Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:08, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и определение системы социальной защиты различных категорий населения в послевоенный период.
Задачи исследования:
выделить ряд социальных проблем, которые сформировались к концу ВОВ;
выявить основные направления социальной политики;
рассмотреть социальную работу с конкретными категориями населения.
Введение 3
Глава 1 . Уровень советской жизни народа в послевоенный период 5
1.1. Социальные проблемы в послевоенный период 5
1.2. Направление советской социальной политики в послевоенное время. 10
Глава 2. Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения. 11
2.1. Способы преодоления социальных проблем 11
2.2. Меры советского руководства по улучшению жизненного уровня народа. 19
2.3. Социальная помощь и защита в послевоенный период. 24
Заключение 31
Список литературы: 33
В сельской же местности также планировались восстановительные работы в. В 1946 году сельскому населению 22 областей, подвергшихся оккупации, был дан кредит 107,3 млрд. рублей. Сами колхозники, многие из которых жили в землянках, создавали строительные бригады. За пятилетку в сельской местности было возведено 2 698 тысяч жилых домов. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки».12
Большой вклад в дело восстановления разрушенных городов внесли организации, например, ВЛКСМ, насчитывающий к началу 1946 года в своих рядах 7,5 млн. молодых людей, взял шефство над восстановлением пятнадцати старинных русских городов. Только во внеурочное время комсомольцы отработали 25 млн. часов при восстановлении городов (из них на восстановление Ленинграда – 8,5 млн. часов).
Таким образом, можно сказать, что проблеме преодоления разрухи уделялось значительное внимание.
Проводилась также отмена карточной системы распределения продуктов, которая существовала до 17 декабря 1947 года. Несмотря на то, что эта система наделяла семьи рабочих и служащих необходимыми товарами, нормы потребления были ограничены. Рабочий, например, по обычной карточке ежемесячно получал менее 2 кг мяса и рыбы, 400 гр. жиров, 1,2 кг крупы и макарон, чего было недостаточно для нормального питания.13
Можно также рассмотреть,
как решались демографические
проблемы.
Так, вследствие гибели на фронте миллионов
мужчин миллионы женщин были готовы на
рождение детей вне брака. В 1946 году 752
тыс. детей родились у женщин, не состоящих
в зарегистрированном браке, в 1947-м году
– 747 тыс., в 1950-м – 944 тысячи.14 Все это требовало специальных
мер для стимулирования рождаемости. Так,
в том же году был принят указ президиума
Верховного Совета ССР «Об увеличении
государственной помощи беременным женщинам,
многодетным и одиноким матерям», по которому
детей, рожденных вне брака, разрешалось
принимать на государственное обеспечение
в дома ребенка и детские дома.15 Доля детей матерей-одиночек
в домах ребенка к 1946 году выросла и составила
больше половины всех поступивших. Кроме
того, еще 8 июля 1944 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР вводились ежемесячные
пособия матерям, имеющим четверых и более
детей . Учреждены были ордена «Мать-героиня»,
«Материнская слава» и «Медаль материнства».
В 1949 году установлена была новая система
ежемесячных пособий многодетным и одиноким
матерям. Забота о материнстве и детях
проявлялась также и в строительстве новых
детских садов и яслей (в 1950 году – 8,6 тыс.
садов и яслей с охватом детей 210,7 тыс.;
для сравнения в 1940 году – 9,6 тыс. садов
и яслей с охватом детей 266,1 тыс.).16 То есть, мы видим, что в послевоенный
период государственная помощь семьям,
потерявшим на войне мужчин расширилась.
Работающим женщинам, особенно многодетным
мамам, выплачивали единовременные и ежемесячные
пособия. Рядом льгот пользовались беременные
женщины и кормящие матери.
Были составлены также государственные программы для преодоления проблем сиротства. Прежде всего – это забота о них.
