Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – ознакомиться с понятиями «социальная стратификация» и «неравенство»; выявить причины, которые способствуют возникновению неравенства в обществе, и обозначить проблемы, порождаемые неравенством. Также необходимо рассмотреть социальную стратификацию современного российского общества и ознакомиться с её особенностями.
В данной работе мы будем рассматривать социальное неравенство стратификационного типа между большими группами людей, отражающееся в их сознании, культуре и действиях, образующее существенные социальные расколы в обществе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная стратификация…………………………………….............5
1.1. Критерии стратификации и социальный статус личности………………..5
1.2. Социальная мобильность……………………………………………............9
1.3. Системы социальной стратификации……………………………………..10
1.4. Стратификация современного российского общества…………………...19
Глава II. Проблема неравенства в современном обществе…………………...22
2.1. Сущность неравенства и его причины…………………………………….22
2.2. Бедность и неравенство…………………………………………………….25
2.3. Депривация как вид неравенства……………………………………..........29
2.4. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального
неравенства.....................................................................................................32
Заключение............................................................................................................36
Список используемой литературы......................................................................38
Из таблицы видно, что средний размер месячных пенсий стабильно на протяжении нескольких лет ниже величины прожиточного минимума. Таким образом численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 г. составила 18,9 млн чел или 13, 4% от общей численности населения России.
В социальной структуре бедных выделяют как традиционные (многодетные и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные), так и нетрадиционные группы (семьи работников бюджетных отраслей народного хозяйства, имеющие двух и более детей; представители ряда профессий, которые не могут обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счет профессиональной деятельности; семьи, оказавшиеся в нужде из-за систематической задержки заработной платы). В основной своей массе - это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную “нагрузку” (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и т.п.).
Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него.
Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.
В этих условиях формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
-девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
- отчуждение и политическая пассивность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;
- доминирующее положение женщины в семье;
-ранний секс;
- преклонение перед физической силой.
2.3. Депривация как вид неравенства
Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть осознанным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии.
Можно выделить пять типов депривации:
Экономическая депривация
Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации.
Социальная депривация
Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных.
Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный.
Существует ещё такое понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.
Этическая депривация
Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие негативных латентных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой.
Психическая депривация
Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества.
Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории, лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям.
Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.
2.4. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального
неравенства
В последнее время проблемы социальной дифференциации и, в особенности, социального неравенства, привлекают пристальное внимание российских социологов. Это определяется не только чисто научным интересом, но и гражданской озабоченностью ученых состоянием российского общества, перспективами развития страны и ее положением в мире. Ведь складывавшийся в последние годы образ современной России как страны, разделенной на очень богатых и очень бедных, отнюдь не способствует ни поддержанию достигнутой в последние годы относительной социальной стабильности, ни укреплению авторитета страны как одного из ведущих членов мирового сообщества.
Не остается в стороне от этой очень актуальной проблематики и Институт социологии РАН. В апреле - мае 2006 г. его сотрудниками было проведено масштабное исследование "Социальное неравенство в социологическом измерении". Эмпирическую базу его составил всероссийский социологический опрос, в котором участвовало 1750 респондентов, проживающих в 58 поселениях различных типов (в 19 субъектах федерации). Исследование касалось широкого круга вопросов - от структуры потребления различных слоев населения до их политических ориентации. Мы рассмотрим лишь один из них - воздействие происходивших в последние годы процессов интенсивной социальной дифференциации на национальный менталитет и определяющие его особенности и базовые ценностные ориентации.
Давно уже доказано, что люди, принадлежащие к одному социуму, но занимающие в нем разные социальные (или, если пользоваться традиционной терминологией, классовые) позиции, обычно неодинаково воспринимают едва ли не все стороны общественной жизни. То, что для одних выступает как ценность, в другой социальной среде может рассматриваться нейтрально или даже негативно.
Если учитывать цивилизационные особенности России, то самое первое, с чего следует начать анализ, - это соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма, выражающих не только различные жизненные стратегии, но и способы наиболее эффективного решения жизненных задач.
