Застойные и кризисные явления в экономической жизни СССР и их социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Высказывание Пескова лишь на первый взгляд кажется странным. История Советского Союза - история постоянных потрясений. Революция, гражданская война, коллективизация и голод, массовые репрессии перед Великой Отечественной Войной, потом сама ВОВ и последовавшая за этим новая волна массовых репрессий, после которой началась борьба за власть - уже при Хрущеве.
И только однажды, перед горбачевской перестройкой, для которой был характерен не только политический подъем, но и резко обострившийся экономический кризис, было двадцать спокойных лет: эпоха Брежнева, которую Горбачев определил как годы стагнации. Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов были для советских граждан периодом растущего благополучия. Ностальгия по советским временам - это тоска по брежневской эпохе.

Содержание

Введение
Глава 1.
Попытки реформирования экономики. Хозяйственная реформа в 1965 году.
Нарастание застойных явлений в экономике, общественно-политической и духовной жизни страны.
Глава 2.
Проблемы общественной жизни в СССР.
Диссидентство.
Заключение
Библиография

Прикрепленные файлы: 1 файл

соц.полит. трансформац.docx

— 82.65 Кб (Скачать документ)

Проблемы общественной жизни в СССР.

В СССР государство уделяло большое внимание культурному  развитию общества.

«Советский образ жизни — распространённое в СССР словосочетание, обозначающее устоявшуюся, типичную для социальных отношений форму индивидуальной, групповой жизни и деятельности граждан СССР, характеризующую особенность их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. То есть, советский образ жизни — это социальные, экономические, бытовые и культурные обстоятельства, характерные для основной массы советских граждан. По построению фраза аналогична устоявшемуся выражению «американский образ жизни»». [  ]

Одной из главных черт культурной жизни в СССР являлась всеобъемлющая жесткая цензура. Цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти. Были взяты под контроль типогарфии и прекращено печатание «буржуазных» газет. В. И. Ленин говорил: «Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмём власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом». []

Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати»[21], по которому закрывались газеты:

 

  1. Призывающие к неповиновению правительству;
  2. Сеющие смуту путём клеветнического извращения фактов;
  3. Призывающие к действиям преступного характера.

Оппозиционные большевикам издания сравнивали декрет о печати с царскими цензурными правилами 1890 года и указывали на их сходство по содержанию. На основании «Декрета о печати» с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование более 470 оппозиционных газет.

Цензура эпохи застоя являлась неотъемлемым элементом советской пропагандисткой машины. Инструментом через который осуществлялась цензура являлся Главлит ( Главное управление по делам литературы и издательств).

Развернулась активная борьба с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Цензурировалось фактически не то что было написано, сказано и показано, а то что могли об этом подумать читатели, слушатели, зрители. 

Юрий Буртин писал о цензуре второй половины 1960-х годов: «Порой рождался некий смешанный вариант, малознакомый мировой цензурной практике, но для нас достаточно обычный: это когда произведению сначала обдирали бока в предварительной цензуре, а стоило ему появиться в печати, как на него (по заранее принятому в «инстанциях» решению) спускали с цепи «партийную критику», издательствам же «не рекомендовали его перепечатывать»».[]

Цензура стремилась контролировать также музыкальный репертуар. Все песни, исполнявшиеся в СССР, подлежали предварительной цензуре, программы концертных выступлений утверждались отдельно от текстов музыкальных произведений. В 1983 году Министерство культуры СССР приняло инструкцию, согласно которой все профессиональные и любительские музыканты обязаны были 80 % концертного репертуара составлять только из песен, написанных членами Союза композиторов СССР. При этом средний возраст членов Союза составлял 60 лет, а новых членов туда не принимали с 1973 года. Рок-музыканты подвергались преследованиям. Например, Юрию Шевчуку в 1983 году в Уфимском отделении КГБ предлагали дать подписку о том, что он никогда не будет больше исполнять, записывать и сочинять своих песен.

 

В работе со средствами массовой информации цензурная практика выглядела следующим образом. Вначале редактор представлял в Главлит вёрстку подготовленного им к печати материала в двух экземплярах. Работник Главлита изучал материал на предмет поиска информации, подпадающей под обширный «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати». Запреты делились на две части: безусловные и условные. Безусловные запрещались автоматически, а по условным следовало получить предварительное разрешение соответствующего министерства. Замечания оформлялись цензором на специальном бланке «Вмешательство», где указывались издающая организация, точный текст, потребовавшиеся вмешательства, их характер и обоснование.

Все время существования СССР отмечено неуклонным ростом потребления алкоголя. Падение количества выпитого алкоголя отмечалось лишь во время ВОВ и в период горбачевской антиалкогольной кампании.

Алкоголизация населения СССР началась в 1925 году, когда был отменен действовавший еще с царских времен «сухой» закон. Необходимо отметить, что перед введением этого закона в 1914 году потребление алкоголя составляло 4,7 л чистого алкоголя на душу населения, а перед его отменой 0,2 л. До самой войны потребление неуклонно росло и к  1940 году увеличилось почти в 10 раз, составляя 1,9 л.

Главной  причиной отмены «сухого» закона – была причина экономическая. Стране нужны были деньги, продажа водки это самый быстрый способ выкачать эти деньги, позиции в руководстве двух пьющих людей Сталина и Рыкова были сильны, и к радости широких масс, в СССР началось производство водки, которую прозвали  «рыковкой».

Доходы у людей были тогда очень небольшие, в 20-е годы еще и безработица в городах, после коллективизации опять ввели карточки, лучше стали жить только в конце 30-х годов, и тут же возросло потребление алкоголя.

Потом война, потом нищета и разруха, и бутылку водки купить было очень дорого. Поэтому после войны водку продавали во всех магазинах в разлив. Зашел человек в любой магазин, есть в кармане хоть что-то, брал сто граммов и выпивал, и жить  уже не так погано. На тридцать минут. В фильме  «Невеста с приданым» про колхозную жизнь пятидесятых, есть такая сцена. Героиня, которую играла Татьяна Пельтцер, пошла на  вокзал, что-то продать. Ну что тогда продавали?  Дары леса в основном. Продала, хотела домой  деньги принести, но по ее словам, «чтой-то в животе у нее так забурчало», что она не выдержала и купила на всю выручку  колбаски и выпила водочки.

 

По мере роста доходов – росло и пьянство. Значительная часть проблемы заключалась в том, что из всех сословий  дореволюционной России, по-настоящему пили только пролетарии. «Пьяная мастеровщина» - это один из признаков большого города начала ХХ века.

 

С победой пролетарской партии в России, пролетариат стал культивироваться, принадлежностью к пролетариату стали гордиться. Что само по себе  не плохо, если бы «мастеровщина» не несла в себе массу отрицательного. Тут были, конечно, и объективные причины. Жизнь в промышленном районе, изнурительная работа на заводе или фабрике, требовала какой-то разрядки. Ведь крестьянин мог восстанавливать силы примерно шесть месяцев в году, а здесь круглый год изматывающий, механический труд.

 

Пролетарские окраины всегда пили по-черному, не имея никакой культуры употребления спиртного. И постепенно, по мере формирования советского человека,  привычки  «мастеровщины» стали распространяться на все общество. Был некий идеал простого рабочего парня, который может подраться, может выпить, но он свой, она за советскую власть и никогда не предаст. И образ этого выпивающего парня, кочевал из фильма в фильм. Образ пьющего Вани Курского (Алейников) из фильма «Большая жизнь», это было близко к реальности. Ваня пьет, но советскую власть не предаст.

 

Постепенно употребление алкоголя, как единственный праздник в жизни, стало привычным для большинства населения страны. Это стало чем-то обыденным и естественным, хотя чего уж естественного  было в валявшихся на улицах городов и сел, пьяных мужиках.

В 1960 году только государственная продажа алкоголя составляла 4,6 л на человека, а с учетом самоговарения потребление превышало уже 6 л. К началу 70-х годов потребление  превышало 8 л и это не могло оставаться незамеченным высшим партийным руководством СССР.

1972 году. 16 мая было опубликовано  Постановление № 361 «О мерах по  усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50°  и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству — бой!».

Тем не менее, употребление алкоголя неуклонно росло, и в 1976 в РСФСР превысило 10 литров на душу населения, стабилизировавшись в пределах 10-10,5 литров вплоть до конца 1984 г. По неофициальным подсчётам, с учётом самогоноварения употребление и вовсе превышало 14 литров. Одновременно с пьянством росла и смертность РСФСР, поднявшись с 7,6 в 1964 году до 11,6 в 1984.

