Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Актуальность данных проблем отражена и в общественном сознании, художественном творчестве, научной рефлексии. Ученые не могут обойти эту проблему, связанную со многими как гуманитарными, так и экономическими вопросами. Появились уже сотни статей и книг по проблемам миграции[1]. В них ставятся масштабные вопросы, ведется поиск ответов, выдвигаются концепции. Государства осознают, что миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания. Миграционная политика не может обходиться без социальной защиты и социальной работы с мигрантами. Но именно этот аспект остается недостаточно обеспеченным в научном и организационном плане.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ.. 5
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения 5
1.2. Предмет и методы социальной работы с мигрантами. 10
1.3. Динамика и структура миграционных потоков в современной России 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ.. 15
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи. 15
2.2. Правовое регулирование миграции и гарантии прав мигрантов. 18
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 20
3.1. Проблемы специализации социальной работы с мигрантами. 20
3.2. Технологии социальной работы с мигрантами. 22
3.3. Социальная работа с различными категориями реальных и потенциальных иммигрантов. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 33
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
Масштабы современной международной миграции (включая транзитную) впечатляющие. В 2005 г. численность мигрантов в мире составила от 185 до 192 млн. чел., т.е. почти 3% населения выезжало из страны своего проживания. Дня сравнения в 1980 г. в мире насчитывалось около 80 млн. международных мигрантов. Сейчас мигранты составляют 7,7% населения Европы (включая европейскую часть бывшего СССР — Молдавию, Украину, страны Балтии) — всего 56,8 млн. чел., в Северной Америке — 40,8 млн. (12,9% населения региона), в Азии — 49,9 млн. (1,4%), в Африке — 16,3 млн. (2%), в Латинской Америке — 5,9 млн. (1,1%), в Австралии — 5,8 млн. (18,7%).
Эти масштабы не обходятся без социально-гуманитарных последствий. С одной стороны, миграционные процессы «вырывают» людей из родной почвы и переносят в новые места, где приходится нередко все начинать заново — изучение языка, местного окружения, выбор школы, работы, профессии. С другой стороны, структуры территориальной идентичности местности, из которой выбывают мигранты, теряют часть своей субстанции — людей (населения); структуры духовной идентичности — носителей местной культуры; предприятия и учреждения (основа агентной идентичности) — кадры работников, а также клиентов. Изучение и нормализация этих процессов — огромное поле для социальной политики, а также для социономов.
Миграция в современном мире представляет собой неизбежный процесс, проявляющийся постоянно[11]. Уровни миграции бывают нормальными, превышающими нормы или недостаточными. Миграция отражает состояние экономики, социальной сферы, духовности стран исхода и принимающих стран. Вклад миграционных процессов в изменение благосостояния населения и демографической ситуации может быть значительным. В то же время высокий уровень как эмиграции, так и иммиграции вызывает целый ряд проблем: если иммиграция превышает допустимые пределы — увеличение безработицы, потенциальный рост социальной напряженности на этнической почве; если преобладает эмиграция — сокращение рабочей силы, в том числе в ключевых секторах экономики.
Сдвиги в динамике миграционных потоков во многом спровоцированы кризисом переходного периода в развитии России. Однако экономический рост в России в начале 2000-х гг. многое изменил. Пространственная структура миграционных потоков будет и дальше адаптироваться к переменам, происходящим в России и в странах СНГ. По мере экономической и политической стабилизации привлекательность России для мигрантов будет возрастать, что можно будет использовать для исправления демографической ситуации и экономического роста российской экономики. Все это диктует необходимость разработки и принятия новой концепции и программ государственной миграционной политики РФ, обеспечения системы мер по интеграции и адаптации мигрантов. Предстоит разработать механизмы переселения мигрантов на Дальний Восток и в Сибирь, другие регионы с дефицитом рождаемости и трудовых ресурсов. Для регулируемой иммиграции необходимо создание определенных минимальных социальных стандартов комфортных условий для натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации в российском сообществе.
Но сами мигранты порой понимают миграционную ситуацию как свободу передвижения и поселение в тех районах, которые им нравятся больше всего. Это разное видение путей миграционных процессов порождает общественный конфликт, который можно избежать или разрешить при адекватной социальной политике и правильной социальной работе с мигрантами. Мигранты, их организации и государственные структуры должны быть вовлечены в институционализацию эффективных взаимодополняющих форм взаимодействия — социальное партнерство, где наиболее важным вопросом является развитие человеческого потенциала в условиях достойного существования человека, соблюдение его прав, а также интересов социальных партнеров. Без этого Россия может лишиться благоприятно настроенного контингента мигрантов. Уже сейчас часть потока мигрантов из Молдавии и Украины переориентировалась, например, на Италию, Грецию и другие страны, испытывающие дефицит рабочих рук.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи
Миграционная политика — важный элемент экономической и социальной политики[12].
В России пока только идет становление подобной миграционной политики. Миграционная политика России, как и многих других государств, сочетает в себе элементы консервативные (закрытость) и либерально-рыночные (селективная открытость). Уровень открытости зависит в основном от состояния рынка труда, социальной политики, от готовности того или иного общества к социокультурной нейтрализации и интеграции миграционных потоков, наличия специалистов по социальной работе. Конечный итог миграционной политики — обеспечение встраивания миграционных потоков в структуры идентичности данного общества.
Правильная организация миграционной политики — одно из условий безопасности государства и общества, нормального развития экономики.
В свом ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ в 2006 г. поставил демографическую политику на одно из первых мест, выделив направления решения данной политики:
1. снижение смертности населения;
2. миграционная политика;
3. повышение рождаемости.
