Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:03, курс лекций
Социология имеет короткую историю, но длинное прошлое. Как отдельная область научного знания она появилась только в первой половине XIX в.
Наименование «социология» было введено в 1838 г. французским философом Огюстом Контом, который построил эту словесную конструкцию, соединив латинское socius (социум, общество) с греческим logos (мудрость, знание).
Наконец, с точки зрения событийного, или полевого, подхода мы рассматриваем семью как изменчивый комплекс действий и взаимодействий, в котором постоянно происходят изменения как повседневной «краткой продолжительности», так и «средней продолжительности», например в течение года, и наконец, «долгой продолжительности», из года в год. Например, утром члены семьи расходятся из дома, каждый по своим делам и занятиям: кто идет в школу, кто - на работу, кто - за покупками. Семья, таким образом, оказывается рассредоточенной, разъятой на части, распыляется, существует уже только на «виртуальном» уровне (в сознании ее членов, а также их знакомых, соседей) и в таких материальных границах своего существования, как, например, пустой дом, пустая квартира, чтобы вновь обрести свою социальную реальность вечером, когда члены семьи опять собираются вместе за ужином или у телевизора. Интенсивность изменений, происходящих на протяжении года, и соответствующие формы семейной жизни обозначаются такими датами, как традиционные праздники, школьные каникулы, отпуска, служебные командировки родителей и т.п. На более длительном отрезке времени, который измеряется годами, семейная жизнь основательно меняется вместе с рождением детей, по мере того как они подрастают, определяются такими моментами, как старение родителей, болезни, смерти, иногда разводы и вступление в новые браки, распад семьи и т.д. И постоянно перед нами - та же самая семья, но она никогда не остается такой же самой.
Для разных исследовательских целей в соответствии с решением и рассмотрением разных проблем могут быть использованы разные подходы. При этом каждый последующий из семи обозначенных нами подходов все более удаляется от очевидности и конкретности, все более приближается к абстракциям, в которых скрываются реальные черты социальной жизни. Но более сложные и изысканные подходы не исключают, не перечеркивают значение простейших. В социологии применяемый подход должен соответствовать исследовательским задачам.
Ныне доминирующий способ познания социальной жизни определяют две метафоры: межличностное пространство и социальная жизнь.
Таким образом, если нужно было бы одной фразой определить, чем является социология, что это такое, то можно было бы сказать так: это наука о людях, действующих в поле взаимоотношений друг с другом (в «межличностном пространстве») и придающих этому полю динамику постоянного функционирования и формирования (то есть поддерживающих «социальную жизнь»), о людях, которые превращают повторные, фиксируемые их сознанием, иногда непреднамеренные результаты и последствия своих действий в те структурные и культурные рамки, в которых происходят дальнейшие действия последующих поколений.
С точки зрения отдельного члена общества социальное поле, или, иначе говоря, межличностное пространство, в котором развивается и проходит жизнь каждого из нас, имеет огромное множество составляющих.
Социальные контексты - сферы жизнедеятельности людей, охватывающие жизнь общества (например, семейная, профессионально-трудовая, образовательная, религиоз¬ная сферы), различающиеся постановкой целей, спецификой действий, определенным стилем поведения и т.п.
Кроме семейного контекста в котором проходит только часть нашей жизни, пусть и очень важная, существует множество других. Ведь, кроме семейного, мы, еще будучи детьми, уже входим в другой контекст, формируемый ровесниками и товарищами по играм, проходящим во дворе или на спортивной площадке. Кроме того, мы где-то проживаем и, следовательно, входим в контекст, формируемый кругом соседей. Далее мы оказываемся в контексте, определяемом местом нашего воспитания и обучения, будь то детский сад, школа или университет. Затем появляется профессиональный контекст и соответствующее окружение в учреждении или на производстве. Рядом с ним возникает контекст на почве отдыха и развлечений, например в кино, на дискотеке.
Мы также занимаем свое место в политическом контексте, когда принимаем участие в голосовании, выборах или участвуем в организации забастовки. Существует также широко разветвленный, касающийся сегодня каждого человека экономический контекст, в котором мы оказываемся, когда что-либо покупаем или вносим деньги в банк. Обращаясь к врачу или попадая в больницу, мы вступаем в медицинский контекст. А если мы, не дай Бог, окажемся осужденными, нас ждет тюремный контекст. И, конечно, это еще далеко не исчерпывающий перечень всех возможных вариантов.
Для социологии чрезвычайно
важным и существенным оказывается
то, что мы постоянно как бы кружимся
в этих разных контекстах, входим в
один из них, выходим из другого, оказываемся
порой в чисто «виртуальным»
контексте, попадаем в новый контекст,
чтобы снова вернуться к
Каждый из нас имеет свой собственный круг таких контекстов, в которых мы участвуем. Кроме семейного и профессионального контекстов, которые имеют универсальный характер (так или иначе охватывают всех людей), другие контексты создают уникальную для каждого из нас конфигурацию. Более того, у каждого из нас есть собственная иерархия ценностей различных контекстов, в которых мы так или иначе действуем. Для одного человека наиболее важным будет семейная жизнь, для другого - его профессия и работа, для третьего - развлечения, физкультура, отдых, для четвертого - образование или тренировки и т.д. Несомненно, именно благодаря этой разнородности контекстов, уникальности их индивидуальных комбинаций и разнообразию тех значений, которые придаются каждому контексту в отдельности, человеческая жизнь так интересна и в то же время так трудна; она требует от каждого, даже весьма далекого от профессиональной социологии человека определенной социологической компетенции. В том разнообразии контекстов, с каким мы имеем дело, мы должны уметь сориентироваться, разобраться, решить, какие из них для нас более важные, какие - менее существенные, мы должны уметь узнавать наших партнеров, относиться к ним должным образом, применять собственные культурные установки, нормы и правила, совершать поступки, соответствующие принятой стратегии поведения, и действовать успешно.
Что может добавить социологическое
образование к естественной, необходимой
в жизни социологической
Выдающийся американский социолог Ч. Р. Миллс определял задачу изучения социологии как формирование социологического воображения: «способности к пониманию истории и биографии, а также отношений между ними в обществе».
Социологическое воображение - умение связывать все, что происходит в обществе, со структурными, культурными и историческими условиями, а также с субъективными действиями людей.
Если следовать за Миллсом,
можно расширить это
Во-первых, оно определяется представлением о том, что все социальные феномены являются результатом и последствием каких-либо действий, преднамеренных или непреднамеренных, результатом мгновенным или постепенным, «отложенным во времени», непосредственным или опосредствованным. Во всех случаях речь идет об определенных предварительных действиях, о выборе, решениях, принимаемых действующими социальными субъектами, будь то отдельные личности или группы. Таким образом, социологическое воображение противостоит фатализму, детерминизму, представлениями о роли Провидения.
Во-вторых, основано на осознании глубоких, скрытых структурных и культурных границ, которые определяют шансы и перспективы субъективных действий. Таким образом, социологическое воображение разрушает миф об абсолютной свободе человека и противостоит волюнтаризму.
В-третьих, оно означает понимание различных социальных феноменов, являющихся запоздалым, «отложенным во времени» наследством прошлого, или той социальной и культурной традиции, которая различными способами оказывает свое влияние на современные действия людей. Таким образом, социологическое воображение включает в себя историзм.
В-четвертых, это представление о социальной жизни, включая разного рода внешне представительные и как будто бы прочные, постоянные институты, организации, политические режимы и экономические системы, как о постоянно меняющемся, непрерывно развивающемся процессе становления. Таким образом, социологическое воображение делает акцент на динамике и отказывается от статичных подходов.
