Стратификация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут подробно разобраны такие понятия, как: социальная структура и социальная стратификация, характеристики социальной структуры общества и социальная мобильность, теория функционализма и теория классов К. Маркса.
Основная цель этой работы – дать общее представление о социальной стратификации в России. Также, для сравнения, будет приведена информация о социальной стратификации в СССР.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по социологии.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

Были сокрыты многие черты  реальной социальной структуры: номенклатурный кадровый механизм, воспроизводящий  эту структуру, находящиеся на вооружении социальных институтов (партаппарата, госбезопасности, ВУЗов) критерии подбора и расстановки кадров (партийных и советских работников – дипломатов, преподавателей общественных наук и т.д.).

Было канонизировано утопическое  представление о бесконфликтных межгрупповых интересах.

Первыми, кто обратил внимание на несоответствие действительно существующей социальной структуры в СССР  и той, которая декларировалась  партийными и государственными органами, стали западные теоретики. Их представления  о советской социальной структуре  базировались на выработанной ими же теории социальной стратификации и  мобильности, которая позволила  расширить марксистское видение  социальной структуры, а также помогла  ответить на многие вопросы относительно существующей социальной структуры  в СССР и на Западе.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ  СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО  ОБЩЕСТВА

 

Первое, что можно сказать  о социальной структуре нашего общества – это её маргинализация. В настоящий  момент происходит тотальная маргинализация практически всех социальных групп. Маргинализация означает объективный процесс утраты индивидом своей идентификации с определённым социальным слоем или группой, что происходит в результате перемещения индивида из одной группы в другую.

Маргинализация является следствием социальной мобильности  и закономерной чертой любого переходного  периода. В этом процессе можно выделить два момента. С одной стороны, маргинализация предполагает появление в социальной структуре маргиналов «вообще», то есть появление некой фракции, куда входят безработные, мигранты, беженцы, уголовники и т.д.

Этот процесс связан со структурными изменениями экономики  и падением жизненного уровня большинства  населения. Следствием этого может  стать препятствие к созданию гражданского общества, так как психологически маргиналы склонны к поддержке  авторитарных личностей, предлагающих предельно простые рецепты быстрого выхода страны из кризиса, а значит, и обретения достойного места  в обществе каждым из потерявших надежду  людей.

Вместе с этим, с другой стороны, маргинализация означает размывание всей социальной структуры, всех границ, отделяющих один слой общества от другого, так как процесс социальной мобильности  осуществляется стихийно и постоянно. Постоянно образующиеся новые социальные общности не имеют чётких характеристик, как это существует в стабильных обществах, где высокодоходные группы являются одновременно и наиболее престижными, а также обладающими наибольшей властью и влиянием.

В образующихся новых социальных общностях нет внутреннего единства, которое возникает только на основе единых интересов, поэтому нельзя говорить, например, о едином слое российских предпринимателей, так как сюда входят различные категории или слои предпринимателей, нередко противостоящих друг другу. Нельзя ничего сказать о российском рабочем классе, так как интересы рабочего, занятого  в сфере высоких технологий, толкают его в сторону рынка, в то время как тот же рынок смертельно опасен для неконкурентоспособных неквалифицированных рабочих.

Второй особенностью классообразования в России является то, что этот процесс носит криминальный характер. На верхушку иерархической пирамиды возносятся паразитарные, деструктивные группы и «топятся» те, кто необходим для воспроизводства общества как целостного организма. Причём криминальные социальные группы и структуры в нашем обществе не имеют аналогов в мире.

Третья особенность структурообразующего процесса – это стремительная  имущественная поляризация общества.

Причинами резкой поляризации  социальной структуры являются следующие  факторы:

  1. резкие различия в заработной плате, которую к тому же некоторым слоям перманентно не выплачивают;
  2. разница в текущих доходах, которые некоторые получают дополнительным путём, а некоторые не имеют совсем;
  3. разница в денежных накоплениях (в то время как основная масса населения в начале 1992 года рассталась со своими сбережениями в результате либерализации цен, инфляции, банкротства многих акционерных обществ, куда были помещены деньги на хранение, небольшой слой населения интенсивно наращивал накопления, конвертируемые в устойчивую валюту);
  4. значительный вклад в усиление расслоения внесла приватизация жилья (только 5% семей, как правило, представителей бывшей партийно-государственной номенклатуры или обслуживающего её персонала, получившие в своё время наилучшее жильё по льготам, теперь располагает недвижимостью в сотни миллионов  рублей; «новые русские» интенсивно скупают жильё за счёт посредничества. Сейчас 80% прироста жилья идёт на рынок – благодаря чему семьи очередников, молодые семьи практически лишаются возможности получить квартиру).

