Средний класс российского общества: структура, факторы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение среднего класса российского общества. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить структуру российского среднего класса;
Выяснить факторы формирования;
Рассмотреть перспективы развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Средний класс в России……………………………………………………..5
Структура…………………………………………………………………….7
Основные подходы к характеристике структуры……………………..7
Модели классовой структуры общества……………………………….9
Структура среднего класса по отрядам……………………………….12
Стратификация среднего класса…………………………………… ....16
Формирование среднего класса в России…………………………………19
Факторы классовой стратификации…………………………………...19
Факторы формирования среднего класса в российском обществе…..21
Перспективы в развитии среднего класса…………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Приложение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 66.81 Кб (Скачать документ)



Примечание: + отражают гипотетическое численное  распределение уровневых групп  по отрядам.

 

Понятно, что при такой быстрой трансформации, которая происходила  в  1990 -е гг.,  в сферу услуги  торговлю наблюдался огромный приток лиц, перемещенных в силу тяжелых жизненных обстоятельств, проблем в других странах, миграции из СНГ и внутри нашей страны. Отсюда некоторые специфические конфликты, когда торговый (средний — потом будет и высший) класс оказывается для данного селения или района элементом частично чужеродным и психологически, и по формам поведения.

В малом  и среднем бизнесе в сфере  торговли и услуг можно выделить

несколько основных групп. Этот бизнес сосредоточен в сфере торговли продовольственными  товарами, дешевыми бытовыми  товарами, одеждой и обувью, как правило, низкого качества. Ведение такого бизнеса не требует  большого  стартового  капитала и специального образования.  Эта группа предпринимателей наименее  защищена  в  социальном плане  (отсутствие пенсионного и медицинского  страхования и  т. п.). Помимо этого также имеется значительное количество владельцев более крупных магазинов  с большим оборотом, большой ресторанный бизнес, кафе и всевозможные точки общепита. В последние годы появились и новые формы ведения бизнеса, такие как франчайзинг. Они также торгуют продовольствием, бытовыми товарами, одеждой и обувью. От простых торговцев их отличает более высокий доход и более высокий уровень образования. Разумеется, надо учитывать огромное число наемных сотрудников, которые явно относятся к нижнему среднему классу (если не к бесправным гастарбайтерам).

В секторах финансовых услуг и крупных  государственных и частных компаниях имеется определенный  уровень сотрудников, они лучше всего чувствуют себя. Специалисты в возрасте 30–40 лет представляют нормальный  верхний  средний класс да же по  западным определениям. Более того, эти люди в значительной мере стали частью мирового рынка. Наши кадры на западных рынках часто превосходят своих конкурентов из Восточной Европы и развитых стран или во всяком случае оказались вполне конкурентоспособными. Кое-кто из них возвращается, но этот круговорот идет через Запад. Квалификация у них высока для мировой конкуренции, но может быть слишком высока для рабочих мест на Родине. Так что дома им надо еще найти подходящее занятие по уровню дохода, притязаний и возможностей.

И, наконец, массовая  интеллигенция. В первую очередь мы имеем в виду врачей и учителей. Медсестра на западе — это нижний средний класс, как правило, за исключением отдельных специальностей, у нас — протосредний.  Врачи  в  массе  должны  были  бы стать  средним  средним классом, но, видимо, в большинстве остались в тех 30 %, которые лишь имеют  на  э т о  надежд у. Однако  мы  начинаем  понимать,  ч т о  именно  в сферах образования и здравоохранения, если брать чисто материальный аспект, заложены резервы для выхода на уровень в 50 % среднего класса в долгосрочном плане, частично — это государственные служащие. При этом надо иметь в виду «угрозу» формирования среднего класса с доминированием  госслужащих, что у же наблюдается в ряде бедных регионов.

 

    1. Стратификация среднего класса

 

Социальные  группы, составляющие средний класс, характеризуются разным уровнем  концентрации признаков. В соответствии с этой гипотезой, средний класс  может быть стратифицирован по уровню концентрации доминантных признаков.

Для построения интегрального  критерия материальной обеспеченности используются следующие показатели: (1) текущие денежные доходы; (2) накопленные  сбережения; (3) накопленное движимое имущество; (4) наличие сельскохозяйственных животных; (5) имеющееся в распоряжении домохозяйства накопленное недвижимое имущество; (6) имеющиеся в распоряжении домохозяйства земельные паи, пастбищные и сенокосные угодья.

Существует большой  соблазн включить в состав признаков  среднего класса стиль жизни или  по меньшей мере структуру потребления  — так, в частности, поступают  маркетинговые исследователи. Между  тем, несмотря на то что потребительские  характеристики тесно связаны с  материальными ресурсными признаками, это не одно и то же. У любого из критериальных признаков есть две  функции — объединяющая и разграничительная. Первая позволяет выявить относительную  однородность внутри исследуемой группы, вторая — провести водораздел между  этой группой и ее окружением.

Действительно, в силу больших материальных ресурсов, сконцентрированных у среднего класса, логично предположить, что эта социальная группа отличается по потребительской активности от остальных. Однако отнюдь не очевидно, что существует сколько-нибудь единый вектор в потреблении  и тем более в стиле жизни  для всего среднего класса. Рассматриваемая  нами социальная группа внутренне неоднородна, и точно так же неоднородны  потребительские предпочтения и  практики входящих в ее состав индивидов. Модная одежда давно перестала выделять людей по их социальному и доходному статусу. Доступ к Интернету тоже перестал быть уделом людей с достатком. Отказ от отдыха за рубежом может быть связан с плохой переносимостью южной жары, а отсутствие солидной иномарки в мегаполисе с его нескончаемыми дорожными пробками — с удобством передвижения на метро. Точно так же желание быть в хорошей физической форме одних приводит в фитнес-центр, других — к упражнениям в диетологии или спортивному бегу. Примеры можно множить. А это означает, что объединительная функция попросту не работает. Наши последующие результаты это подтверждают.

Социально-профессиональный статус определяется на основе четырех  параметров: (1) наличие/отсутствие высшего  образования; (2) наличие/отсутствие регулярной занятости; (3) характер труда (физический/нефизический); (4) наличие/отсутствие управленческих позиций.

Субъективный средний  класс, определяемый через самоидентификацию, выделялся на основе использования  различных идентификационных шкал.

Как показало исследование, с точки зрения социально-профессиональных позиций к среднему классу относятся 21,9% домохозяйств, по материальному  положению — 21,2%, а по самоидентификационным  оценкам — 39,5%.( приложение)

На пересечении этих признаков находится около 7% российских домохозяйств, то есть семьи, обладающие всеми базовыми характеристиками среднего класса. Это бесспорный и наиболее стабильный средний класс, так называемое «ядро среднего класса».

Вместе с тем группу домохозяйств, обладающих только двумя  характеристиками, также нельзя не принимать во внимание, особенно если мы хотим не только зафиксировать  масштаб сегодняшнего среднего класса, но и попытаться понять, каковы перспективы  его расширения, при каких условиях в него могут влиться новые  социальные слои и какие именно из этих социальных слоев имеют наилучшие шансы. Двумя (любыми) признаками среднего класса обладают 12% российских семей.

В итоге к «обобщенному»  среднему классу можно отнести 19% всех семей. 

 

 

 

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ

 

    1. Факторы классовой стратификации.

Теоретическая традиция анализа классов  в социологии берет начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших становление классовой структуры индустриального капитализма в XIX в. В их работах классы определяются с экономической точки зрения, хотя Маркс и Вебер рассматривали в качестве определяющих различные экономические факторы. Существует и альтернативный подход, представленный некоторыми американскими исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется прежде всего экономически.

Американские же социологи изображали свое общество как бесклассовое так как распределение материальных вознаграждений представлялось ими в виде непрерывного континуума при отсутствии резких разрывов между социальными группами. Вместе с тем они полагали, что индивиды в современном обществе вполне могут классифицироваться на основании таких факторов, не связанных с экономически определяемым понятием класса, как профессия, религия, образование или этничность. При этом использовалась веберовская идея статуса и развивался некий многомерный подход, согласно которому социальный статус или престиж является фактором независимым, дополняющим (или даже замещающим) фактор экономического класса. Большинство схем профессиональной классификации, использовавшихся в этих исследованиях неравенства, предполагали различение профессий как «лучших» или «худших» в соответствии с доходом и престижем, характерными для их представителей.

В то же время британские социологи  при определении класса поначалу в качестве решающего рассматривали фактор разделения труда, считая, что основное различие между классами в экономических и социальных условиях соответствует различию между физическим и умственным трудом. Такое деление легло в основу классификации социо-экономических групп и классов британского государственного реестра (Registar General). Сегодня это разделение не представляется существенным, поскольку значительные различия в экономических и социальных условиях жизни наблюдаются как между теми, кто находится в нижней или верхней части социальной лестницы умственного труда, так и среди многих работников умственного труда одного только нижнего уровня. 6

В настоящее время при определении класса используются критерии рыночной и трудовой ситуаций. Под рыночной ситуацией подразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие как заработок, безопасность и возможность продвижения по службе. Понятие трудовой ситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также к структуре социальных отношений и системам контроля в рамках отдельных фирм. Предполагается, что данные факторы согласованы друг с другом, поскольку рыночные вознаграждения и условия труда одинаково прогрессируют по мере восхождения индивида по классово-иерархической лестнице. В последнее время значительное внимание стало уделяться процессу, который принято обозначать термином «структурация», в ходе которого классы могут трансформироваться из экономических категорий в социальные группы, имеющие специфическое комплексное смысловое значение для всего социума.

Среди факторов, детерминирующих процесс  структурации, называют проживание индивидов в районах, заселенных представителями одного класса, низкий уровень социальной мобильности и наличие общих жизненных стилей. Все эти факторы делают классы различимыми социальными группами. Различия между классами могут дополняться спецификой социальных ценностей и политических ориентации их представителей.7

    1. Факторы формирования среднего класса в российском обществе

 

Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых  социальных процессов в трансформационных  экономиках. В начале экономических  реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора  общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно  было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности  реформ, свидетельствующего о прочности  всей системы экономических, социальных и политических институтов.8

Научный и практический интерес  к проблеме среднего класса резко  возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания  полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление  на потребительском рынке, рост платежеспособного  спроса со стороны населения, увеличение объема сбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на питание в общей структуре  потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования  и развития российского среднего класса.9

Противоречия формирования среднего класса в условиях трансформации  социальных институтов, социальной структуры  давно и активно обсуждаются  в политическом, социологическом  и экономическом дискурсах. Это  связано с той особой ролью, которая  подчеркивается практически всеми  исследователями российского среднего класса, — ролью социального стабилизатора общества «на переломе», призванного разрешить острые противоречия его аномийного состояния. Иными словами, с одной стороны, средний класс рассматривается как главный фактор и опора формирования благоприятной институциональной среды, а с другой — как основной ожидаемый продукт этого процесса.10

Т. Заславская и Р. Громова делают вывод, что основные факторы формирования среднего класса  включают в себя определенные социальные качества (образование, квалификацию и деятельностный потенциал, уровень благосостояния, ценностных ориентаций, потребностей, жизненных  позиций, мотивов, норм и способов поведения  и т.д.) и институциональные –  экономические, политические и социальные условия их жизнедеятельности. Рассмотрим наиболее общие характеристики социальных качеств, определяющих ресурсы среднего класса.

Чаще всего исследователи выделяют три измерения, характеризующих  позиции среднего класса: доход, образование  и самоидентификацию. Однако соотношение  этих характеристик носит весьма противоречивый характер.

Доход — наиболее трудноуловимая и зыбкая характеристика. В 1999 году отношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения было самым низким за предыдущие годы  и составило 162 %, а среднемесячная зарплата составляла 64 доллара США (ниже по этому показателю зарплата была только в 1992 и 1993 гг.). По прогнозам Госкомстата, доходы населения в ближайшее время останутся низкими даже на фоне определенного экономического роста. В то же время нужно принимать во внимание, что официальной статистикой не учитываются многие виды дополнительной, «теневой» занятости, приносящей порой основной доход. Кроме того, доходы населения неустойчивы.

Информация о работе Средний класс российского общества: структура, факторы формирования