Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данных проблем отражена и в общественном сознании, художественном творчестве, научной рефлексии. Ученые не могут обойти эту проблему, связанную со многими как гуманитарными, так и экономическими вопросами. Появились уже сотни статей и книг по проблемам миграции[1]. В них ставятся масштабные вопросы, ведется поиск ответов, выдвигаются концепции. Государства осознают, что миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания. Миграционная политика не может обходиться без социальной защиты и социальной работы с мигрантами. Но именно этот аспект остается недостаточно обеспеченным в научном и организационном плане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ.. 5
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения 5
1.2. Предмет и методы социальной работы с мигрантами. 10
1.3. Динамика и структура миграционных потоков в современной России 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ.. 15
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи. 15
2.2. Правовое регулирование миграции и гарантии прав мигрантов. 18
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 20
3.1. Проблемы специализации социальной работы с мигрантами. 20
3.2. Технологии социальной работы с мигрантами. 22
3.3. Социальная работа с различными категориями реальных и потенциальных иммигрантов. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 33
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

К классическим формам социальной работы относятся устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически  ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Эти формы выступают также основными и для обучения социальных работников и социальных педагогов. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные (эгалитарные) формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно: а) индивидуальная помощь; б) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом; в) меры воздействия на государственную политику. Разграничение и взаимодействие таких классических форм отражают проявление принципа субсидиарное, по которому признаются зоны ответственности различных субъектов, чтобы одни субъекты не вмешивались без необходимости в ответственность других: «Вышестоящим инстанциям не рекомендуется брать на себя выполнение того, что может в действительности сделать сам человек». Что могут сделать индивид и коллектив, должны делать индивид и коллектив, а муниципалитет и государство, не должны мешать этому, а устранять излишние препятствия. Чего не могут сделать индивиды и коллективы, должны делать муниципалитеты и государственные органы[16].

В первой половине XX в. доминирующей формой социальной работы в разных странах была индивидуальная помощь клиентам. Затем в 1960 гг. стали использовать социальную групповую терапию, а позже, начиная с 1970 гг., — социальную работу в общине. Эти три формы социальной работы стали, по существу, классическими и универсальными, оказали решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

Становление неклассических форм работы и методик характерно для всех направлений социальной работы. Приложимы они и к социальной работе с мигрантами, что отражает общую тенденцию учета социальных факторов в генезисе трудных жизненных ситуаций, заболеваний, психических расстройств, дезадаптированности. Об этом можно судить по аналогии с повышением роли социальных работников в деятельности медицинских учреждений, психиатрических и психотерапевтических центров.

В свою очередь социальные работники вооружались методами и формами работы, заимствованными  у психологов, психотерапевтов, а  также у социологов, специалистов по социальным и психологическим  тренингам.

Для социальных работников одним из объектов приложения профессиональных знаний и навыков стала работа в миграционных службах, сотрудничающих со службами социальной защиты, учреждениями здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами, правозащитными организациями.

Одна из форм социальной работы с мигрантами заключается  в содействии созданию групп самопомощи и переселенческих организаций.

Важно и участие негосударственных  организаций в социальной работе, в том числе с мигрантами. В  России негосударственные организации (в виде некоммерческих организаций — фондов, общественных объединений) могут оказывать мигрантам социальные услуги, соответствующие Национальному стандарту социальных услуг Российской Федерации.

По самым скромным подсчетам, только в Европейской  части России действуют более 200 объединений мигрантов и помогающих им отечественных и зарубежных организаций. Одним из наиболее ярких примеров является деятельность уже упоминаемой выше многопрофильной организации «Форум переселенческих организаций», а также организаций «Балтийский союз», «Балтийское содружество», Башкирское республиканское общество беженцев и вынужденных переселенцев, «Бежин Луг» в Орловской области.

Эта сеть переселенческих  организаций расширяется. Благодаря  объединению переселенческие организации предпринимают совместные действия, имеющие гораздо больший эффект, чем одиночные акции.

Создаются добровольческие  центры для реализации социальных проектов. Их называют еще инфраструктурой  возможностей, т.е. организациями, которые  принимают добровольцев и предоставляют им определенный фронт работ, а также находят «социальных аниматоров». Однако требуется и создание системы повышения морального веса добровольцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Социальная работа  с различными категориями реальных  и потенциальных иммигрантов

Социальная работа с  мигрантами, пострадавшими в результате торговли людьми и использования  принудительного труда

Процесс миграции может  обрастать криминальными связями. В частности, распространенными являются торговля людьми для различной эксплуатации. Эту проблему рассматривали даже в ООН. Организованные преступные группировки занимаются торговлей людьми и продажей их в рабство. По данным, озвученным на слушаниях Мосгордумы 30 мари 2006 г., такие группы каждый год вывозят за рубеж 50 тыс. РОССИНИ и жительниц стран СНГ для продажи в публичные дома[17]. Помимо того, что это сильно сказывается на демографических показателях России, это еще имеет и тяжелые социально-психологические последствия для жертв подобных группировок.

Трудящиеся мигранты, особенно нелегальные, довольно часто  попадают в условия принудительного (нередко рабского) труда. Такой риск существует во многих странах. Но в  России, как отмечают ученые Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, эти риски многократно возрастают из-за смычки недобросовестных работодателей с правоохранительными органами и коррупции[18]. Такие мигранты боятся обращаться в милицию или прокуратуру, так как могут подвергнуться депортации.

Возникает необходимость  помощи людям, ставшим жертвами работорговцев. Например, некоммерческая организация  «Ангел», финансируемая из-за рубежа, осуществляет поиск пострадавших от торговли людьми, содействует их репатриации, оказывает психологическую и юридическую помощь, проводит медицинскую и социальную реабилитацию. Она организовала бесплатную русскоязычную «горячую линию», круглосуточно помогающую пострадавшим получить срочную информацию, которая способна помочь им вырваться из критической ситуации, где бы они не находились. За 3 года специалисты провели беседы с 5 тыс. обратившихся к ним мигрантов и их родственниками.

Организация «Ангел»  участвует в создании социальных приютов, где оказывается реабилитационная помощь пострадавшим.

Социальная работа с  такими категориями мигрантов важна  по нескольким причинам. Помимо универсальной  гуманитарно-правовой причины (уважение достоинства, защита прав человека) следует  учесть, что среди мигрантов оказались и наши соотечественники, переехавшие в Россию еще в 1990-х гг., но не получившие возможности нормально легализоваться. Необходимо думать и о том, какой имидж России складывается в странах СНГ, потому что мигранты из этих стран могут переориентироваться на рынки труда в других государствах. Наконец, возникает и обратный эффект: русские (и русскоязычные вообще), живущие в других постсоветских государствах, из-за этого бесправия мигрантов в России также будут попадать чаще в ситуации нарушения прав человека. Бесчеловечное отношение, ксенофобия как «бумеранг» будет ударять по «своим».

Социальная работа с  потенциальными репатриантами и  добровольными переселенцами

Трагическая история  России способствовала тому, что миллионы наших соотечественников покидали родину и «оседали» во многих странах мира. Миллионы людей в СССР переезжали из России в братские союзные республики для оказания помощи в строительстве, в развитии промышленности, науки, образования, медицины. Преобразования 1990-х гг. не прервали отношений с соотечественниками за рубежом, но создали новые условия для их развития. С принятием Закона о гражданстве 1991 г. Россия дала возможность соотечественникам — жертвам исторических потрясений и репрессий — и их потомкам при желании восстановить российское гражданство и вернуться на историческую родину. Наши соотечественники за рубежом в государствах — участниках СНГ и странах Балтии столкнулись со сложной экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждаются в помощи и поддержке России.

По своему правовому  положению выходцы из России относятся  к трем различным категориям: граждане России, граждане государства проживания (меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) — граждане, имеющие и  не имеющие вид на жительство в  стране фактического проживания[19]. Их различный юридический статус должен учитываться в миграционной политике, работе по натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации и стать стратегической линией в отношениях с соотечественниками.

Помощь России соотечественникам должна оказываться на основе двусторонних соглашений, путем принятия мер, согласованных с органами государственной власти соответствующей страны. Содержание договоров должно учитывать специфику каждой страны. Долг Правительства РФ — не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом.

Двусторонние соглашения со странами ближнего зарубежья касаются сотрудничества в области культуры и образования, создания и поддержки  российских культурных центров (библиотек, клубов).

В 2005 г. по поручению Президента РФ Правительство РФ разработало программу по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Утверждение такой программы в 2006 г. дало новый импульс в социальной ориентации миграционной политики[20]. В Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривается «постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала, анализ состава участников Программы, мотивов участия».

Предусмотрена работа с потенциальными репатриантами, для чего будут создаваться представительства ФМС России в государствах — участниках СНГ и других государствах.

Социальная работа с  добровольными переселенцами предполагает создание условий для полноценной  и безболезненной натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации и будет варьироваться в зависимости от категории территории вселения.

Социальная работа с  семьями и детьми мигрантов

Семьи и дети мигрантов  — один из важных каналов, по которому успешно идет интеграция в российское общество. Эта работа ведется как в классических, так и неклассических формах, совместно с семьями «старожилов» и отдельно для мигрантов. Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось в 1993—1994 гг. в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990 годы». В нем органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось «содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждении ноною мша социальной помощи семье и детям». Такими учреждениями нового типа стали центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. В других учреждениях социального обслуживания населения открывались отделения по работе с семьей и детьми.

Испытания, которые детям  мигрантов приходится переносить, соотносятся  с такими понятиями, как «травма», «утрата» и «жестокое лишение». Травма становится последствием страха, связанного со стихийным бедствием, жестокостью со стороны каких-либо людей, войной, этническим конфликтом, унижением. Она воспроизводит стрессовые состояния. Дети беженцев могли оказаться свидетелями бомбежек, убийств, нанесения другому лицу телесных повреждений, могли сами подвергаться насилию. Они нуждаются в психолого-социальной помощи[21]. Другие стрессовые ситуации возникают у детей беженцев, когда они сравнивают свое положение и положение детей в благополучных семьях — их одежда, дом, игрушки, питание, а также отношение к ним сверстников. Это обостряет состояние переживания «утраты», что является определяющей характерной чертой статуса беженца.

Травматические стрессовые ситуации негативно влияют на состояние  здоровья как взрослых, так и детей. Возникает необходимость создания реабилитационных центров, государственных, общественных, курируемых некоммерческими организациями, которые помогают и местному населению, и семьям мигрантов, и беспризорным детям.

В Москве разработана  программа «Солнечный круг» для оказания помощи в создании подобных организаций.

Социальная помощь детям  мигрантов заключается не только в том, чтобы обеспечить им элементарные условия для реализации естественно-антропологических  потребностей (питание, жилье, медицинское обслуживание), но также дать возможность формировать духовно-культурные (учеба, общение с родителями и сверстниками) и агентно-профессиональные (обучение ремеслу, трудовое воспитание) потребности.

Для аккультурации и  интеграции детей мигрантов немало можно сделать, привлекая ресурсы образования и художественного творчества.

В аккультурации и  интеграции значительную помощь может  оказать и оказывает школа. Большое  значение должно придаваться школьному  воспитанию и образованию детей  мигрантов. Этнокультурные проекты направлены на интеграционную работу, воспитание толерантности, взаимодополняемость культур[22].

Департамент социальной защиты Правительства Москвы и благотворительный  фонд «Самю Сосьяль — Москва»  подписали договор о сотрудничестве. Фонд использует парижские методы социальной работы с детьми мигрантов и беспризорниками. Задача-минимум такой социальной работы — оказать помощь голодным и замерзающим детям, показать, что есть люди, которым они не безразличны. Задача-максимум — помочь этим детям восстановить нормальную идентичность, идентификацию с социальными структурами общества, оказать на них положительное влияние, чтобы они сами отказались от бродячей жизни[23].

Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами