Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Формирование единого таможенного пространства на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, объединившихся в таможенный союз, кардинально изменили систему таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах – членах союза. Единое таможенное пространство не только устранило барьеры во взаимной торговле, но и потребовало сформировать общие инструменты, регулирующие внешнюю торговлю с третьими странами. Интеграционные процессы повлияли, в частности, на формирование единых таможенно-тарифных и нетарифных мер, правил таможенного регулирования и единообразной системы таможенного администрирования.

Содержание

Введение. 3
1. Место таможенно-тарифного регулирования в системе управления внешнеторговой деятельности. 5
2.Инструменты таможенно-тарифного регулирования 10
3.Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС. 13
4.Евразийская экономическая комиссия. 23
Заключение. 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

«Наднациональные основы таможенного регулирования ВЭД».docx

— 81.40 Кб (Скачать документ)

Согласно ч. 2 ст. VII ГАТТ 1994 "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках".

Таким образом в связи с созданием в 2010 году Таможенного союза ЕврАзЭС сформировалась сложная законодательная система таможенного регулирования, включающая два уровня: таможенное законодательство Таможенного союза и национальное законодательство о таможенном деле государства - члена Таможенного союза. Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой свод общеобязательных для всех государств - членов Таможенного союза правовых норм, регулирующих отношения, укладывающиеся в понятие таможенного регулирования. Пространственными пределами действия таможенного законодательства является единая таможенная территория Таможенного союза, которую согласно ст. 2 ТК ТС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональным уровнем регулирования (уровень Таможенного союза ЕврАзЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования государства - члена Таможенного союза). Таможенное законодательство ТС ЕврАзЭс обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном деле приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на всю единую таможенную территорию ТС ТС ЕврАзЭс 30.

4.Евразийская экономическая комиссия.

 

В соответствии со ст. 1 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, на единой таможенной территории трех государств стороны применяют Единый таможенный тариф (далее - ЕТТ ТС), который является инструментом торговой политики ТС ЕврАзЭс.

Кроме этого была учреждена  Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) как единый постоянно  действующий регулирующий орган  ТС ЕврАзЭс и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) с определенными наднациональными полномочиями. ЕЭК пользуется правами юридического лица и может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам ее компетенции.

К сферам деятельности ЕЭК  относятся, в частности, вопросы, касающиеся таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установления торговых режимов в отношении третьих стран и многие другие вопросы (список не является исчерпывающим). Решения ЕЭК в пределах ее полномочий имеют обязательный характер для сторон, рекомендации ЕЭК не носят обязательного характера (ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года 31) (далее - Договор о ЕЭК) . Решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу ТС ЕврАзЭс и ЕЭП и подлежат непосредственному применению на территориях сторон. Рабочим языком ЕЭК является русский язык, местом пребывания - город Москва. Несмотря на то, что ЕЭК была создана совсем недавно, однако уже успела отличиться самой крупной сделкой в сегменте аренды офисных площадей.  С даты вступления в силу Договора о ЕЭК Комиссия ТС ЕврАзЭс (далее - КТС) упраздняется, ее полномочия передаются ЕЭК, которая начнет функционировать в полной мере.

Итак, к сфере непосредственного  влияния, то есть вопросы по которым ЕЭК правомочна принимать решения относится изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение ТН ВЭД ТС, установление тарифных льгот и введение квот, определение системы тарифных преференций. В состав ЕЭК входят вице-премьеры правительств трех стран, поочередно выполняющие функции ее председателя.

Особое значение имеет вопрос о  выполнении нормативных правовых актов, принимаемых в рамках ЕврАзЭС. Это  относится как к международным  договорам, заключаемым государствами-участниками  ЕврАзЭС, так и к решениям органов  Евразийского экономического сообщества. При этом важно иметь в виду механизм принятия решений международной  организацией или ее органами. Здесь  могут иметь место различные  подходы, например принятие решения  большинством голосов или по принципу консенсуса. Распределение голосов  в международной организации  также имеет важное значение для их имплементации государствами-членами, в том числе с организационно-правовой стороны. Таким образом, можно заметить, что ЕЭК наделяется наднациональными полномочиями. В связи с этим приобретает особое значение вопрос о взаимодействии этого международного органа с органами публичной власти государства, в частности Российской Федерации. Ст. 79 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. При этом следует отметить, что решения ЕЭК не являются международными договорами, а соответственно, не входят в российскую правовую систему и не обладают приоритетом применения в случае коллизии с законами Российской Федерации. Однако Договор ЕЭК есть международный договор и посредством этого договора решения ЕЭК становятся частью национального правопорядка.

Как показывает практика, большая  часть норм международного права  реализуется на внутригосударственном  уровне. В данном случае, как справедливо подчеркивает Т.Я. Хабриева, «существует проблема координации взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, направленная на повышение удельного веса имплементированных в национальное законодательство международно-правовых норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых различными международными организациями с учетом формирования специальной имплементационной политики внедрения международно-правовых норм» 32. В этом плане не будут являться исключением и решения ЕЭК, в связи с чем потребуется координация и взаимодействие ЕЭК с национальными органами публичной власти, выработка организационно-правовых мер реализации ее решений.

