Социологический анализ конфликтов между пожилыми и их детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование способов профилактики семейных конфликтов между пожилыми и их детьми. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с зарубежным опытом изучения семейных конфликтов;
Ознакомиться с отечественным опытом изучения семейных конфликтов.
Рассмотреть социологическое исследование особенностей конфликтов между поколениями;
Провести анализ результатов социологического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития конфликтов между пожилыми и их детьми …………………………………………………………………………

5

1.1 Теоретические подходы к исследованию конфликтов между поколениями в зарубежных странах ………………………………………...

5

1.2 Теоретические подходы к исследованию конфликтов между поколениями в России ………………………………………………………..

11
Глава 2. Социологический анализ конфликтов между пожилыми и их детьми……………………………………………………………………………..

21

2.1 Социологическое исследование особенностей семейных конфликтов…………………………………………………………………….

21

2.2 Анализ результатов проведенного социологического исследования….
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
35

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - 1.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

На Западе представители «осторожного оптимизма» (Л. Руссель, Н. Смелзер и др.) рассматривают межпоколенческие конфликты как этапы развития семьи, период перехода семьи от старой формы к новой.  
В международных документах Организации объединенных наций семья отождествляется со средой, являющейся фундаментом для формирования и развития новых социальных ценностей.

Наиболее конструктивными для осмысления и регулирования конфликта в современной семье являются концепции семьи как фундамента для формирования и развития новых социальных ценностей, а также минимизации последствий кризиса для семьи и общества. Важно отметить, что кризис семьи неправомерно считать всеобщим, поскольку он охватывает не все типы семей. Вместе с тем данных подход наиболее последовательно объясняет конфликты в семье, связывая их с последствиями ее институционального кризиса.

Рассмотрим «системную модель семьи» [15, c. 108], автором которой является У.Р. Биверс. В основу его модели положены образцы семейного взаимодействия, наблюдаемые на различных уровнях функционирования семьи. На этой основе он выделяет три основных типа семьи, которые имеют несколько подтипов:

1. «Здоровая» семья, которая может быть двух подтипов - с оптимальным или адекватным внутрисемейным взаимодействием, когда члены семьи обладают потребностью в совместной жизни, демонстрируют навыки открытого общения и разрешения возникающих конфликтов, уважают выбор каждого.

2. «Промежуточная» семья, постоянно находящаяся в состоянии открытой или скрытой борьбы за власть, в результате которой либо некоторым членам семьи разрешается доминировать над остальными, либо вопрос о главенстве остается постоянно открытым. Семья становится дисфункциональной при достижении экстремальных значений центростремительное или центробежности.

3. «Крайне дисфункциональная» семья имеет два подтипа: центростремительная и центробежная. Обеим разновидностям этой семьи присущи серьезные проблемы в межличностных отношениях, разрешении конфликтов, проявлении агрессии, которым присущи антисоциальные формы.

Наибольшие предпосылки к конфликту из приведенных типов семьи имеют «промежуточная» и «крайне дисфункциональная» семьи.

Отдельные западные ученые (Р. Хилл, Р. Раппопорт и др.) в своих теориях семейного цикла, семейного стресса и кризиса трактуют конфликт в семье как явление, наиболее часто возникающее в переходные периоды ее социально-групповой динамики.

 

 

 

1.2. Теоретические подходы  к исследованию конфликтов между  поколениями в России

Западные теории конфликта поколений анализировали Ю.В. Еремин, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, П.Н. Решетов и др. Их анализ отличался теоретической глубиной и методологической обстоятельностью. Однако внимание ученых было сосредоточено на критике зарубежных концепций конфликта поколений. Советские социологи считали, что конфликт между поколениями характерен для буржуазного общества, а в социалистическом обществе возможны лишь различия между поколениями. При этом особенности отечественной семьи, роль старших поколений изучались крайне мало. В результате конфликт в семье исследовался не в полном объеме. Это привело, в частности, к тому, что современные социологи часто вынуждены обращаться к западным теориям конфликта, которые не всегда и не во всем применимы к анализу российской семьи. В них не учитываются этнорелигиозные традиции взаимоотношений, семейные роли, ценности и нормы участников конфликта, их трансформации в современных условиях и т.д. Бесспорно, это усиливает потребность российских ученых в собственных концепциях конфликтов.