Во всех попечительских документах, регулирующих детское устройство, оставшихся без родительского попечения родителей, признавались преимущества семейного воспитания. Традиция воспитания приемных детей в семьях, существовавшая всегда в России, не умерла с внедрением государственной системы помощи сиротам. Очень важен был и материальный фактор. Помещение детей в приемную семью снижало или освобождало государство от расходов на него. По разным регионам в 1945 году на воспитание в приемные семьи было передано от 53 до 76% всех детей, оставшихся в этот год без попечения родителей, от 16 до 27% - в детские дома. Общая доля мест трудоустройства – 10% (ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО, колхозы, совхозы, промышленные предприятия).17
Предусматривались различные условия передачи детей в приемные семьи – опека или попечительство, патронат или усыновление – 46,8 % - брали ребенка на условиях патроната.18 Патронат предусматривал заключение договора государственных органов попечительства с семьей о воспитании приемного ребенка и выплату пособия семье. Не смотря на то, что пособие было мало, в то время оно являлось для многих неплохим стимулом.
Доля опекунства составляла 43,2 % в 1945 году. Как правило, родственники ребенка становились его опекунами, ими двигали преимущественно не материальное обеспечение, а родственные качества. Им пособие обычно не выдавалось, предполагалось, что на содержание ребенка средства брались из пенсии или страховки после смерти родителей, личного заработка или стипендии, если подросток работал или учился.
Сразу после войны усыновленных детей было не так уж и много – 10%. Это можно было объяснить тем, что большинство детей не могли поверить в то, что их родители погибли, они продолжали ждать их. Большинство усыновлений в 1945-1946 годах приходилось на родных отцов, не состоявших с матерью в браке. По действовавшим тогда законам, если брак не оформлялся, отцовство не признавалось.19 Усыновление же было упрощено. Оно давало максимальную степень близости приемных родителей с детьми, но не закрепляло никакой материальной поддержки от государства.
По отчетам детских учреждений, по инспекторским проверкам можно достаточно полно реконструировать жизнь детей-сирот.
Справки о результатах проверок, проводимых в 1945 году в ряде областей – свидетельство того, в каких условиях находилось большинство воспитанников. В Смоленской области, к примеру, в большинствах детских домов необходимо было сделать ремонт, так как они находились в антисанитарном состоянии, дети же там спали по трое на одной кровати. В Свердловской области только 22 детских дома из 195 находились в приспособленных помещениях, остальные располагались в школьных зданиях, и даже в крестьянских избах. Отсутствовали уборные, бани, прачечные, комнаты для занятий, изоляторы для больных детей.20
Давая оценку материально-бытовым условиям в детских учреждениях, не надо забывать о том, что нужда в послевоенное время была повсеместной. Большая часть людей недоедали, жили в тесноте без элементарных бытовых удобств, донашивали довоенную одежду и обувь. Для детей, многие из которых пережили голод, прошли по вокзалам и улицам, детский дом был спасением.
На общих принципах строилась воспитательная работа с детьми-сиротами: дети учились в общих школах, отдыхали в пионерских лагерях, участвовали в массовых детских организациях. Специфика состава интернатных детских учреждений слабо учитывалась и при подготовке кадров педагогических работников. Воспитателей детских домов готовили только педучилища, но не вузы.
В целом же существовавшая в послевоенные годы система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В короткое время была ликвидирована беспризорность детей. Дети, оставшиеся без родителей, получали необходимое, чтобы стать полноправным гражданином общества. Действовала система контроля за положением детей-сирот: регулярная отчетность о здоровье и успеваемости воспитанников детских учреждений и приемных детей.21 Но существовали и проблемы – система воспитания и образования в детских учреждениях была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Государственная помощь детям-сиротам не компенсировала неравенства их социальных возможностей. Детские дома не могли заменить семью.