В проведенном исследовании респондентам предлагались три пары альтернативных тезисов, характеризующих указанную аксиологическую антиномию. Что кажется сегодня россиянам более правильным - известная пословица "Человек - сам кузнец своего счастья" (а это значит, что и успех, и неудачи - все в его руках) или противоположная этому максима "Жизнь человека в гораздо большей степени определяется внешними обстоятельствами, чем его собственными усилиями" (а стало быть, старайся или не старайся, но результат все равно в конечном счете от этого не зависит)? Эта альтернатива позволяет выявить мировоззренческий аспект - уровень своего рода "жизненной мудрости". За утверждение "человек сам кузнец своего счастья" в ходе проведенного опроса высказалось в общей сложности 42% респондентов, а в поддержку противоположной этому точки зрения - 58%. Итак, большие способности и усилия не всегда дают пропорциональные результаты. Когда вопрос переходит из философско-мировоззренческой плоскости в сферу практических соображений, позиция изменяется в сторону повышения роли индивидуальных усилий человека, а значит, и индивидуального начала вообще.
В этой связи весьма примечательным является распределение мнений по поводу второй альтернативы, касающейся стратегии, на которую ориентируются социальные практики. Как лучше действовать, чтобы отстоять свои интересы и добиться чего-то важного, - сообща или рассчитывая исключительно лишь на свои силы! В данном вопросе респонденты разделились практически поровну: 51% - за коллективные действия, 49% - за чисто индивидуальные.
На протяжении ряда лет в ходе социологических опросов респондентам предлагалась еще одна пара (3-я) альтернативных тезисов - "равенство возможностей для проявления способностей каждого человека важнее, чем равенство доходов и условий жизни", и "равенство доходов, положения и условий жизни каждого человека важнее, чем равенство возможностей для проявления способностей". И, вопреки расхожим стереотипам о русской ментальности, респонденты отдали предпочтение вовсе не второй из них, а первой (59% ответов против 41%), причем пропорция эта варьируется по основным социально-демографическим группам очень умеренно. Иными словами, каких-либо поддающихся отчетливому выделению социальных групп, которые стремились бы "все отнять и поделить", в современной России нет.
Но здесь придется отметить некое противоречие в ценностных ориентациях россиян. С одной стороны, им хотелось бы заниматься тем, что нравится им самим, не особенно думая о самопродвижении и признании со стороны окружающих. Но с другой стороны, большинство наших сограждан не против богатства. Изначальное безразличие к нему продекларировало менее 30% опрошенных, причем есть основания полагать, что сюда вошло и некоторое количество людей, обманывающих самих себя (это психологически понятная форма самозащиты - если благосостояние никак не дается в руки, то... "не очень-то и хотелось"). Таким образом, не менее 70%, по крайней мере косвенно, признали, что данная тема для них была с самого начала небезынтересной.
Все это позволяет сделать вывод о том, что, при сохранении некоторых базовых смысловых констант национального менталитета, в российском социуме в последние 10 - 15 лет произошла своеобразная "революция ожиданий". Под знаком этой революции в жизнь входит новое поколение, которому придется столкнуться с тем, как будут оправдываться усвоенные им жизненные цели на практике. Итоги исследования настораживают: несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции экономического роста, значительная часть опрошенных выразила недовольство складывающейся социальной ситуацией. Приблизительно четверть наших сограждан считает, что эта ситуация не улучшается, а ухудшается. В особенности большое недовольство вызывает слишком большой разрыв между богатыми и бедными. О том, что разрыв углубляется, заявили 47% опрошенных. Причем, что особенно интересно, свое неодобрение выражают не только те, кто едва сводит концы с концами, но и вполне обеспеченная в материальном отношении часть граждан. В самой благополучной группе участвовавших в опросе респондентов (ежемесячный душевой доход - свыше 10 тыс. руб.) около 70% выразили мнение, что дифференциация доходов в стране неоправданно велика, и еще примерно 20% "скорее согласны, чем не согласны" с этим тезисом. Таким образом, так или иначе обеспокоены проблемой нарастающего социального неравенства до 90% тех, кто, вроде бы, должен был бы этого "не заметить".