Изучение проблем поколений с позиций общих норм, ценностей и установок давало возможность представить судьбу конкретных поколений, переживших на личном опыте уникальные события, оказавших влияние на восприятие жизни, социальное взаимодействие; показать духовный мир и облик поколения. Данный методологический подход применялся в отечественной социологии А.И. Афанасьевой, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинским, А.И. Ковалевой, Т.Н. Кухтевич, В.Ф. Левичевой, В.А. Луковым, В.Г. Харчевой, В.Ц. Худавердяном и др. В их работах доминирует традиция исследования субкультур отдельных поколений (чаще всего молодежи), связанная с ценностной и мировоззренческой дифференциациями, делинквентной субкультурой, а также с различиями поведения, досуга, жизненных планов и прочее [2, c. 61]. Однако вне поля зрения оставался собственно межпоколенческий конфликт в семье. Поэтому вызывает интерес применение в последние годы качественного метода при реконструкции семейных жизненных стратегий, социального опыта поколений, изучении ожиданий родителей в отношении детей, межпоколенческой мобильности такими социологами, как В.Б. Голофаст, О.М. Здравомыслова, В.В. Семенова и др.

В постсоветское время проблема конфликта поколений представлена в публикациях М.Б. Глотова, В.Т. Лисовского, В.И. Чупрова, которые полагают, что объективной основой конфликта служит нестабильность российского общества, а субъективной - утрата идейно-нравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, намеренное противопоставление поколений средствами массовой информации [5, c. 52].

Представляют интерес проанализированные В.Ц. Худавердяном альтернативные движения, охватившие во второй половине XX в. значительную часть западной молодежи. Наряду с другими идеями они включали в себя поиски нового стиля поведения, новых форм семейных и межличностных отношений, основанных на принципах равенства, справедливости, солидарности, самореализации. Массовые «альтернативные» выступления ставили на повестку дня глобальные, общечеловеческие проблемы современности. Часть молодежи, убегая из семей в культовые группы, уповала в них на атмосферу доверительности, духовной близости, эмоциональной насыщенности, которой ей недоставало дома. Однако в сектах они становились объектами нечистоплотной манипуляции, а родителям крайне сложно было вернуть детей в семью.

В настоящее время в связи с постарением населения развитых стран, включая Россию, усиливается внимание ученых к социально-геронтологической проблематике семейных отношений (В.Д. Альперович, О.В. Краснова, Т.3. Козлова, Е.И. Холостова, P.C. Яцемирская и др.).

Сторонники одной из теорий старения - теории распределения материальных средств - приуменьшают значение устойчивых эмоциональных привязанностей и чувства долга между родителями и детьми в силу того, что различные возрастные группы в большей или меньшей мере обладают богатством, властью и престижем. С этих позиций людей пожилого возраста можно считать слоем, находящимся в относительно неблагоприятном положении ввиду уменьшения их дохода (выхода на пенсию). С данным подходом тесно соприкасается точка зрения А.Г. Харчева о том, что взаимное отчуждение взрослых детей и родителей является следствием падения экономической ценности старшего поколения для общества и семьи и невозможности сохранения нравственных связей между поколениями в условиях ослабления их экономической заинтересованности друг в друге [16, c. 108].

Экономическое неравенство поколений как причина их конфликта в семье тесно связано с неравномерным обладанием людьми разных возрастов властью и престижем в обществе. Так, сторонники теории возрастной стратификации отмечают, что большинство старых людей не участвуют в системе власти, не обладают контролем ни над собой, ни над другими. После неизбежного увольнения они утрачивают престиж, который обычно ассоциируется с основной сферой занятий.

Дискриминацию пожилых людей в обществе подчеркивает теория меньшинств, относящая их к меньшинствам с вытекающими отсюда более низким статусом, предубеждениями, которые испытывают на себе меньшинства, и т. д. Снижение статуса пожилых людей в обществе ведет к ухудшению их положения в семье, к обострению межпоколенческих отношений.

Тем не менее, не следует абсолютизировать утрату людьми преклонного возраста влияния в обществе как единственную предпосылку к конфликту между поколениями. Возрастной критерий всегда соотносился с авторитетом опыта, который помогал в борьбе за лидерство, власть. Однако в современной семье межпоколенческие отношения осложняются тем, что по мере обновления и усложнения знания ослабевает и снижается возрастной ценз для лидера. Молодежь оказывается более приспособленной к технологическим инновациям благодаря более «свежим», чем у старших поколений, знаниям, и в этом смысле отчасти подрывает положение старших, чей опыт не всегда оказывается нужным. По мнению ряда российских ученых, это является основой для неуважения к людям старшего поколения. Более того, накопленный ими опыт иногда начинает тормозить развитие нового знания [16, c. 126]. Сегодня конфликт «отцы и дети» трансформируется в противопоставление старого опыта и нового знания, а главное - положения в обществе. Однако мы не считаем это объяснение исчерпывающим.

В семье конфликт порождается также различными ценностями возрастных групп. Согласно теории субкультуры существует близость между людьми, принадлежащими к одной возрастной группе, а людей старших возрастов можно отнести к особой субкультуре, так как они исключены из взаимодействия с другими группами и обладают определенным чувством общности. Люди согласно этой теории разделяют окружающих на «своих» и «чужих», ценность имеет только «свой», поддержка «чужих» исключена или строго ограничена. Данная установка отражается и на взаимодействии в семье.

Согласно социально-геронтологической теории разъединения, освобождения взаимное отдаление стареющей личности и других людей в той же социальной системе сопровождается разрушением социальных связей, утратой социальных ролей, уменьшением приверженности к материальным ценностям и «уходом в себя». «Уход» освобождает человека от привычного давления со стороны общества и позволяет более молодым и энергичным людям принять на себя ставшие вакантными роли и функции.

Молодые и зрелые члены общества согласно теории наименования и маргинальное считают лиц пожилого возраста бесполезными, утратившими прежние способности, чувство социальной и психологической независимости. Подобные теории объясняют геронтофобные установки в обществе как способствующие обострению межпоколенческих противоречий в семье [7, c. 84].

Негативное отношение к старым людям во многом связано с изменением характера труда в индустриальном обществе по сравнению с аграрным; с географическим разделением поколений, вызванным ростом крупных городов; с распространением нуклеарной семьи; с дестабилизацией социальной ситуации в России и т.п. Геронтосоциологические теории и подходы существенно дополняют и служат развитию концепций конфликта поколений в современном «стареющем» обществе, где отмечаются значительный рост числа пожилых людей и вызванные этим ростом новые проблемы во взаимоотношениях в семье.

В отечественной социологии А.Г. Харчев, М.С. Мацковский и др. развивали институциональный и групповой подходы к анализу семейных структур и процессов. Влияние внутригруппового взаимодействия членов семьи на характер и степень реализации ее функций на макроуровне предложили рассматривать в рамках системного подхода к семье как институту и группе М.С. Мацковский, А.И. Антонов, В.М. Медков и др. Они опирались на идеи Т. Парсонса, К. Дэвиса, Р. Хилла о совмещении макроанализа и микроанализа семьи, так как ее стабильность зависит одновременно и от внешних социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий [10, c. 74].

А.Г. Харчевым был развит новый для отечественной социологии функциональный подход к семье [16, c. 80]. М.С. Мацковский продолжил эту традицию, дополнил методологию исследования семьи системным подходом, разработал классификацию понятий социологии семьи, в частности, выделив конфликт как тип взаимодействия в семье, обосновал продуктивность проективных методов в эмпирическом исследовании семьи.

Современное состояние семьи получает различные оценки отечественных и зарубежных ученых. Сторонники «парадигмы модернизации» (А.Г. Вишневский, СИ. Голод, A.A. Клецин, В.В. Солодников и др.) поддерживают идею перехода от семьи традиционной, патриархальной к семье современной, эгалитарной; сторонники «кризисной парадигмы» (А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, В.М. Медков, С.В. Дармодехин и др.) выступают за возрождение традиционной семьи; сторонники «минимизации последствий кризиса для семьи и общества» (В.В. Елизаров, О.И. Волжина, Г.И. Климантова, Е.М. Черняк и др.) делают акцент на социальной защите «слабых» социально-демографических групп населения путем выплат семейных пособий и других льгот.

Теория кризиса института семьи, следствием которого является распространение малодетности, прерывающей преемственность поколений, развивается А.И. Антоновым. Социолог глубоко исследует внутреннюю структуру семьи, обращаясь к микросоциологии семьи.

Концепция семейного конфликта А.И. Антонова заключается в том, что межинституциональные конфликты, ставящие институт семьи в подчиненное положение по отношению к государству и остальным институтам, неизбежно ведут к внутриинституциональным семейным конфликтам. Теряя свою социальную значимость, семья характеризуется сложностью поиска в ней согласия, сострадания и любви. Конфликтность семейных взаимоотношений супругов и поколений, по мнению А.И. Антонова, оказывается результатом драмы современного человека, обреченного на выискивание удобств одиночно-холостяцкого существования.

Институциональный кризис семьи сопровождается кризисом семейных структур и ролей, конфликтами ролевых интеракций, ростом стрессогенности жизненного цикла семьи. Противоречивость представлений всех членов семьи о моделях семьи и брака, о родственных и тендерных ролях, о семейных взаимоотношениях мужа и жены, родителей и детей обнажает конфликтность ценностных ориентации отдельных членов семьи [8, c. 74].

Вместе с тем семья, являясь социальным институтом и малой группой, состоит еще из отдельных личностей. Поэтому для полного теоретического описания семьи необходимы как общесоциологические теории и теории малых групп, так и теории личности. Плодотворным в этом смысле представляется подход С.И. Голода, предлагающего понимание личности как поля противоборства двух тенденций: стремления к автономии (отделению себя от других в силу усложнения внутреннего мира) и к интимности (принадлежности к группе). В таком понимании личности просматривается амбивалентность потребности индивидов к общению и уединению, неудовлетворенность которой может привести к конфликту с другими членами малой группы.

Информация о работе Социологический анализ конфликтов между пожилыми и их детьми