В-пятых, оно означает понимание, способность принять и понять огромное разнообразие форм, в которых находит свое проявление социальная жизнь. Тем самым социологическое воображение учит толерантности и направлено против догматизма и этноцентризма.
Если попытаться соединить все эти пять положений в одной формуле, можно сказать, что социологическое воображение - это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в социальной жизни, со всеми структурными, культурными и историческими условиями и предпосылками, а также с действиями, предпринимаемыми в этих условиях отдельными или коллективными социальными субъектами, образующими в конечном итоге социум (общество) во всей его сложности и разнородности.
Социологическое воображение позволяет, как указывал Миллс, связать биографию отдельного человека, общество и историю.
Между прочим, результатом познания социологии должно стать наряду с другими последствиями и умение читать газеты. Социология позволяет нам проникнуть в суть явлений дальше и глубже по сравнению с тем, о чем пишут в газетах. Она доставляет в наше распоряжение определенный комплекс понятий, концепций, проблем. Если она этого не делает, она не исполняет своих функций как элемент просвещения и образования.
Таким образом, социология существует не только для социологов, но и для просвещенных граждан. Она помогает и позволяет им рациональным способом найти смысл жизни, определить собственную идентичность, занять свое место в обществе, выявить возможные шансы и последствия своих действий. Она вооружает нас картой того мира, в котором мы живем, помогает нам лучше ориентироваться в хаосе происходящих событий, способствует более рациональной интерпретации нами всего, что вокруг нас происходит.
Потребность в социологическом воображении, или в том, чтобы общество само себя осознало, является своего рода императивом (общее нравственное предписание), принятым в каждом обществе, при любом строе и укладе. Однако эта потребность неизмеримо возрастает в демократическом обществе, в котором гражданские действия гораздо сильнее сказываются на судьбах всех вместе и каждого в отдельности. Демократия требует знаний, нуждается в просвещенных гражданах, не только привыкших мыслить в узко эгоистических категориях, в рамках так называемого горизонта, ограниченного «собственными шорами», но и способных к охвату широких общесоциальных проблем и вызовов, готовых к использованию открывающихся перед ними шансов, к преодолению противоречий, а также к тому, чтобы вписать свою собственную судьбу в течение времени, согласовать ее с историческим развитием своего общества.
Основным инструментом мышления является язык, включающий запас наиболее точных, адекватных, однозначных понятий. Чем более богатым языком мы владеем, тем больше мы постигаем. Практические потребности способствуют обогащению языка. Известно, что эскимосы различают и выражают на своем языке соответствующими словами более десятка разновидностей снега, бедуины - столько же разновидностей, сортов и состояний песка, мореплаватели и яхтсмены - множество направлений и видов ветра, пилоты - разнообразные типы облаков и туч. Для того чтобы охватить и постичь всю сложность и тончайшие нюансы социальной жизни, социолог тоже нуждается в терминах, более многочисленных и более богатых, чем то, чем располагает обычный, обыденный язык. За без малого два века своего существования социология выработала своеобразный язык, формировавшийся из различных источников, при участии разных авторов, оказавшийся опробованным и задействованным на разных фазах развития этой научной дисциплины.
Исходной точкой формирования социологического воображения является овладение этим языком. Чтобы дать простор социологическому воображению, надо прежде всего научиться мыслить и говорить социологическим языком. Задачам усвоения, систематизации и анализа языка современной социологии будут посвящены темы последующих занятий.
Важнейшие понятия и термины
Гуманистический, или человеческий фактор - связь любого факта социальной жизни с делами и жизненным опытом конкретных людей и вытекающая отсюда необходимость исследования таких фактов в той особенной перспективе, которую исследователь обретает, становясь в положение этих людей.
Идеальная коммуникативная ситуация - возможность проведения дискуссии между равными партнерами в условиях полной свободы высказываний, в ситуации, в которой нет места какому бы то ни бьпо постороннему (не связанному с сутью дискуссии) давлению или ограничениям.