Была еще одна проблема - проблема кадров, которая существовала повсеместно – в городах и сельской местности. Советское руководство разработало механизмы обеспечения предприятий рабочими кадрами. Одним из наиболее эффективных являлся организованный набор (оргнабор) рабочей силы, практиковавшийся до войны и возобновившийся в 1946 году.22
Важный вклад в решение проблемы кадров вносила система государственных трудовых резервов: за пять послевоенных лет она дала промышленности, строительству и транспорту около 3,4 миллионов молодых рабочих.23 Заметный вклад вносили проводившиеся по инициативе комсомола, организованные массовые общественные призывы, молодежи на стройки и предприятия.
В 4-м пятилетнем плане намечена была программа профессионального обучения молодежи. Рассчитывалось обучить 4,5 млн. квалифицированных рабочих, непосредственно на производстве - 7,7 млн. рабочих, повысить квалификацию 13,9 млн. человек.
В сентябре 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготовленных в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО», которое определило конкретные задачи хозяйственных органов по расширению сети и укреплению материально-технической базы трудовых резервов, увеличению контингента и улучшению качества обучения молодых рабочих.24
В мае 1946 года Главное управление
трудовых резервов и Комитет по учету
и распределению рабочей силы
были преобразованы в Министерство
трудовых резервов, что дало возможность
сосредоточить в одном
Большое внимание уделялось
укреплению руководящих и
В результате данных мер народное хозяйство страны получило пополнение молодых рабочих таких специальностей, в которых остро нуждалось.
Предметом постоянной заботы партии и правительства являлась подготовка новых рабочих непосредственно на производстве. Предстояло научить рабочим профессиям сотни тысяч людей, пришедших на промышленные предприятия, переучить многих производственников, занятых в годы войны узкоспециализированным трудом.
Обучение на самом производстве обходилось дешевле, чем в школах ФЗО и училищах, что являлось немаловажным фактором в первое послевоенное годы.
Время обучения рабочего на предприятии составлял, примерно, 3 – 6 месяцев и процесс обучения был приближен потребностями конкретного завода, фабрики, что позволяло быстро включать вновь обученных в производственный цикл.
Кроме того большое распространение получила такая форма повышения производственной квалификации, как школы передового опыта. Их работа была направлена на изучение наиболее эффективных форм работы, применение которых помогало более экономно использовать сырье и материалы, повышать качество выпускаемой продукции, успешно осваивать внедряемое в производство оборудование и выпуск новых видов изделий, повышать производительность труда. В целом по стране с 1946 по 1950 годы количество рабочих, занимавшихся в школах передового опыта, увеличилось в два раза.
Из вышесказанного можно сделать несколько выводов:
То есть, в целом проводимая политика сумела вернуть страну к мирной жизни, и хотя и не все проблемы решены были в полной мере.
Как уже было написано выше,
материальное положение советских
людей к концу войны
Одной из важных мер первого послевоенного года было восстановление ежегодных отпусков рабочим и служащим, проведенное Указом Верховного совета СССР от 30 июня 1945 года.25 Во второй половине этого же года был повсеместно восстановлен 8-часовой рабочий день на производстве.26
Сокращение расходов на оборону
в послевоенное пятилетие и проведение
массовой демобилизации из армии
позволили государству
13 сентября СНК СССР
принял постановление « О
С первого января 1946 года был отменен военный налог с населения (в 1945 году он составил 20,3 млрд. рублей в ценах 1945 года). В том же году был увеличен размер необлагаемого минимума зарплаты рабочих со 150 до 260 рублей в месяц. С 16 сентября 1946 года в связи с повышением пайковых цен на продовольственные товары для работников, получавших от 300 до 900 рублей в месяц, вводилась ежемесячная доплата в размере от 80 до 100 рублей, получившая название «хлебной надбавки».В этом же году заработная плата рабочих и инженерно-технических работников ведущих отраслей промышленности была повышена на 20 %. В целом в стране за 1945 – 1947 годы средний уровень зарплаты вырос на 32%, однако в последующие годы темпы роста уровня зарплаты были значительно ниже.27
Большое значение для работников
восточных районов страны имело
постановление Совета Министров
СССР «О повышении зарплаты и строительстве
жилищ для рабочих и инженерно-