и 12,4 млрд. долл. соответственно (против 113 и 23,3 млрд. долл. США соответственно в докризисный 2007 год).

 По накопленным частным  сектором  за   рубежом  прямым  инвестициям  (особенно с точки  зрения масштабности снижения  абсолютного показателя) статистическая  картина оказалась еще более  негативной. По данным Банка России, международная инвестиционная позиция  по накопленным  российским  бизнесом иностранным активам  в форме прямых  инвестиций  в стоимостном выражении сократилась  до порядка 206 млрд. долл. к началу 2009 года (против порядка 374 млрд. долл. по состоянию начало 2008 года) или  более чем  в 1,8 раза.

 На столь значительной  понижательной корректировке данного  показателя не могло не сказаться прежде всего обвальное падение рыночной стоимости зарубежного инвестиционного портфеля российских транснациональных компаний. Особенно это касается российских вложений в производительные активы северо-американских и западно-европейских стран, наиболее сильно испытывающих последствия негативного влияния мирового финансового кризиса. По данным агентства «РБК. Рейтинг», только на таких крупнейших западных площадках мира, как Лондонская фондовая биржа (LSE) и Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), фондовые индексы, характеризующие уровень капитализации компаний, по итогам 2008 года значительно снизились – на 31,33% (индекс UK FTSE 100) и 40,89% (индекс NYSE Comp.) соответственно. Кроме того, к факторам, оказавшим понижательное влияние на стоимостной показатель накопленных  за   рубежом  прямых  инвестиций , следует также отнести и вынужденную распродажу определенной частью российского бизнеса ранее приобретенных  за   рубежом  производительных активов.

 Если говорить о  причинах сохраняющейся в условиях  кризиса, хотя и с заметно  меньшей интенсивностью, деятельности  российских компаний по инвестированию  средств в зарубежный материальный сектор, то следует указать на наличие целого ряда факторов, преимущественно способствующих поддержанию у определенной части российского бизнеса сравнительно умеренной транснациональной активности.

 Во-первых, предпринятый с конца 2008 года правительством страны комплекс антикризисных мер по финансовому оздоровлению состояния национальной кредитно-финансовой системы и реального сектора экономики (в том числе в форме предоставления через институт уполномоченных банков финансовой помощи некоторым оказавшимся в наиболее тяжелом положении кредитным организациям и компаниям), с одной стороны, в принципе оживил и сделал относительно доступным рынок кредитования в стране, с другой стороны, позволил ряду компаний (прежде всего крупным сырьевым компаниям) начать осуществлять переговоры с кредиторами по реструктуризации своей значительной внешней задолженности.

 Во-вторых, уже начиная со второго квартала 2009 года наметилась устойчивая тенденция к постепенному улучшению мировой товарной конъюнктуры (особенно по энергоносителям и цветным металлам), что позитивно сказалось на прибылях компаний сырьевого и базового секторов экономики страны, их рыночной капитализации и возможностях привлечения новых займов на внутреннем и внешнем рынках.

 Указанные факторы,  в сочетании с возможностью  приобретения за рубежом существенно  подешевевших в кризисный период  зарубежных материальных активов,  предопределили стремление ряда  российских бизнес-структур, и прежде всего, ряда крупных компаний сырьевых и базовых отраслей экономики продолжать осуществлять в этом направлении свою транснациональную деятельность.

 В этот период некоторые  крупные российские транснациональные  компании «первого эшелона» смогли  сравнительно экономично и стратегически  конструктивно для своей производственной  деятельности осуществлять ряд  транснациональных сделок по  приобретению производительных  зарубежных активов. В частности,  такие крупные российские бизнес-структуры, как металлургическая и горнодобывающая компания «Мечел» и золотодобывающая компания «Полюс золото» в стремлении прежде всего расширить свои ресурсные возможности за счет мобилизации зарубежного потенциала результативно для своей производственной деятельности смогли заключить следующие транснациональные сделки. Первая, когда в мае 2009 года закрыла сделку по приобретению 100% пакет акций крупной американской угольной компании «Blueston Coal» за 870 млн. долл. (с учетом долговой нагрузки и выпуска привилегированных акций «Мечела» для бывших владельцев зарубежного актива), против изначально запрошенной цены за американский актив в размере около 4 млрд. долл. Вторая, когда в октябре 2009 года покупала контрольный пакета акций (51%) крупнейшей в Казахстане золотодобывающей компании «KazakhGold» за 269 млн. долл. (с учетом 30% дисконта, которого удалось достигнуть в ходе переговоров о покупке доли в зарубежном активе).

Информация о работе Особенности вывоза российских инвестиций за рубежом и анализ нормативно- правовой базы их регулирования