Перед тем как перейти  к анализу положений, касающихся порядка принятия решений ЕЭК, хотелось бы обратиться к этапам и формам принятия решений в международных  организациях и провести некоторые  параллели. Так, практика принятия решений  международными организациями (по мнению автора ТС ЕврАзЭс на является международной организацией) свидетельствует о важности основных этапов, включая обсуждение и голосование. Как правило, в большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос, но иногда (например, в финансовых организациях ООН) количество голосов может быть пропорционально взносу33. Для принятия решений в процедурных правилах органов международных организаций устанавливаются кворумы, необходимые для принятия решений, который чаще всего составляют простое большинство членов органа (50 + 1 голос). В отличии от простого большинства квалифицированное большинство (2/3 или 3/4) может быть как абсолютным, так и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих «за» или «против». Таким образом решения органов международных организаций могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. Причем в XIX столетии такие решения принимались в основном на основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показывала, что такая форма могла полностью сорвать голосование и международные организации начали осуществлять переход от единогласной формы голосования к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству. Принятие решений на основе консенсуса означает прийти к единогласному мнению (находит все большее распространение). В настоящее время действует Совет ЕЭК принимает решения консенсусом. Если не будет достигнут консенсус, то вопрос передается на рассмотрение Высшему Евразийскому экономическому совету по предложению любого члена Совета ЕЭК (ст. 12 Договора о ЕЭК). При этом наднациональный законодатель ввел в обиход понятие квалифицированного большинства только в отношении решений Коллегии ЕЭК (п. 59 Регламента работы Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года) (далее - Регламент ЕЭК), но не пояснил какого именно - абсолютного или относительного. Однако, «вес» голоса теперь у всех членов  ЕЭК является равным и составляет в:

а) Совете ЕЭК - один голос члена Совета ЕЭК является одним голосом;

б) в Коллегии ЕЭК (исполнительный орган) - один голос члена Коллегии ЕЭК является одним голосом (ст. 7 Договора о ЕЭК). Напомним, что ранее  Россия имела в КТС 57% голосов, Белоруссия и Казахстан – по 21.5% (ст. 7 Договора о комиссии таможенного союза  от 6 октября 2007 года). Получалось, что  преимущественное право голоса было у России. В Комиссии Таможенного  союза России принадлежало 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Получалось, что если Казахстан или  Белоруссия хотели внести какие-либо изменения, они имели право сделать это  только с одобрения России. Из сказанного выше можно сделать вывод, что по сравнению с ранее действующим порядком принятия решений, теперь все члены ЕЭК получили равные права. Следовательно, Беларуси и Казахстану было трудно отстаивать собственные экономические интересы. Более того, в рамках КТС Россия могла заблокировать принятие того или иного решения, если считала его невыгодным для себя. В рамках Евразийской экономической комиссии такая возможность у нашей страны отсутствует.

Решения ЕЭК в пределах ее полномочий имеют обязательный характер для формирующих ЕЭП государств и должны непосредственно применяться  на территориях этих государств. Они  подлежат опубликованию на официальном  сайте ЕЭК в сети Интернет, за исключением решений ЕЭК, предусмотренных  Регламентом ЕЭК, и направляются странам-участницам ТС ЕврАзЭс не позднее трех календарных дней со дня принятия решения. Дата публикации решения ЕЭК на официальном сайте ЕЭК в сети Интернет признается датой официального опубликования данного решения. В случае если иное не предусмотрено международными договорами, решения ЕЭК вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования. И с этого момента решения ЕЭК становятся обязательными для исполнения на территории трех стран. Решения ЕЭК, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования (п.3 ст.5 Договора о ЕЭК).

Таким образом, вступив в  ТС, его участники не могут, как  это было ранее, самостоятельно и  независимо друг от друга использовать меры тарифного и нетарифного  регулирования внешней торговли товарами. Теперь они должны согласовывать  их применение между собой. Передача части национальных полномочий в  сфере регулирования внешней  торговли и управления единым таможенным пространством наднациональному органу не означает, что члены ТС лишаются суверенитета как первичные субъекты международного права.

На основе Договора о ЕЭК  последняя учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС ЕврАзЭс и ЕЭП. Как было отмечено  решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу ТС ЕврАзЭс и ЕЭП. Такие решения на территориях стран-участниц ТС ЕВрАзЭс применяются непосредственно. Следует обратить внимание на то, что в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 19 декабря 2011 года основой функционирования ЕЭП указаны «принципы соблюдения общепризнанных норм международного права». «Это не соответствует научной доктрине и Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится об общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся вместе с международными договорами Российской Федерации составной частью ее правовой системы», - отмечает О.И. Тиунов 34. Автор также отмечает, что наука международного права и договорная практика исходят из того, что какого-либо ряда особых принципов соблюдения общепризнанных норм не существует. В отношении общепризнанных принципов и норм международного права действует единый императивный принцип - добросовестного соблюдения международных обязательств (применительно к международным договорам он именуется принципом pacta sunt servanda).

Усиление международной интеграции по линии «Таможенный союз–Единое экономическое пространство» и ускорение процесса вступления в ВТО отдельные отечественные специалисты рассматривают, как «способ стимулировать конкуренцию и товаропроизводителей, и юрисдикций». Создание российских норм внешнеторгового и общеэкономического законодательства и превращение их в постоянный и предсказуемый механизм, основной функцией которого станет развитие внешней торговли и конкурентной среды. Членство в ТС и ВТО уменьшает возможности для России самостоятельно влиять на масштабы и направления внешней торговли товарами с помощью таможенно-тарифных инструментов торговой политики и будет определяться обязательствами страны в рамках вышеуказанных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В связи сообразованием ТС ЕврАзЭс  и вступлением Российской Федерации  в ВТО происходит «строительство»  таможенного законодательства указанного таможенного союза. Не остаются в  стороне и национальные законодательства стран-членов ТС ЕврАзЭс, которые постоянно  находятся в процессе логического  сокращения своей роли в рамках создаваемого союза и Единого экономического пространства.   Страны-участницы  ТС ЕврАзЭс, следуя примеру развитых интеграционных образований (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.) стремятся к проведению единой торговой политики в отношении  третьих стран посредством:

Информация о работе Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС