Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа
Несмотря на существенный рост, российский рынок страхования жизни по всем существующим стандартам является незначительным. Так как проникновение страхования жизни составляет 0,06% от ВВП, то данный рынок не является существенным для российской экономики. Так как рынок страхования, отличного от страхования жизни, является преимущественно краткосрочным, необходимость сопоставления долгосрочных рисков с долгосрочными инвестициями приводит к тому, что отсутствие рынка страхования жизни существенных размеров практически эквивалентно отсутствию долгосрочных страховых активов, которые могли бы быть инвестированы в экономику.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования проблемы развития страхования жизни в России для создания долгосрочных инвестиционных активов, с учетом социальной роли данного страхового продукта.
• Строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск): около 70 млрд. рублей
• Мост на о. Русский и мост через бухту Золотой Рог: около 57 млрд. рублей в сумме
• Организация высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом (электропоезд «Сапсан»): около 45 млрд. рублей
• Строительство участка магистрального газопровода «Грязовец – Выборг» (144 км): около 20 млрд. рублей
Рис.5. В зависимости от продуктовой структуры рынка, существенные объемы средств могут быть инвестированы в долгосрочные займы и финансирование публичных компаний.
Согласно оценкам, сектор страхования жизни, составляющий 2% от ВВП страны, позволит создать значительное число прямых рабочих мест (около 50 000), а также создать / поддерживать еще большее число рабочих мест (около 430 000) благодаря инвестициям.
Как следствие, страховая отрасль будет способна создать существенный объем дополнительных доходов для государства от поступающих в бюджет налогов, таких как НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, а также дополнительный вклад во внебюджетные фонды общим размером приблизительно в 277 млрд. рублей (7 млрд. долларов США)
Кроме инвестиционной роли в экономике, страхование жизни выполняет во многом схожие социальные функции приоритетным направлениям государственной социально-экономической политики.
А именно:
1. Социальная функция страхования жизни связана с формированием через данный финансовый инструмент социальных гарантий при неблагоприятных событиях в жизни человека (инвалидность, уход из жизни, потеря кормильца, серьезная травма) или дополнительного источника дохода к значимым событиям в жизни человека (совершеннолетие детей, получение образования, бракосочетание и прочее). Во многом социальная функция страхования жизни созвучна приоритетным направлениям государственной социально-экономической политики, озвученной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации, таким, как реформа образования, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, борьба с бедностью, совершенствование пенсионной системы.
2. Инвестиционная функция
страхования жизни
3. Бюджетозамещающая функция позволяет через механизмы рискового и накопительного страхования жизни компенсировать ущерб, причиненный жизни и здоровью человека, его семье вследствие потери источника дохода, обеспечить достойную пенсию и тем самым снизить обращаемость застрахованных к бюджетным источникам финансирования.
4. Функция планирования
дает возможность через
5. Функция повышения
финансовой грамотности
6. Функция стабилизации
финансовой системы
7. Функция дополнительного
контроля здоровья (диспансеризации)
населения связана с
8. Функция повышения
экономической эффективности
9. Функция защиты прав
акционеров и повышения
10. Функция налогового
стимулирования социальных
11. Функция создания
рабочих мест, что связано с
прогнозируемым увеличением
Необходимые меры по развитию страхования жизни в РФ.
Определяющими факторами в развитии банками и страховщиками этого вида страхования остаются низкая убыточность и высокие комиссии. Страхование жизни и здоровья заемщиков все больше концентрируется в финансовых группах — банки предпочитают не отдавать этот высокомаржинальный бизнес «чужим» страховщикам. «Крупные банки, растущие наиболее динамично, уже давно определили для себя пул страховых компаний, с которыми им интересно работать. Чаще всего это именно кэптивные или узкоспециализированные компании по страхованию жизни», — отмечает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками Группы «Ренессанс страхование». «Основная проблема рынка страхования жизни сейчас — это отсутствие диверсификации. Он почти замкнулся на продаже одного продукта — кредитного страхования жизни. И даже появление два года назад нового направления — инвестиционного страхования жизни существенно не повлияло на долю кредитного страхования в общем сборе премии. Такое сосредоточение на одном продукте таит в себе определенный риск, так как в случае стагнации или кризиса в банковском сегменте вслед за кредитованием снизятся и продажи кредитного страхования», — говорит Жанна Гончарова, директор по работе с финансовыми институтами компании «МетЛайф Алико».
Успешному развитию продуктов по страхованию жизни, не связанных с финансированием потребительского спроса, также мешают следующие препятствия. Во-первых, клиенты неохотно стремятся делать долгосрочные инвестиции и доверять существенную долю собственных средств страховым компаниям. Во-вторых, гарантированная доходность, предлагаемая страховыми компаниями, не расценивается клиентами, привыкшими к высокой доходности срочных банковских вкладов, предлагаемых агрессивно развивающимися розничными банками, как привлекательная. Несмотря на глубокий спад российских фондовых рынков во время финансового кризиса и параллельную девальвацию рубля (что лишний раз указало на высокий уровень риска и высокий уровень волатильности доходов от вложений на фондовых рынках по сравнению с низкой волатильностью долгосрочной гарантированной доходности, предлагаемой страховщиками) клиенты продолжают отдавать предпочтение обещанной высокой доходности краткосрочных вложений.
Единственным способом, который позволит сегменту страхования жизни достичь своего потенциала является введение государством стимулов, которые позволят преодолеть сложности, вызванные высокой инфляцией и связанными с ней высокими показателями доходности срочных банковских вкладов, а также общее нежелание клиентов доверять значительную часть своих средств страховым компаниям.
