Социологический анализ самоубийства в работе Э. Дюркгейма «О самоубийстве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

По мнению многих исследователей, самоубийство не обнаруживается у животных, дикарей и первобытных людей, но встречается на относительно высоких ступенях культуры и в социально неоднородных структурах. Со времен античности и средних веков были известны многочисленные факты самоубийств, сведения о светских и религиозных законах против него, которые доказывали, что самоубийство - это не толь личная, но и общественная проблема. С начала XIX века во многих европейских странах самоубийства стали принимать форму эпидемий, со второй четверти века начала вестись статистика, фиксирующая трагическую картину прогрессивного увеличения самоубийств по сравнению с общим ростом населения . Так, в России с 1870 по 1908 года общее их количество увеличилось в 5 раз, а к 1910 - почти удвоилось.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1.Биография………………..……………………………………………5
Глава 2. Постановка проблемы самоубийства в социологии Э. Дюркгейма
2.1 Отношение Э. Дюркгейма к проблеме самоубийств………......7
2.2 Социологизм в исследовании причин самоубийства………...12
Глава 3. Причины и типы самоубийств в социологии Э. Дюркгейма
3.1 Причины самоубийств……………….………………………….13
3.2Типы самоубийств…………………………….…………………15
Глава 4. Самоубийство как аномия……………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

соц.docx

— 59.02 Кб (Скачать документ)

Альтруистическое - полное поглощение обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь.

Самоубийство как бы удостаивается общественной премии, которая действует на человека воодушевляющим образом, и лишение этой награды имеет те же последствия, хотя и в меньшей степени, как само наказание. То, что делается в одном случае для избежания позора, повторяется в другом с целью завоевания большего уважения. Если с самого детства человек привыкает дешево ценить «свою» жизнь и презирать людей, слишком к ней привязанных, то вполне понятно и неизбежно, что он кончает с собой под влиянием самого незначительного предлога. Вполне естественно, что человек без всякого труда решается на жертву, которая для него так мало стоит. Так же, как и обязательное самоубийство, явление это составляет самую основную черту морали обществ, принадлежащих к низшему порядку. Так как такие общества могут существовать лишь при отсутствии у индивида всяких личных интересов, то необходимо, чтобы этот последний был воспитан в духе полного самоотречения и самоотвержения; отсюда вытекают этого рода самоубийства, в значительной своей части добровольные.

Точно так же, как и в том случае, когда общество более определенно предписывает индивиду покончить с собой, рассматриваемые самоубийства вызываются тем состоянием безличности или, как мы назвали его выше, «альтруизма», которым характеризуется вообще мораль первобытного человека. Поэтому эту разновидность самоубийства мы также называем альтруистической, и если с целью сильнее оттенить ее специальный признак мы прибавляем определение «факультативный», то это надо понимать в том смысле, что данный вид самоубийства менее настоятельно диктуется обществом, чем те самоубийства, которые являются результатом безусловного обязательства. Эти две разновидности настолько тесно сливаются между собой, что невозможно даже определить, где начинается одна и где кончается другая. Аномическое - когда в обществе социальные нормы (связи) отсутствуют.

Известно, что экономические  кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству.

Существует между тем определенная сфера социальной жизни, в которой аномия является хроническим явлением; мы говорим о коммерческом и промышленном мире.

В течение целого века экономический прогресс стремился главным образом к тому, чтобы освободить промышленное развитие от всякой регламентации. Вплоть до настоящего времени целая система моральных сил имела своей задачей дисциплинировать промышленные отношения. Сначала влияние это оказывала религия, которая в равной степени обращалась и к рабочим, и к хозяевам, к беднякам и к богатым. Она утешала первых и учила их довольствоваться своей судьбой, внушая им, что социальным порядком руководит Провидение, что доля каждого класса определена самим Богом и что в будущей загробной жизни их ждет справедливая награда за те страдания и унижения, которые они претерпели на земле. К богатым религия обращалась со словом увещания, напоминая им, что земные интересы не составляют всей природы человека и не исчерпывают ее, что они должны быть подчинены другим, более высоким целям, а потому в этой жизни следует обуздывать и ограничивать себя. Со своей стороны светская власть, занимая главенствующее положение в экономической области, подчиняя себе до известной степени хозяйственную деятельность, регулировала ее проявления. Наконец, внутри самого делового мира ремесленная корпорация, регламентируя заработную плату, цены на продукты и даже самое производство, косвенным образом фиксировала средний уровень дохода, которым, естественно, определяется в значительной мере и самый размер потребностей. Описывая эту организацию, мы, конечно, вовсе не желаем выставлять ее как образец. Само собой разумеется, что весь этот порядок вещей не может быть без глубоких преобразований приложен к современному обществу. Мы сейчас только констатируем тот факт, что он имел свои положительные стороны и что в настоящее время уже нет ничего подобного.

Промышленные и коммерческие отрасли занятий действительно насчитывают наибольшее число случаев самоубийства в своих рядах. Число это почти равняется тому, которое относится к свободным профессиям, а иногда даже превосходит его; особенно резко чувствуется обилие самоубийств в этой категории по сравнению с земледельческим населением. Это объясняется тем, что именно в сельской промышленности сдерживающие и регулирующие силы больше всего сохранили свое влияние и здесь нет такой благоприятной почвы для всякого рода лихорадочных спекуляций. В этой среде лучше всего сохранились общие основы прежнего экономического порядка. Разница эта была бы еще более значительна, если бы среди самоубийц промышленной среды делали точное различие между хозяином и рабочим, потому что вполне вероятно, что первые сильнее вторых захвачены ослаблением социальных уз. Громадный процент самоубийств среди так называемых рантье (720 человек на 1 млн) достаточно убедительно говорит нам о том, что к самоубийству сильнее всего склонны люди, облагодетельствованные судьбой. Все, что требует от людей известного подчинения, ослабляет влияние вышеуказанного состояния. Умственный горизонт низших классов ограничен пределом, поставленным им классами, стоящими выше, и от этого желания их носят более определенный характер. Но те, кто выше себя чувствует уже одно только пустое пространство, невольно в нем теряются при отсутствии той силы, которая могла бы отодвигать их назад.

Поэтому аномия является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств; это одно из тех веяний, которыми определяется ежегодная сумма самоубийств. Следовательно, можно сказать, что мы имеем сейчас дело с новым, отличным от всех других типом самоубийства. Разница заключается в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое — вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. Принимая во внимание его происхождение, мы дадим этому последнему виду самоубийства название аномичного.

Фаталистский - четвертый тип, служит симметричным  антиподом аномического самоубийства; незначительно распространен.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков. Неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке. Среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе  полученных результатов, я пришла к вывожу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Самоубийство как аномия

Общество является не только тем объектом, на который с различной интенсивностью направляются чувства и деятельность индивидов; оно представляет собой также управляющую ими силу. Между способом проявления этой регулирующей силы и социальным процентом самоубийств существует несомненное соотношение.

АНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э. Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Понятие аномии впервые сформулированное Э. Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности ибо объективная база последней — общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии— расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя

Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков. Возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются. Относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле  отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как сфере постоянных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т.п. Наиболее полно развиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современному обществу. В этой сфере аномия из «патологического» стала нормальным явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии-уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Выявляются психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жёсткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Тем не менее путь  ослабления аномии-не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства. Касательно человеческого поведения дюркгеймово понятие аномия включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой- к тому, насколько эти цели реализуемы(они могут быть ясны, но недоступны).

Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые  ведут к этим общим целям. Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами девиантного поведения, в которых отвергаются иди цели, или средства, или и то и другое сразу..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы видим иногда, что люди переносят ужасные несчастья, в то время как другие убивают себя из-за незначительной досады. Мы уже имели случай указать, что индивиды, жизнь которых особенно тяжела, не принадлежат к числу людей, убивающих себя наиболее часто. Скорее, напротив, избыток удобств жизни вооружает человека против себя самого.

Те поступки, которые совершает самоубийца и которые на первый взгляд кажутся проявлением личного темперамента, являются на само деле следствием и продолжением некоторого социального состояния, которое в них обнаруживается внешне.

Увеличение числа психиатрических лечебниц не является решением проблемы. Медикаментозная терапия может послужить лишь временным облегчением, но она не является радикальным средством для полного излечения больного. Именно поэтому при решении этой проблемы мы должны поставить духовное и нравственное совершенствование на первое место.

Я думаю, что каждая социальная группа действительно имеет к самоубийству определенную, присущую именно ей, коллективную наклонность, которая и определяет собой размеры индивидуальных наклонностей, а отнюдь не наоборот. Наклонность эту образуют те течения эгоизма, альтруизма или аномии, которые в данный момент охватывают общество, а уже их последствием являются предрасположения к томительной меланхолии, или к деятельному самоотречению, или к безнадежной усталости.

Самоубийство, с моей точки зрения понять невозможно. Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, к социальных так и внутриличностных. Ведь факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, обычно все дело сводится к внешним причинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства // Русский Медицинский Журнал, 2002.-№2.-С.12-19

2)Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд.//Пер, с фр. С сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.п

3)Дюргейм Э.О разделении общественного труда. Метод соуиологии.-М.:Наука,1991.-572с.

4)Мартыненко А.В. Суицид в молодежной среде//Знание. Понимание.Умение,2005.-№1.-С.139-141.

5)Паперно И. Самоубийство//Паперно  И. Самоубийство как культурный  институт. М.,1999.-С.5-98.ISBN-5-83419-572-2

6)Хамфри Д., Когда суицид рационален…Человек ,2002.-№6.-С.93-97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социологический анализ самоубийства в работе Э. Дюркгейма «О самоубийстве»