В своей книге М. Соломенцев указывает: «За период 1964—1984 годов значительно увеличилось производство и потребление водки и дешёвых вин (в частности „бормотухи“ из плодов и ягод), доходы от их продажи возросли в 4 раза. Стало больше прогулов, повысились преступность, увеличились заболевания, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя». Там же говорится, что к началу антиалкогольной компании 1985 года пьянство в СССР принимало масштаб национальной катастрофы».[2]

В то же время, доктор медицинских наук А. В. Немцов считает, что рост алкоголизации происходил и в других странах мира (в частности, во Франции в 1965 г. он достигал 17,3 л/чел., что привело Шарля де Голля к необходимости принятия антиалкогольных правительственных актов. Данный исследователь считает, что «после Второй мировой, приблизительно с середины 50-х годов, когда были залечены основные раны, во всём мире, но особенно в Европе и Северной Америке, вместе с ростом материального достатка начался неудержимый рост потребления алкоголя. Благополучнейшая тогда Швеция за 30 лет — с 1946 по 1976 г. — увеличила потребление на 129 %». [3]

В марте 1956 года в Тбилиси состоялись первые в стране массовые беспорядки, учинённые представителями местного населения, недовольными разоблачением культа личности И. В. Сталина на XX съезде КПСС. С этого момента и до самого краха СССР в 1991 году беспорядки периодически возникали в разных регионах страны, однако до Перестройки они замалчивались. Характерной чертой брежневской эпохи являлась социальная стабильность, при этом 7 из 9 массовых выступлений против режима приходятся на период правления Л. Брежнева.

 

 

Массовые беспорядки в СССР

29 сентября — 3 октября 1964 года, дагестанский город Хасавюрт. В беспорядках участвовали до 700 человек. Причина: чеченец изнасиловал  девушку лакской национальности, и мужское население лакцев двинулось для отмщения на чеченцев. Оружие не применялось, убитых и раненых не было. К уголовной ответственности привлечены 9 человек.

23 августа 1966 года около 500 жителей Киевского района Москвы  вступились за пьяного гражданина, которого пыталась задержать  милиция. Оружие не применялось, жертв не было.

17 мая 1967 года, город Фрунзе, до 700 жителей напали на райотдел внутренних дел, в котором, по слухам, работники милиции забили до смерти задержанного солдата. Оружие применялось. Убит один, ранены трое, 18 человек посажены на скамью подсудимых.

13 июня 1967 года, крупное столкновение  обитателей казахстанского города  Чимкента с милицией. Участвовали  более тысячи человек. Причина: распространение  слухов о якобы имевшем место  убийстве сотрудниками милиции  шофёра местного автопарка. Милиция  применила огнестрельное оружие. Убиты 7, ранены 50 человек. 43 жителя города  пошли под суд.

3 июля 1967 года, крупные беспорядки  в городе Степанакерт. В них  принимали участие более двух  тысяч человек. Толпа, недовольная  мягким приговором суда убийцам  мальчика, напала на конвой и  отбила троих осуждённых. Их прямо  на улице убили и сожгли. Милиция  применила оружие. Жертвы — один  убитый, 9 раненых. 22 зачинщика предстали  перед судом.

8 октября 1967 года, 500 человек  напали на отдел милиции в  городе Прилуки Черниговской  области. Причина: провокационные слухи  о якобы убийстве сотрудниками  милиции гражданина, фактически  умершего от прогрессировавшего  менингита. Оружие не применялось, жертв не было. 10 человек привлечены  к уголовной ответственности.

12 октября 1967 года в городе  Слуцке около 1200 жителей сожгли  здание народного суда, в результате  чего погибли два человека  и три получили ожоги. Причина  поджога — недовольство населения  вердиктом суда за нанесение  тяжких телесных повреждений  и хранение огнестрельного оружия. К уголовной ответственности  привлечены 12 зачинщиков.

13 июля 1968 года около 4 тысяч  жителей города Нальчик собрались  на городском рынке. По слухам, в пункте милиции избивали  задержанного подростка. Образовавшаяся  толпа ворвалась в помещение  пункта и убила участкового  милиционера. К уголовной ответственности  были привлечены 33 человека, в том  числе трое — к высшей мере  наказания.

4 апреля 1969 года в Ташкенте  начались так называемые «События  на „Пахтакоре“» — националистические  выступления организованных групп  узбекской молодёжи в Ташкенте, начавшиеся во время футбольного  матча на стадионе «Пахтакор»  в Ташкенте и продолжавшиеся  в течение нескольких дней.

18-19 мая 1972 года — массовые  волнения в Каунасе, Литовская СССР по случаю самосожжения Ромаса Каланты. Участвовало свыше 3 тыс. человек.

22 января 1977 года — в  городе Новомосковск Тульской  области, возле КПЗ собралась  толпа в количестве не менее 500 человек — стало известно, что  к задержанным несовершеннолетним  работники милиции применяют  рукоприкладство и иные грубые  действия. Возмущённые обитатели  едва не разгромили КПЗ. Шестеро  из них были привлечены к  уголовной ответственности.

Информация о работе Застойные и кризисные явления в экономической жизни СССР и их социальные последствия