Раскрытие потенциала рынка страхования жизни требует реализации ряда мер, большинство из которых направлено на создание благоприятной законодательной среды для этой отрасли и на повышение доверия к ней. Перечень этих мер приведен ниже:
1. Внедрение новых и расширение существующих налоговых льгот и субсидий.
2. Законодательное закрепление продуктов инвестиционного страхования.
3. Введение особого
налогового режима при расчете
страховых сумм взносов в
4. Расширение источников
финансирования страхования
5. Разрешение страховщикам жизни участвовать в пенсионной системе.
6. Обязательное использование
специализированного
7. Учреждение гарантийного фонда.
8. Усиление регулирования финансовой устойчивости.
9. Введение регулирования продаж.
10. Повышение доверия к отрасли страхования жизни.
В дополнение к перечисленным мерам в регулировании страхования жизни необходимо учесть следующее:
• На начальном этапе страховщики жизни должны подчиняться существующим сейчас требованиям к капиталу, аналогичным требованиям Solvency I. Это поможет избежать нагрузки на капитал и технических сложностей, связанных с режимом Solvency II. Также это позволит рынку страхования жизни расти более быстрыми темпами и не приведет к возникновению конкурентных преимуществ у крупных иностранных страховщиков, имеющих дочерние компании в России.
Дочерним компаниям иностранных страховщиков будет необходимо следовать требованиям Solvency II в том случае, если их головные офисы находятся в странах, на которые распространяются эти требования. Такая ситуация даст преимущество российским страховщикам с точки зрения требований к капиталу, что поможет компенсировать возможное отставание в компетенциях и технических возможностях.
Рассмотрим необходимые меры подробнее.
Введение каких-либо стимулов для граждан, инвестирующих средства в долгосрочные продукты страхования жизни / накопительного страхования, доказало свою эффективность в качестве одного из основных условий для быстрого развития рынка страхования жизни. Такого рода стимулы могут значительно варьироваться и включают, например, освобождение премий по определенным продуктам от налогообложения, предоставление субсидий малоимущим гражданам, для которых налоговые льготы не являются достаточным стимулом, а также исключение из налогооблагаемой базы или применение более низкой ставки налога для страховых выплат. Другие, косвенные стимулы включают введение налога на инвестиционный доход и проценты, получаемые по определенным финансовым инструментам, с освобождением страхования жизни от этого налога.
Следующие меры повысят привлекательность продуктов страхования жизни:
• Исключить взносы по определенным продуктам страхования жизни (по долгосрочным / с определенной структурой выплат) из базы расчета НДФЛ, что приведет их в соответствие с пенсионными взносами в НПФЛ.
• Увеличить размер социального налогового вычета, покрывающего страховые взносы, или ввести отдельный налоговый вычет.
• Упростить процедуру получения социального налогового вычета, разрешив его оформление через работодателя или страховую компанию.
• Исключить выплаты по дожитию из базы для расчета НДФЛ в тех случаях, когда выгодоприобретатель и страхователь являются родственниками (например, родители и дети, братья и сестры, супруги).
• Распространить существующий налоговый вычет по выплатам (учитывающий ставку рефинансирования) на инвестиционный доход.
• Расширить существующие налоговые стимулы для организаций, оплачивающих взносы по договорам страхования жизни своих сотрудников. При этом должен быть усилен контроль над такими корпоративными программами, чтобы избежать возникновения схем по оптимизации налогов, распространенных в начале 2000-х годов. Меры контроля включают возмещение полной суммы налоговой льготы (с учетом процентов) при расторжении договора, а также ограничения на структуру выплат, например, только аннуитеты. Это необходимо, чтобы избежать единовременных выплат, направленных на оптимизацию налогообложения выплат бонусов или каких-либо других составляющих вознаграждений сотрудникам.
• Ввести прямое государственное субсидирование премий по страхованию жизни для некоторых категорий малообеспеченных граждан (в тех случаях, где налоговая льгота не является достаточным стимулом). Субсидии такого рода были введены в Германии (по так называемым продуктам Ристера, Riester products) и имели большой успех. Они могут быть также использованы для стимулирования какого-либо иного поведения потребителей, необходимо для выполнения других задач правительства. Примером может являться привязка размера субсидии к количеству детей в семье с целью поддержки рождаемости и противодействия старению населения.
В настоящее время российское законодательство не разрешает продукты инвестиционного страхования (unit linked), которые популярны на западных и азиатских рынках и которые могут стать значимым фактором развития рынка страхования жизни / накопительного страхования. Тем не менее, уже сегодня некоторые страховщики предлагают клиентам квази-unit linked продукты, позволяющие страхователям в некоторой мере управлять инвестиционной составляющей страхового полиса. Несмотря на то, что эти продукты вписываются в положения существующего законодательства, они довольно сложны. Для того чтобы предлагать их в полной мере и получать от них максимальную отдачу, необходимо ввести эти продукты в зону прозрачного страхового регулирования.
Поправки в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» для явного определения продуктов инвестиционного страхования, снятия существующих ограничений и введения требований по раскрытию информации при заключении договора страхования:
• Поправки в Налоговый Кодекс РФ в части учета операций страховщиков с ценными бумагами.
• Введение требований к структуре активов, зависящих от продукта.
• Дополнение текущих правил расчета резервов с учетом специфики продуктов инвестиционного страхования.
• Дополнение текущих требований к капиталу (сходных с требованиями Solvency I) с учетом специфики продуктов инвестиционного страхования.
• Последующий переход к требованиям финансовой устойчивости в соответствии с принципами Solvency II (в средне- или долгосрочной перспективе).
Приведение к единому стандарту правил для пенсионных продуктов и продуктов по страхованию жизни (что приведет к расширению линейки накопительных продуктов и увеличению возможностей выбора для потребителей):