Четвёртое. Одной из основных тенденций в формировании социальной структуры, как признают многие исследователи, является размыванием среднего класса. В доперестроечный период в России существовал огромный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс, к нему относились интеллигенция и квалифицированные рабочие. Попытка этого слоя превратиться из потенциального среднего класса в реальный не состоялась.

Весь прибавочный и  часть необходимого продукта, создаваемого наиболее квалифицированной частью рабочих и интеллигенции, перекочевала в карман криминала – нуворишей  или напрямую, или непосредственно  через госбюджет в виде льготных кредитов и субсидий. Государственный  бюджет также покрывается за счёт работников бюджетной сферы.

Потенциальный средний класс  подвергся прямой люмпенизации. Новые его фракции в лице фермерства, предпринимателей малого бизнеса, инновационных фирм, независимых конструкторских бюро оказались под давлением налоговой политики, отсутствия кредитов и производственных площадей, государственного и криминального рэкета.

Пятое. За последние пару десятилетий в России появились и начали формироваться новые социальные слои – такие, как: предприниматели, фермеры, маргиналы, нищие, финансовая и политическая элита, «новые русские», «челноки» и т.д. В целом можно констатировать, что в России выделились высший, средний и низшие слои. К высшему слою относят прежде всего крупных предпринимателей.

Можно выделить несколько  групп предпринимателей в России, отличающихся по характеру своего генезиса:

  1. предприниматели, вышедшие из недр прежней номенклатуры. Здесь различаются ушедшие в частный бизнес бывшие партийные и комсомольские функционеры, руководители государственных предприятий, которые, используя своё служебное положение и законы о приватизации, сумели создать акционерные общества и занять в них господствующее положение. Как профессиональные управленцы, эти люди сумели успешно войти в негосударственную экономику и начать стремительно обогащаться, используя связи и несовершенство законов;
  2. предприниматели, ведущие своё происхождение от «чёрного рынка» и «теневой экономики», деятельность которых, по сути, означает выход на поверхность ранее накопленных криминальным путём капиталов;
  3. люди, пришедшие в частный бизнес из науки и высшей школы, Вооружённых сил и спецслужб, промышленных предприятий и торговли, в том числе и через кооперативы после 1988-1989 гг.;
  4. эмигранты и люди, заработавшие свой капитал за границей и ныне вкладывающие его на Родине.

Феномен бедности стал предметом  исследования в современной отечественной  социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечественной науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения.

Сегодня важной характеристикой  общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых  бедных россиян составило 1:9, а уже  в первом квартале 1995 г. – почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают  те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

Соотношение денежных доходов  и прожиточного минимума в 1994 г. составило 238%, в 1995 г. – 195%, в 1996 г. – 206%, 1997 г. – 224%.

По данным официальной  статистики, за 1993-1996 гг. численность  безработных увеличилась с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государственной  службы занятости – с 577,7 тыс. до 2506 тыс.) человек.

Численность трудоспособного  населения составляла в 1994 г. 83 767 тыс. человек, в 1995 г. – 84 059 тыс., в 1996 г. – 84 209 тыс., в 1997 г. – 84 337 тыс., в 1998 г. – 84 781 тыс. человек.

Численность экономически активного  населения в 1994 г. составила 73962,4 тыс., в 1995 г. – 72 871,9 тыс., в 1996 г. – 73 230 тыс., в 1997 г. – 72 819 тыс. человек.

Численность населения с  денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 30,7 млн. человек, или 20,8% от численности РФ. По подсчётам  независимых учёных и общественных организаций, социально-экономическое  положение в стране ещё хуже, чем  говорит статистика: за чертой бедности существует более 50 млн. человек. При  этом за 1992-1997 гг. резко увеличилась  неравномерность распределения  населения по уровню дохода, что  способствовало усилению социально-политической напряжённости в стране, являлось одним из конфликтогенных факторов. В 1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения – всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше.

Согласно официальным  статистическим данным, численность  безработных составляла в 1994 г. – 5478 тыс., в 1995 г. – 6431 тыс., в 1996 г. – 7280 тыс., в 1997 г. – 8180 тыс. человек.

В социальной структуре бедных выделяют как традиционные (многодетные  и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные), так и нетрадиционные группы – семьи работников бюджетных  отраслей народного хозяйства, имеющих  двух и более детей, представители  ряда профессий, которые не могут  обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счёт профессиональной деятельности, семьи, оказавшиеся в  нужде из-за систематической задержки заработной платы. В основной своей массе – это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее ил среднее специальное образование.

К наиболее типичным факторам, обуславливающим риск оказаться  в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень  квалификации, вытеснение с рынка  труда, высокую семейною «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и т.п.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни и ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и т.п.).


Информация о работе Стратификация общества