Такая триада свидетельствует о том, что миграционная политика может стать одним из приоритетов.
В 2000—2006 гг. миграционная ситуация характеризовалась следующими признаками.
1. Происходило снижение внешней и внутренней миграционной активности. При этом направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечали стратегическим государственным потребностям.
2. Потенциально иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии становилась все более важным фактором поддержания численности населения страны в условиях естественной убыли населения.
3. Сохранялся стихийный отток населения из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные и южные регионы страны, углубляющий диспропорции регионального развития, просчеты социальной политики.
4. Нерегулируемая миграция
превратилась в фактор
Если рассматривать
связь миграционной политики с социальной
работой и другими социально-
· исправление последствий несправедливой политики в отношении граждан бывшего СССР, попавших в трудную ситуацию из-за нарушения прав человека путем создания преимуществ для них перед другими иностранцами и апатридами в вопросах пребывания в России, получения вида на жительство, гражданства России, социальной помощи;
· поддержание существующих национально-культурных структур идентичности и связанного с ними образа и уровня жизни, что предполагает обеспечение иммиграционного притока, но в определенных параметрах и с определенной селекцией;
· сохранение существующего социокультурного облика России как государства, связанного с историческим российским и советским опытом, интегрированного на основе преобладания русско-славянской, тюркской, финно-угорской и других национально-культурных традиций народов России;
· поддержание соответствующих социокультурному составу России конфессиональных идентичностей, ориентированных на православие, как преобладающую конфессию, на ислам, как наиболее распространенную после православия конфессию, при полном обеспечении прав и свобод других мировых и традиционных конфессий иудаизма и буддизма, а также обеспечение отправления традиционных, способствующих российской идентичности культов некоторых народов и других верований, не разрушающих эту идентичность;
· учет заинтересованности в миграции, которая поддерживает баланс интересов коренного населения и мигрантов, обеспечение стабильности социально-политической ситуации, сохранение структур российской идентичности;
· поддержание определенных селекционных фильтров по приему значительных контингентов отдаленных по культуре иммигрантов, так как общество и государство не обладают сегодня необходимыми социальными и кадровыми ресурсами для натурализации потоков иммигрантов, сильно отличающихся по набору идентичностей (нереальна, например, натурализация значительного числа китайцев, турок, вьетнамцев, африканцев, афганцев);
· выделение серьезной социально-гуманитарной составляющей миграционной политики, развитие направления социальной работы и социальной педагогики для мигрантов. Однако для натурализации мигрантов серьезным препятствием стали законы о гражданстве Российской Федерации (2002), а затем о правовом положении иностранных граждан (2003). Их положения оказались деструктивными и для формирования геокультурной периферии и для пополнения населения России, способствовали ухудшению социально-гуманитарного положения мигрантов.
Положительные социально-гуманитарные сдвиги в миграционной политике начались в 2005 г. Важный социально-гуманитарный перелом обозначился на заседании Совета безопасности РФ 17 марта 2005 г., где в своей речи Президент РФ серьезно критиковал недостатки миграционной политики. Позднее В.В. Путин отметил, что Правительство РФ стремится к введению упрощенного порядка легализации мигрантов и реализации отдельной, дополнительной программы возвращения в Россию наших соотечественников.
Началась социально-
Миграционная политика и формирование системы социальной работы с мигрантами предполагают не только инициативы государства, но и координацию действий многих государственных и общественных институтов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Такие горизонты были намечены, например, в Федеральной целевой программе формирования толерантности (2001-2005 годы) В разделе «Личность» предусматривалась координация деятельности органов управления образованием, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, способная серьезно усилить аккультурацию и интеграцию мигрантов, в частности, разработка и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, развитие страхования как социального института. В разделе «Семья» намечались разработка и реализация мероприятий, повышающих роль семьи в снижении социальной напряженности в обществе. Раздел «Общество» предусматривал разработку и реализацию мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам. Раздел «Государство» предполагал разработку и реализацию мероприятий по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрению в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.
Вопросы разработки и
реализации государственной политики
в области регулирования
Примером реализации
положений государственной
2.2. Правовое регулирование
миграции и гарантии прав
Гарантии и механизмы реализации, охраны и защиты прав человека в зависимости от способов и субъектов применения разделяются на личные (приватные), коллективные (корпоративные) и эгалитарные (социальные, общественные). Эти механизмы эффективны тогда, когда они сочетаются, находятся в системе взаимодействия. Отсюда любое жизнесферное право, будь то естественно-антропологическое, духовно-культурное или агентно-профессиональное, выступает в зависимости от механизма реализации гарантий также как право индивидуальное (приватное, личное, реализуемое самостоятельно), коллективное (корпоративное, реализуемое с помощью объединения, хозяйствующего субъекта), эгалитарное (общественное). Последнее гарантируется государственными или общественно-государственными структурами, реализуется с их помощью (административно-правовые, судебные, омбудсмен и др.).
Если исходить из реальной гарантированности прав, то для иммигрантов пока условия остаются неравными по сравнению с местными жителями.
Неразвитость гарантий и механизмов реализации, охраны и защиты прав, их разобщенность создают серьезные сложности для работы социальных работников и социальных педагогов. Натурализация, аккультурация, профессиональная адаптация мигрантов предполагают учет не только чисто правовых, но и психологических, социально-антропологических аспектов, они не могут решаться эффективно без взаимодействия сотрудников миграционных служб, социальных работников (социальных педагогов) с юристами.
Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами